Поединок

Александр Иванович Куприн


Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
60 сочинения

«КРИТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ АРМЕЙСКОГО ОБЩЕСТВА В ПОВЕСТИ А. И. КУПРИНА «ПОЕДИНОК»»

Сочинение



Действие повести относится к середине 90-х годов XIX века. Современники увидели в ней осуждение армейских порядков и ра­зоблачение офицерского состава. И это мне­ние через несколько лет подтвердит сама ис­тория, когда русская армия потерпит сокру­шительное поражение в боях под Мукденом, Ляоляном, Порт-Артуром. Почему это про­изошло? Мне кажется, что «Поединок» ярко и четко отвечает на поставленный вопрос. Может ли быть боеспособной армия, где ца­рит античеловеческая разлагающая и отупля­ющая атмосфера, где офицеры теряются, когда нужно проявить находчивость, сообра­зительность и инициативу, где солдат дово­дят до отупения бессмысленной муштрой, побоямии издевательствами?

«За исключением немногих честолюбцев и карьеристов, все офицеры несли службу как принудительную, неприятную, опротивевшую барщину, томясь ею и не любя ее. Младшие офицеры, совсем по-школьнически, опазды­вали на занятия и потихоньку убегали с них, если знали, что им за это не достанется... При этом все сильно пьянствовали, как в собра­нии, так и в гостях друг у друга... На службу ротные ходили с таким же отвращением, как и субалтерн-офицеры...» — читаем мы. Дей­ствительно, полковая жизнь, которую рисует Куприн, нелепа, пошла и безотрадна. Вы­рваться из нее можно только двумя способа­ми: уйти в запас (и оказаться без специально­сти и средств к существованию) или пытаться поступить в академию и, окончив ее, поднять­ся на более высокую ступень по военной ле­стнице, «сделать карьеру». Однако способны­ми на это оказываются единицы. Судьба же основной массы офицерства — тянуть беско­нечную и нудную лямку с перспективой выйти в отставку с небольшой пенсией.

Повседневная жизнь офицеров складыва­лась из руководства строевыми занятиями, контроля за изучением «словесности» (т. е. во­инских уставов) солдатами, посещения офи­церского собрания. Пьянки в одиночку и в ком­пании, карты, романы с чужими женами, тра­диционные пикники и «балки», поездки в местный публичный дом — вот и все развлече­ния, доступные офицерам. «Поединок» рас­крывает то обесчеловечивание, душевное опу­стошение, которому подвергаются люди в ус­ловиях армейской жизни, измельчание и опошление этих людей. Но иногда они прозре­вают на какое-то время, и эти моменты страш­ны и трагичны: «Изредка, время от времени, в полку наступали дни какого-то общего, по­вального, безобразного кутежа. Может быть, это случалось в те странные моменты, когда люди, случайно между собой связанные, но все вместе осужденные на скучную бездея­тельность и бессмысленную жестокость, вдруг прозревали в глазах друг у друга, там, далеко, в запутанном и угнетенном сознании, какую-то таинственную искру ужаса, тоски и безумия. И тогда спокойная, сытая как у племенных бы­ков, жизнь точно выбрасывалась из своего русла». Начиналось какое-то коллективное бе­зумие, люди словно теряли человеческий облик. «По дороге в собрание офицеры много безобразничали. Останавливали проходящего еврея, подзывали его и, сорвав с него шапку, гнали извозчика вперед; потом бросали эту шапку куда-нибудь за забор, на дерево. Бобетинский избил извозчика. Остальные громко пели и бестолково кричали».

Армейская жизнь, жестокая и бессмыслен­ная, порождает и своеобразных «чудовищ». Это опустившиеся и отупевшие, закосневшие в предрассудках люди — служаки, пошлые ме­щане и нравственные уроды. Один из них — ка­питан Слива. Это тупой служака, ограниченный и грубый человек. «Все, что выходило за пре­делы строя, устава и роты и что он презритель­но называл чепухой и мандрагорией, безус­ловно для него не существовало. Влача всю свою жизнь суровую служебную лямку, он не прочел ни одной книги и ни одной газеты...» Хотя Слива и внимателен к солдатским нуж­дам, но это качество сводится на нет его жес­токостью: «Этот вялый, опустившийся на вид человек был страшно суров с солдатами и не только позволял драться унтер-офицерам, но и сам бил жестоко, до крови, до того, что провинившийся падал с ног под его ударами». Еще более страшен капитан Осадчий, внушаю­щий «нечеловеческий трепет» своим подчи­ненным. Даже в облике его есть что-то звери­ное, хищное. Он настолько жесток с солдата­ми, что в его роте ежегодно кто-то кончал жизнь самоубийством.

В чем же причина такого духовного опусто­шения, нравственного уродства? Куприн от­вечает на этот вопрос устами Назанского, од­ного из немногих положительных персонажей повести: «...так и все они, даже самые луч­шие, самые нежные из них, прекрасные отцы и внимательные мужья, — все они на службе делаются низменными, трусливыми, злыми, глупыми зверюшками. Вы спросите: почему? Да именно потому, что никто из них в службу не верит и разумной цели этой службы не ви­дит»; «...для них служба — это сплошное от­вращение, обуза, ненавидимое ярмо».

Спасаясь от мертвящей скуки армейской жизни, офицеры стараются придумать для себя какое-то побочное занятие. Для боль­шинства это, конечно, пьянство и карты. Не­которые занимаются коллекционированием и рукоделием. Подполковник Рафальский от­водит душу в своем домашнем зверинце, ка­питан Стельковский превратил в хобби раз­вращение молоденьких крестьянок.

Что же заставляет людей бросаться в этот омут, посвящать себя армейской службе? Ку­прин считает, что в этом отчасти виноваты представления о военных, сложившиеся в обществе. Так, главный герой повести под­поручик Ромашов, пытаясь осмыслить жиз­ненные явления, приходит к выводу, что «мир разделялся на две неравные части: одна — меньшая — офицерство, которое окружает честь, сила, власть, волшебное достоинство мундира и вместе с мундиром почему-то и патентованная храбрость, и физическая си­ла, и высокомерная гордость; другая — ог­ромная и безличная — штатские, иначе шпа­ки, штафирки и рябчики; их презирали...» И писатель выносит приговор военной службе, которая с ее призрачной доблестью создана «жестоким, позорным, всечеловеческим не­доразумением».

Другие сочинения по этому произведению


Автор и его герои в повести А. И. Куприна "Поединок" Идейно-художественное своеобразие повести А. Куприна «Поединок» Испытание любовью (по повести А. И. Куприна «Поединок») Мир человеческих чувств в прозе начала xx века Нравственные и социальные проблемы в повести А. Куприна «Поединок». Нравственные и социальные проблемы повести Куприна «Поединок» Нравственные искания героев Куприна на примере героев повести «Поединок» Повесть А.И. Куприна «Поединок» как протест против обезличивания и душевной пустоты Поединок в «Поединке» (по одноименной повести А.И.Куприна) Поединок насилия и гуманизма Развенчание романтики военной службы (по повести «Поединок») Россия в произведениях А. И. Куприна (по повести «Поединок») Сила и слабость натуры подпоручика Ромашова (по повести А. И. Куприна «Поединок») Сила любви (по повести А. И. Куприна «Поединок») Смысл названия и проблематика повести А. И. Куприна «Поединок» Смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок» Смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок» Сословная мораль офицерства по повести Куприна «Поединок» Три гордых призвания человека по повести А. И. Куприна «Поединок» Характеристика гарнизона в повести Куприна «Поединок» Образ Ромашова и Назанского в повести А.И. Куприна «Поединок» Анализ повести "Поединок" Куприна А.И. В чем смысл названия повести А. И. Куприна "Поединок" Образ Ромашова в повести Куприна «Поединок» Образ Ромашова в повести «Поединок» Нравственные и социальные проблемы в повести Куприна «Поединок» Изображение армейской среды в повести А. И. куприна «Поединок» Проблематика повести А. Куприна “Поединок” Повесть А. И. Куприна «Поединок»: сюжет и герои Любовь в повести А. И. Куприна «Поединок» Подпоручик Ромашов Образ подпоручика Ромашова в повести А. И. Куприна «Поединок» Тема офицерства в повести Куприна «Поединок» Сила и слабость натуры подпоручика Ромашова Герои повести А.И. Куприна «Поединок» В чем трагедия Ромашова? (По повести А.И. Куприна «Поединок») Основные темы творчества («Молох» «Олеся» «Поединок») Назанский в повести А. И. Куприна “Поединок” Рассмотрение самопожертвования во имя любви по повести Куприна "Гранатовый браслет" Психология личности в повести А. И. Куприна «Поединок» Нравственные и социальные проблемы в повести Куприна Идейно-художественное своеобразие повести А.И.Куприна "Поединок" Человек на плацу (по повести «Поединок») Протест подпоручика Ромашова против несправедливости тупой и жестокой жизни в повести А.И.Куприна «Поединок» Изображение армейской среды в повести Куприна «Поединок» Идейно-художественное своеобразие повести "Поединок" ЛЮБОВЬ КАК ТРАГЕДИЯ НЕЗАУРЯДНОЙ ЛИЧНОСТИ (По произведениям А. И. Куприна) «Муштра, одна муштра...»(по произведениям Л.Н.Толстого «После бала» и А. И. Куприна «поединок» ) Подпоручик Ромашов и его роль в повести Куприна «Поединок» «Поединок» произведение политически злободневное Повесть А. И. Куприна “Поединок” как протест против обезличивания и душевной пустоты Образ народа в повести Куприна «Поединок» Духовная связь писателя с его литературным героем (по творчеству А. И. Куприна) «Чистый свет высокой нравственной идеи» в русской литературе А.И. Куприн - Поединок Поединок насилия и гуманизма (по повести Куприна “Поединок”) Критическое изображение армейского общества в повести «Поединок» Автор и его герои в повести Куприна «Поединок» Социальная проблематика в повести А. И. Куприна «Поединок»