Идиот

Фёдор Михайлович Достоевский


Краткое изложение
Читается примерно за 11 минут
Сочинения
64 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Сцена чтения пушкинского стихотворения (Анализ эпизода из 7 главы, части 2 романа Ф. М. Достоевского «Идиот»).»

Сочинение

Действие сцены чтения пушкинского стихотворения происходит на даче Лебедева, где отдыхает князь Мышкин. Собираются два семейства: Епанчиных и Иволгиных. Сцена начинается ещё в шестой главе (в 7-й продолжается и сменяется появлением молодых «нигилистов») со слов Коли Иволгина, обращённых к Аглае Епанчиной: «Месяц назад вы „Дон-Кихота“ перебирали и воскликнули эти слова, что нет лучше „рыцаря бедного“. Не знаю, про кого вы тогда говорили: про Дон-Кихота, или про Евгения Павлыча, или ещё про одно лицо».

Присутствующие разговаривают о «рыцаре бедном», подразумевая под ним Мышкина. Ситуация становится довольно скользкой в тот момент, когда Аглая открыто заявляет: «Я сначала не понимала и смеялась, а теперь люблю „рыцаря бедного“, а главное, уважаю его подвиги». Дабы снять напряжение, Лизавета Прокофьевна Епанчина просит Аглаю прочитать стихотворение Пушкина о «рыцаре бедном», о котором якобы идет речь.

Эпизод в романе выполняет две функции. Во-первых, раскрывает отношение Аглаи Епанчиной к Мышкину. Это первое признание в любви. То, как оно было совершено, помогает читателю понять характер Аглаи. Открыто, почти по-детски, полушутя и играя, даже немного подтрунивая над князем, героиня признается в том, что испытывает к князю нежные чувства. В стихотворении Пушкина, которое читает Аглая, есть строчка:

А.М.Д. своею кровью

Начертал он на щите.

Декламируя, Епанчина специально изменяет буквы А.М.Д. на буквы Н.Ф.Б, явно намекая на отношения князя с Настасьей Филипповной Барашкиной. И этот укол также выглядит немного наивным, детским и легкомысленным. Сама же она косвенно объясняет смысл этой замены: «…Этому бедному рыцарю уже всё равно стало: кто бы ни была и что бы ни сделала его дама. Довольно того, что он её выбрал и поверил её „чистой красоте“, а затем уже преклонился пред нею навеки…» Аглая убеждена, что если б потом эта дама хоть воровкой была, то он всё-таки должен был ей верить и за её чистую красоту копья ломать.

В «рыцаре же бедном», по мнению девушки, это чувство дошло уже до последней степени, до аскетизма. Она признает, что способность к такому чувству много обозначает, и что «такие чувства оставляют по себе черту глубокую».

В шестой главе Аглая Епанчина произносит важнейшие слова, объясняющие смысл последующего чтения: «…В стихах этих прямо изображён человек, способный иметь идеал, во-вторых, раз поставив себе идеал, поверить ему, а, поверив, слепо отдать ему всю свою жизнь».

Описывая реакцию собравшихся на чтение, Достоевский замечает: «Что-то тяжёлое и неприятное как бы уязвило князя». По-видимому, здесь мы видим частый у писателя мотив предчувствия, в данном случае — предчувствия неприязненных отношений Аглаи и Настасьи Филипповны.

Другая важнейшая функция, которую выполняет эпизод, — помощь в раскрытии образа князя Мышкина. Дон-Кихот в сцене назван отнюдь не случайно. Достоевский высоко оценивал роман Сервантеса. «Из прекрасных лиц в литературе христианской стоит всего законченнее Дон-Кихот», — пишет Ф.М. Достоевский

Вообще, образ Дон-Кихота оказал большое влияние на всю русскую литературу 19−20 веков. К нему обращались Пушкин, Гоголь, Тургенев, Платонов. Среди источников образа Мышкина Дон-Кихот — один из важнейших.

Достоевский смотрел на «Дон-Кихота», конечно же, не как на сатиру на рыцарские романы. Комический эффект романа Сервантеса возникает из несоответствия реальности и бредовых действий Дон-Кихота, неверно ее воспринимающего. Одновременно, соприкасаясь с действительностью, осмеянный герой проявляет и разоблачает окружающую его среду.

Эту схему Достоевский использует для создания своих образов. Для его творчества характерно обращение к сюжетам, уже разработанным мировой литературой, однако наполняемым им новым содержанием. Для писателя действия Дон-Кихота — прекрасны, а окружающая действительность отвратительна. Герой не осмеивается, а возвеличивается. Дон-Кихот служит одним из образцов для написания «истинно прекрасного человека» князя Мышкина в «Идиоте». Князь противостоит среде, живущей по антинравственным формализованным законам.

Однако между Мышкиным и Дон-Кихотом есть ряд важных отличий. Мышкин не бредит, как Дон-Кихот, непонимающий истинный смысл происходящих событий, он делает все сознательно, оценивая людей и последствия своих поступков. Мышкин сохраняет «голубиное сердце» Дон-Кихота, но, в отличие от него, не вооружен, борется не мечом, а сердцем. Нравственный герой аккумулирует в себе лучшие качества: смирение, кротость, чуткость, доброту, христианскую любовь, активно-бескорыстное служение людям, безраздельную самоотдачу, жертвенное начало и мученический ореол. Как и у Дон-Кихота, у Мышкина есть своя Дульсинея, которую надо расколдовать, — Настасья Филипповна.

Весь эпизод чтения пушкинского стихотворения проникнут каким-то светлым чувством. Интрига, введенная Аглаей Епанчиной, когда все участники беседы понимали, о чем шла речь, но не озвучивали ничьих имен, поддерживается и автором. Он не раскрывает нам мысли героев, поэтому здесь практически отсутствует внутренние монологи действующих лиц. Не открывая читателю движения души героев, а описывая лишь внешнюю сторону происходящего, автор лишает читателя «комментария» и заставляет стать одним из участников диалога.

Другие сочинения по этому произведению


Быть сильным — значит помогать слабому (по романам Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», «Идиот»). В чем смысл финала романа Ф. М. Достоевского «Идиот»? Идеальные герои Ф. М. Достоевского Каково значение образа Настасьи Филипповны в раскрытии образа князя Мышкина? (По роману Ф. М. Достоевского «Идиот») Князь Мышкин — новый Христос (роман Ф.М. Достоевского "Идиот") Настасья Филипповна — "гордая красавица" и "оскорбленное сердце" Образ князя Мышкина Образ князя Мышкина в романе ф. М. Достоевского "Идиот" Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Ф. М. Достоевского "Идиот" Отзыв о романе Ф. Достоевского "Идиот" Петербуржец, питерец, ленинградец: влияние традиций города на личность (по роману И. А. Гончарова «Обломов» и Ф. М. Достоевского «Идиот») Положительно прекрасный человек в романе Ф. М. Достоевского "Идиот" Сцена венчания Настасьи Филипповны с князем Мышкиным (анализ эпизода из главы 10 части 4 романа Ф. М. Достоевского «Идиот») Сцена сожжения денег Настасьей Филипповной (Анализ эпизода из главы 16, части 1 романа Ф. М. Достоевского «Идиот»). Ф.М. Достоевский. "Идиот". (1868) Евангельские мотивы в прозе Ф.М. Достоевского. (По роману "Преступление и наказание" или "Идиот".) Трагический итог жизни князя Мышкина Настасья Филипповна и Аглая — особенность женских характеров в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» Что сближает князя Мышкина и Рогожина? (По роману Ф. М. Достоевского «Идиот») Сцена венчания Настасьи Филипповны с Рогожиным В чем своеобразие характера главного героя романа Ф. М. Достоевского «Идиот» Центральный персонаж романа Ф.М. Достоевского «Идиот» Описание действующих лиц в романе «Идиот» Сцена чтения пушкинского стихотворения Настасья Филипповна и Аглая — особенность женских характеров В романе «Идиот» (1868) два главных лица князь Мышкин и Настасья Образы Мышкина и Рогожина в романе «Идиот» Каково значение образа Настасьи Филипповны в раскрытии образа князя Мышкина? (по роману Ф. М. Достоевского «Идиот») Сочинение по роману Достоевского «Идиот» Герой романа Ф. М. Достоевского «Идиот» Образ главного героя в романе Достоевского «Идиот» Образ главного героя в романе «Идиот» Полифония и композиция романа «Идиот» Утопический идеал в романах Достоевского «Некоторые последствия нигилизма» Трагический характер князя Мышкин в романе «Идиот» Роман о “положительно-прекрасном” человеке «Любовь к людям у Достоевского — это живая и деятельная христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвованием» (И. Анненский). По роману Ф. М. Достоевского «Идиот» Идиот Страсти и пороки в романе Достоевского "Идиот" Жажда красоты и идеала (по роману "Идиот") Трагичная любовь князя Мышкина Несостоятельность Ставрогина в романе «Идиот» Гуманистический идеал Ф.М. Достоевского в романе «Идиот» Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Достоевского «Идиот» Этический идеал автора и его героя Анализ эпизода из главы 10 части 4 романа Достоевского «Идиот» «Положительно прекрасный человек» Трагедия индивидуализма в романе «Идиот» Главная цель и смысл романа Достоевского «Идиот» В чем своеобразие характера главного героя в романе Достоевского "Идиот" Тема смирения и бунта в произведениях Ф. М.Достоевского (на примере романа "Идиот") Характеристика образа Настасьи Филипповны героини романа «Идиот» Положительно прекрасный человек в романе «Идиот» Характер повествования в романах Достоевского (на материале текста романа «Идиот») Предыстория князя Мышкина В романе «Идиот» (1868) два главных лица Князь Мышкин — новый Христос Роман о "положительно прекрасном" Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф.М.Достоевского. (По роману "Преступление и наказание" или "Идиот".) Рогожин - характеристика литературного героя Обзор романа Достоевского «Идиот» Характеристика образа князя Мышкина в романе «Идиот»