Поединок

Александр Иванович Куприн


Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
60 сочинения

«Испытание любовью (по повести А. И. Куприна «Поединок»)»

Сочинение

Повесть А. И. Куприна «Поединок», увидевшая свет в 1905 году, считается одним из лучших произведений писателя. Она рассказывает о жизни русской армии начала 20 века, о ее «внутренних» законах и обычаях.

Можно сказать, что это произведение произвело в обществе эффект взрыва, вызвало шок — никто до Куприна не описывал армейскую действительность как безжалостную машину, уничтожающую все живое, перемалывающую каждого, кто попадал в ее жернова.

Важно, что рамки повести гораздо шире описания армейских законов — произведение «вскрывает» жизнь всего русского общества. В «Поединке» поднимаются важные общественно-философские вопросы: взаимоотношения личности и общества, интеллигенции и народа, проблема свободы, истинной и ложной любви, иллюзий и самообмана.

В центре повести — судьба юного офицера Георгия Ромашова, попавшего на службу в провинциальный гарнизон. Куприн всячески подчеркивает тонкую, ранимую, романтическую натуру этого юноши. Он полон иллюзий относительно себя и своей карьеры, мечтает добиться больших высот в армии и жизни, видит вокруг и в будущем только хорошее.

Но суровая действительность русской армии посылает герою одно испытание за другим. Одним из таких суровых испытаний стала для Ромашова любовь. Дамой своего сердца юноша выбрал Шурочку — Александру Петровну Николаеву, жену поручика Николаева.

Важно, что герой видит Шурочку сквозь призму первого сильного чувства — он не замечает в ней недостатков, все в этой женщине кажется ему прекрасным, почти идеальным: «Ты прекрасна! Милая! Вот я сижу и гляжу на тебя — какое счастье!»

Ромашов не замечает, что Александра Петровна, по большому счету, лишь «играется» с ним — милым, трогательным мальчиком, готовым ради нее на все. Такое обожание льстит самолюбию этой амбициозной и умной женщины, мечтающей о жизни в столице.

Александра Петровна прекрасно видит всю убогость и серость жизни провинциального гарнизона. Пьянство, разврат, невежество, жестокость — вот что царит в среде русского офицерства. Все живое, ясное, цельное, что попадает туда, уничтожается всеми возможными способами. Куприн показывает, что армейская система не заинтересована в сильных, мыслящих личностях, способных сопротивляться. Именно поэтому даже талантливые люди там быстро «ломаются», начинают пить, чтобы не видеть всего, что происходит вокруг, чтобы заглушить в себе голос души и сердца.

Шурочка, обладая проницательностью и цепким умом, понимает все это.

Она знает себе цену: «…я знаю, что я молода, умна, образованна. Не красива. Но я сумею быть интереснее многих красавиц, которые на публичных балах получают в виде премии за красоту мельхиоровый поднос или будильник с музыкой». Эта женщина стремится к другой жизни — столичной, наполненной светскими событиями, интересными мужчинами, пышными приемами, изысканными комплиментами: «Ты ведь знаешь, я ненавижу до дрожи это мещанское, нищенское офицерское общество. Я хочу быть всегда прекрасно одетой, красивой, изящной, я хочу поклонения, власти!».

И это желание в героине настолько сильно, что она «пойдет по головам», не остановится ни перед чем ради достижения своей цели. Так, Александра Петровна прикладывает все усилия, чтобы ее муж поступил в военную академию. Он уже несколько раз «проваливал» экзамен, но Шурочка настойчиво заставляет его зубрить военные дисциплины снова и снова, не теряя надежды попасть в Петербург.

Однако юный восторженный Ромашов всего этого не видит. Он ослеплен чувством и готов сделать ради своей обожаемой Шурочки все, что угодно. Георгия не смущает, что его возлюбленная замужем, что она собирается навсегда покинуть гарнизон. Живущий иллюзиями и юношескими мечтами, герой грезит о том, что он и его «милая Саша» каким-то чудесным образом будут вместе.

Куприн показывает нам, как происходит взросление этого двадцатиоднолетнего юноши. Ромашов начинает размышлять о сложных вопросах жизнеустройства, начинает понимать, что происходит вокруг него — в армии и в обществе в целом. В этих, часто горестных, размышлениях Георгия поддерживает лишь мысль о Шурочке, его чувство к ней.

Ночные прогулки юноши часто заканчиваются у окна Александры Павловны. Он охраняет ее покой, стремится к своей любимой, мучается от того, что Шурочка принадлежит не ему: «Ты не слышишь меня! — с горьким упреком прошептал Ромашов. — Ты сидишь теперь с ним рядом, около лампы, спокойная, равнодушная, красивая. Ах, боже мой, боже, как я несчастлив!»

Ближе к финалу повести происходит неизбежное столкновение Ромашова с его соперником — поручиком Николаевым. Молодой человек вызывает мужа Шурочки на дуэль: он хочет отстоять свою честь и померяться силами с противником. Но Александра Петровна, боясь за то, что ее труды пойдут даром и мужа после этой скандальной истории не допустят к экзаменам, уговаривает Ромашова пойти на обман. Шурочка уверяет молодого человека, который готов ради нее на все — даже забыть про свою честь и достоинство, что пистолеты не будут заряжены. Значит, дуэль будет для обоих противников лишь формальностью, но, в тоже время, спасет их доброе имя.

Ромашов соглашается на такой обман. И лишь в самом финале повести мы узнаем, что в этой дуэли был еще один обман — оружие оказалось заряженным. Поручик Николаев ранит Ромашова, и тот умирает от внутреннего кровоизлияния.

Эти финальные строки произведения становятся шоком для читателя. Можно сказать, что в повести все-таки прозвучал выстрел, и этим выстрелом стали сухие слова служебного рапорта: «…подпоручик Ромашов ранен был в правую верхнюю часть живота… По истечении установленной полуминуты для ответного выстрела обнаружилось, что подпоручик Ромашов отвечать противнику не может… При перенесении подпоручика Ромашова в коляску последний впал в тяжелое обморочное состояние и через семь минут скончался от внутреннего кровоизлияния».

Название повести — «Поединок» — символично обозначает, что главный герой вел многочисленные поединки с жизнью. Одним из них был его поединок с любовью. Ромашов проиграл его. На мой взгляд, это произошло гораздо раньше дуэли — еще тогда, когда Георгий влюбился в Шурочку, начал идеализировать эту женщину, не понимая ее истинной натуры.

Но можно ли сказать, что герой «Поединка» не выдержал испытания любовью? А можно ли назвать то чувство, которое он испытывал, любовью? Или это была очередная иллюзия героя? Я думаю, что, скорее, иллюзия. И поэтому, наверное, у Ромашова не было никакого испытания — он просто пытался жить, взрослеть, мыслить в тех условиях, которые не допускали этого. И в поединке с этой средой герой проиграл, причем проиграл полностью, совершенно. Безжалостная машина в лице поручика Николаева лишила юного Ромашова жизни, еще раз подтвердив, что светлым и чистым личностям в ней нет места.

Другие сочинения по этому произведению


Автор и его герои в повести А. И. Куприна "Поединок" Идейно-художественное своеобразие повести А. Куприна «Поединок» КРИТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ АРМЕЙСКОГО ОБЩЕСТВА В ПОВЕСТИ А. И. КУПРИНА «ПОЕДИНОК» Мир человеческих чувств в прозе начала xx века Нравственные и социальные проблемы в повести А. Куприна «Поединок». Нравственные и социальные проблемы повести Куприна «Поединок» Нравственные искания героев Куприна на примере героев повести «Поединок» Повесть А.И. Куприна «Поединок» как протест против обезличивания и душевной пустоты Поединок в «Поединке» (по одноименной повести А.И.Куприна) Поединок насилия и гуманизма Развенчание романтики военной службы (по повести «Поединок») Россия в произведениях А. И. Куприна (по повести «Поединок») Сила и слабость натуры подпоручика Ромашова (по повести А. И. Куприна «Поединок») Сила любви (по повести А. И. Куприна «Поединок») Смысл названия и проблематика повести А. И. Куприна «Поединок» Смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок» Смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок» Сословная мораль офицерства по повести Куприна «Поединок» Три гордых призвания человека по повести А. И. Куприна «Поединок» Характеристика гарнизона в повести Куприна «Поединок» Образ Ромашова и Назанского в повести А.И. Куприна «Поединок» Анализ повести "Поединок" Куприна А.И. В чем смысл названия повести А. И. Куприна "Поединок" Образ Ромашова в повести Куприна «Поединок» Образ Ромашова в повести «Поединок» Нравственные и социальные проблемы в повести Куприна «Поединок» Изображение армейской среды в повести А. И. куприна «Поединок» Проблематика повести А. Куприна “Поединок” Повесть А. И. Куприна «Поединок»: сюжет и герои Любовь в повести А. И. Куприна «Поединок» Подпоручик Ромашов Образ подпоручика Ромашова в повести А. И. Куприна «Поединок» Тема офицерства в повести Куприна «Поединок» Сила и слабость натуры подпоручика Ромашова Герои повести А.И. Куприна «Поединок» В чем трагедия Ромашова? (По повести А.И. Куприна «Поединок») Основные темы творчества («Молох» «Олеся» «Поединок») Назанский в повести А. И. Куприна “Поединок” Рассмотрение самопожертвования во имя любви по повести Куприна "Гранатовый браслет" Психология личности в повести А. И. Куприна «Поединок» Нравственные и социальные проблемы в повести Куприна Идейно-художественное своеобразие повести А.И.Куприна "Поединок" Человек на плацу (по повести «Поединок») Протест подпоручика Ромашова против несправедливости тупой и жестокой жизни в повести А.И.Куприна «Поединок» Изображение армейской среды в повести Куприна «Поединок» Идейно-художественное своеобразие повести "Поединок" ЛЮБОВЬ КАК ТРАГЕДИЯ НЕЗАУРЯДНОЙ ЛИЧНОСТИ (По произведениям А. И. Куприна) «Муштра, одна муштра...»(по произведениям Л.Н.Толстого «После бала» и А. И. Куприна «поединок» ) Подпоручик Ромашов и его роль в повести Куприна «Поединок» «Поединок» произведение политически злободневное Повесть А. И. Куприна “Поединок” как протест против обезличивания и душевной пустоты Образ народа в повести Куприна «Поединок» Духовная связь писателя с его литературным героем (по творчеству А. И. Куприна) «Чистый свет высокой нравственной идеи» в русской литературе А.И. Куприн - Поединок Поединок насилия и гуманизма (по повести Куприна “Поединок”) Критическое изображение армейского общества в повести «Поединок» Автор и его герои в повести Куприна «Поединок» Социальная проблематика в повести А. И. Куприна «Поединок»