Поединок

Александр Иванович Куприн


Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
60 сочинения

«Психология личности в повести А. И. Куприна «Поединок»»

Сочинение



Повесть А. И. Куприна «Поединок» по­явилась в свет в 1905 году. Она сразу при­влекла к себе всеобщее внимание и сдела­ла знаменитым ее автора.

Материал для создания «Поединка» дала Куприну сама жизнь. Писатель учился в ка­детском корпусе и в юнкерском училище, затем почти четыре года прослужил в ар­мейском пехотном полку. Накопленные впечатления и легли в основу повести, поз­волили писателю правдиво изобразить картины провинциальной армейской жиз­ни и создать целую галерею портретов офицеров и солдат.

У офицеров N-ского полка есть общие черты, обусловленные сходством службы, быта, условий жизни. Их повседневность складывается из строевых занятий и изуче­ния воинских уставов, офицерских собра­ний, выпивок в одиночку или в компании, связей с чужими женами, игр в карты.

Однако каждый из офицеров наделен ка­кими-то своими, характерными чертами. Вот перед нами непритязательный, добро­душный поручик Веткин. Он привык ни о чем не задумываться, жить одним днем. Веткин производит впечатление легко­мысленного и недалекого человека. Рот­ный командир капитан Слива — тупой слу­жака, «грубый и тяжелый осколок прежней, отошедшей в область предания, жестокой дисциплины» — не интересуется ничем, что выходит за пределы роты, строя и уста­ва. Поэтому неудивительно, что во всем мире у него лишь две привязанности: «строевая красота своей роты и тихое, уе­диненное ежедневное пьянство по вече­рам». Поручик Бек-Агамалов никак не мо­жет справиться со вспышками диких кро­вожадных инстинктов. Капитан Осадчий прославился своей жестокостью. Он вос­певает «свирепую беспощадную войну» и внушает «нечеловеческий трепет» своим подчиненным. Продолжают эту галерею портретов меланхоличный и пассивный штабс-капитан Лещенко, «способный одним своим видом навести тоску»; фат и пустыш­ка Бобетинский, воображающий себя изящ­ным великосветским человеком; «молодой старик», хлыщеватый поручик Олизар и мно­гие другие. Искреннюю жалость вызывает нищий вдовый поручик Зегржт, которому не хватает крошечного жалованья, чтобы про­кормить четверых детей.

Спасаясь от скуки и рутины, офицеры стараются придумать себе какое-нибудь занятие, средство уйти от тяжелой бес­смыслицы военной службы. Так, подпол­ковник Рафальский, по прозвищу Брем, от­водит душу в домашнем зверинце. Среди товарищей он слывет «милым, славным чу­даком, добрейшей душой». Но как-то раз «добрейший человек», взбешенный тем, что горнист из-за крайней усталости не­верно выполнил его приказ, так ударил, его, что солдат вместе с кровью выплюнул на землю выбитые зубы.

Истинным военным по призванию явля­ется капитан Стельковский. Он заботится о своих солдатах, у него лучшая рота в пол­ку: «Люди в ней были все как на подбор, сытые, бойкие, глядевшие осмысленно и смело в глаза всякому начальству... В роте у него не дрались и даже не ругались... его рота по великолепному внешнему виду и по выучке не уступила бы любой гвардей­ской части». Во время военного смотра ка­питан проявляет себя как отличный коман­дир — находчивый, сообразительный и инициативный. Однако вне службы Стельковский не может похвалиться благородст­вом и высокими душевными качествами: он совращает молоденьких крестьянских девушек, и это стало для него своеобраз­ным развлечением.

Повесть «Поединок» раскрывает бесче­ловечность, душевное опустошение людей в условиях армейской жизни, измельчание и опошление их. Армейской среде с ее косной офицерской кастой и доводимыми до одурения солдатами противопоставля­ются подпоручик Ромашов и его старший друг офицер Назанский.

Для читателя Ромашов, прежде всего, обаятельный молодой человек, привлека­ющий своим благородством и душевной чистотой. Однако именно из-за этих ка­честв Ромашову трудно ужиться в армей­ской среде. Он добр и простодушен, об­ладает ярким воображением, детской мечтательностью. Окружают же его в большинстве своем опустившиеся, по­рочные люди, которые разучились мыс­лить. Неудивительно, что Ромашов чувст­вует себя чужим и одиноким среди них: «Уже не в первый раз за полтора года сво­ей офицерской службы испытывал он это мучительное сознание своего одиночест­ва и затерянности среди чужих, недобро­желательных или равнодушных людей...» Ему не по душе грубые армейские при­вычки, карты, попойки, пошлые связи, из­девательства над солдатами.

Особую симпатию читателей вызывает его отзывчивость, сострадание к чужому несчастью. Так, Ромашов вступается за татарина Шарафутдинова, который почти не понимает по-русски и никак не может уразуметь, чего от него хочет полковник. Он удерживает от самоубийства солдата Хлебникова, доведенного до отчаяния из­девательствами и побоями. Ромашов, в отличие от других офицеров полка, пони­мает, что «серые Хлебниковы с их одно­образно-покорными и обессмысленными лицами — на самом деле живые люди, а не механические величины...». Человечность подпоручика сказывается и во многом другом: в обсуждении офицер­ских расправ со «шпаками» (то есть штат­скими), в том, как он относится к своему денщику черемису Гайнану и его веровани­ям, в том, как Ромашов, рискуя жизнью, ос­тался один перед обезумевшим Бек-Агамаловым и защитил от него женщину, в том, как мучительно тяготился Ромашов пош­лым романом с Раисой Петерсон, в том, на­конец, как чисто и самоотверженно полю­бил он Александру Петровну.

Создавая образы героев повести, Ку­прин проявляет поразительную наблюда­тельность в описании бытовых подробнос­тей, незаметных, но важных мелочей. На­пример, о Ромашове сказано, что он имеет наивную юношескую привычку думать о себе в третьем лице словами романов, которых успел начитаться. И вот перед на­ми образ молодого человека, немного смешного, впечатлительного и неуверен­ного в себе, который хочет казаться значи­тельным.

Особое место среди героев «Поединка» занимает Назанский. Это наименее жиз­ненный персонаж повести. По-видимому, писатель вводит его для выражения своих взглядов. Казалось бы, почему их нельзя вложить в уста такого прекрасного чело­века, как Ромашов? Но подпоручик слиш­ком молод и недостаточно образован, что­бы стать выразителем такой философии. Кроме того, Назанский дополняет образ Ромашова.

В уста Назанского Куприн вложил беспо­щадную критику армии и офицерства. «Нет, подумайте вы о нас, несчастных армеутах, об армейской пехоте, об этом главном ядре славного и храброго русского войска. Ведь все это заваль, рвань, отбросы», — говорит Назанский. Трагедия этого человека заклю­чается в том, что он прекрасно понимает всю мерзость окружающей его среды, но не в силах что-либо изменить. Более того, ему не с кем, кроме Ромашова, поделиться сво­ими взглядами на жизнь, потому что его ни­кто не в состоянии понять: «Они смеются: ха-ха-ха, это все философия!.. Смешно, и дико, и непозволительно думать офицеру армейской пехоты о возвышенных матери­ях. Это философия, черт возьми, следова­тельно — чепуха, праздность и нелепая бол­товня».

Поэтому неудивительно, что Назанский чувствует себя счастливым и свободным только в пьяном угаре, когда наступает оче­редной запой. «И вот наступает для меня это время, которое они зовут таким жесто­ким именем, — делится он с Ромашовым. — Это время моей свободы... свободы духа, воли и ума. Я живу тогда, может быть, странной, но глубокой, чудесной внутрен­ней жизнью. Такой полной жизнью!»

Но, несмотря ни на что, Назанский обладает огромным жизнелюбием. Куприн пе­редал ему свое восхищение жизнью, свое преклонение перед ее радостью и красо­той. «А посмотрите, нет, посмотрите толь­ко, как прекрасна, как обольстительна жизнь! — воскликнул Назанский, широко простирая вокруг себя руки. — О радость, о божественная красота жизни!» Герой Ку­прина искренне убежден в том, что будет прославлять прелесть жизни даже в самые страшные минуты, даже если он попадет под поезд и его внутренности «смешаются с песком и намотаются на колеса». Это жизнелюбие, полное ощущение радости и красоты были присущи и мировоспри­ятию писателя. Столь же близки ему и вдохновенные слова о любви к женщине, которые произносит Назанский. По его мнению, любовь — самое прекрасное и удивительное чувство, даже если она ли­шена взаимности. Василий Нилович гово­рит, что счастье — хоть раз в год случайно увидеть любимую женщину, целовать сле­ды ее ног, раз в жизни коснуться ее платья. Он воспевает готовность отдать за нее, «за ее каприз, за ее мужа, за любовника, за ее * любимую собачонку» и жизнь, и честь, «и все, что только возможно отдать». Взволнованный Ромашов всей душой при­нимает эти слова, потому что именно так любит он Александру Петровну.

Назанский делится с Ромашовым и дру­гими мыслями — о будущем, о «новых, смелых и гордых» людях, о своем идеале. Назанский отвергает евангельское настав­ление «люби ближнего, как самого себя». Он утверждает, что на смену любви к чело­вечеству идет новая вера: «Это любовь к себе, к своему прекрасному телу, к свое­му всесильному уму, к бесконечному бо­гатству своих чувств... Вы — царь мира, его гордость и украшение... Делайте что хоти­те. Берите все, что вам нравится. Не стра­шитесь никого во всей вселенной, потому что над вами никого нет и никто не равен вам. Настанет время, и великая вера в свое «я» осенит, как огненные языки свято­го духа, головы всех людей, и тогда уже не будет ни рабов, ни господ, ни калек, ни жа­лости, ни пороков, ни злобы, ни зависти. Тогда люди станут богами».

Хотя Ромашов восторженно слушает от­кровения Назанского и даже хочет назвать собеседника учителем, ему чуждо его ниц­шеанское презрение к слабому. (Доста­точно вспомнить, как бережно относится Ромашов к Хлебникову, как добр к Гайнану.) Несмотря на ум и блеск Назанского, Ромашов предстает перед читателем го­раздо более благородным, по-человечес­ки более привлекательным. Потому что для Куприна наиболее важной в повести явля­ется мысль о том, что честный и порядоч­ный человек всегда выше, всегда остается победителем в духовном плане.

Другие сочинения по этому произведению


Автор и его герои в повести А. И. Куприна "Поединок" Идейно-художественное своеобразие повести А. Куприна «Поединок» Испытание любовью (по повести А. И. Куприна «Поединок») КРИТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ АРМЕЙСКОГО ОБЩЕСТВА В ПОВЕСТИ А. И. КУПРИНА «ПОЕДИНОК» Мир человеческих чувств в прозе начала xx века Нравственные и социальные проблемы в повести А. Куприна «Поединок». Нравственные и социальные проблемы повести Куприна «Поединок» Нравственные искания героев Куприна на примере героев повести «Поединок» Повесть А.И. Куприна «Поединок» как протест против обезличивания и душевной пустоты Поединок в «Поединке» (по одноименной повести А.И.Куприна) Поединок насилия и гуманизма Развенчание романтики военной службы (по повести «Поединок») Россия в произведениях А. И. Куприна (по повести «Поединок») Сила и слабость натуры подпоручика Ромашова (по повести А. И. Куприна «Поединок») Сила любви (по повести А. И. Куприна «Поединок») Смысл названия и проблематика повести А. И. Куприна «Поединок» Смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок» Смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок» Сословная мораль офицерства по повести Куприна «Поединок» Три гордых призвания человека по повести А. И. Куприна «Поединок» Характеристика гарнизона в повести Куприна «Поединок» Образ Ромашова и Назанского в повести А.И. Куприна «Поединок» Анализ повести "Поединок" Куприна А.И. В чем смысл названия повести А. И. Куприна "Поединок" Образ Ромашова в повести Куприна «Поединок» Образ Ромашова в повести «Поединок» Нравственные и социальные проблемы в повести Куприна «Поединок» Изображение армейской среды в повести А. И. куприна «Поединок» Проблематика повести А. Куприна “Поединок” Повесть А. И. Куприна «Поединок»: сюжет и герои Любовь в повести А. И. Куприна «Поединок» Подпоручик Ромашов Образ подпоручика Ромашова в повести А. И. Куприна «Поединок» Тема офицерства в повести Куприна «Поединок» Сила и слабость натуры подпоручика Ромашова Герои повести А.И. Куприна «Поединок» В чем трагедия Ромашова? (По повести А.И. Куприна «Поединок») Основные темы творчества («Молох» «Олеся» «Поединок») Назанский в повести А. И. Куприна “Поединок” Рассмотрение самопожертвования во имя любви по повести Куприна "Гранатовый браслет" Нравственные и социальные проблемы в повести Куприна Идейно-художественное своеобразие повести А.И.Куприна "Поединок" Человек на плацу (по повести «Поединок») Протест подпоручика Ромашова против несправедливости тупой и жестокой жизни в повести А.И.Куприна «Поединок» Изображение армейской среды в повести Куприна «Поединок» Идейно-художественное своеобразие повести "Поединок" ЛЮБОВЬ КАК ТРАГЕДИЯ НЕЗАУРЯДНОЙ ЛИЧНОСТИ (По произведениям А. И. Куприна) «Муштра, одна муштра...»(по произведениям Л.Н.Толстого «После бала» и А. И. Куприна «поединок» ) Подпоручик Ромашов и его роль в повести Куприна «Поединок» «Поединок» произведение политически злободневное Повесть А. И. Куприна “Поединок” как протест против обезличивания и душевной пустоты Образ народа в повести Куприна «Поединок» Духовная связь писателя с его литературным героем (по творчеству А. И. Куприна) «Чистый свет высокой нравственной идеи» в русской литературе А.И. Куприн - Поединок Поединок насилия и гуманизма (по повести Куприна “Поединок”) Критическое изображение армейского общества в повести «Поединок» Автор и его герои в повести Куприна «Поединок» Социальная проблематика в повести А. И. Куприна «Поединок»