Слово о полку Игореве

Другой автор


Сочинения
142 сочинения

«По "Слову о полку Игореве"»

Сочинение

Князья Игорь и Всеволод.Автор воспевает их мужество ихрабрость.Игорь стремится вселить ратный дух и в свою дружину.Он обращается к ней с вдохновленной речью в страшный момент солнечного затмения:"Лучше нам убитыми быть,чем пленными!"
"Буй Тур"Всеволод - идеал воина.Куда не поскачет он,там лежат "поганые головы половецкие".В пылу сражения Всеволод забывает обо всем: о своих ранах, об отцовском княжеском престоле в Чернигове и о своей молодой жене.
Автор С. уподобляет князей "солнцу","свету ","соколам", а врагов-половцев - "тьме","тучам","черным воронам"."Тьма свет покрыла",когда войска северского и курского князей были разбиты на реке Каяле.Но автор С. и осуждает братьев за стремление к личной славе.Они не дождались объединенного выступления русских князей против половцев,кот. хотел предпринять Святослав.Игорь и Всеволод сказали"...прошлую славу похитим, будущую между собою поделим".В рез. - поражение.Погублено войско.Усилились междоусобицы князей, "тоска разлилась по Русской земле"
Поражение на Каяле "открыло ворота половцам" на Русь.
Автор С. подчеркивает ,что нельзя личную княжескую честь и славу ставить выше чести и славы Русской земли.Поэтому в С.(вопреки ист. факту)бежавший из плена Игорь едет в Киев(стол.Руси),признавая этим свою вину перед Русской землей.


Киевский князь Святослав - идеал мудрого и могущественного правителя Русской земли.Он скорбит о потерпевших поражение Игоре и Всеволоде и упрекает русских князей за то ,что они ему "не в помощь" в правлении Русью, сохранении ее единства и могущества.

Ярославна - лирический образ русской женщины. Это верная и преданная подруга мужа, горячо любящая своего "ладу".Силой своей любви она помогает Игорю вернуться из плена.В своем плаче-заклинании Ярославна упоминает не только мужа , но и его воинов. Ее скорбь о поражении Игоря - скорбь всех русских жен и матерей.

Образ русской земли - центральный в С.Рассказывая о неудачном походе на половцев "Игорева храброго войска", автор охватывает события русской жизни за полтора столетия,сопоставляя прошлые времена с наст.В круг повеств. автора введены огр. геогр. пространства.К происходящим на Русской земле событиям прислушиваются окружающие ее народы:немцы и венецианцы, греки и моравы. Огромность Русской земли подчеркивается вС. одновременностью действия в разных частях страны:"Трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в Путивле","девицы поют на Дунае,вьются (их) голоса через море до Киева".
Ощущение бескрайних просторов передает и пейзажВетер, солнце, грозовые тучи, в кот. трепещут синие молнии, утренний туман, щекот соловьиный по ночам и галочий крик утром , море, овраги, реки - это огромный, широкий фон и в то же время конкретный пейзаж, взятый как бы в движении.Вся русская природа принимет участие в радостях и печалях русского народа."Солнце... тьмою путь заслоняет" князю - предупреждает его об опасности. После поражения Игоря природа скорбит вместе с русским народом:"Никнет трава от жалости,а дерево с печалью к земле приклонилось".Донец стелет бегущему из плена Игорю постель на зеленом берегу, одевает его теплым туманом
Охватывая все пространство Русской земли, автор тем не менеенаблюдателен и точен в деталях.Он расск. о подробностях походной жизни, приемах защ. и нападения, деталях вооружения, о пведении птиц и зверей.Героем С.становится вся Русская земля.

Образ автора
Авторские отступления - выражение авторского отнош. к событиям и размышление над случивш.О широте кругозора Автора свидетельствуют его знания о родной истории, о землях, вход. в сост. Руси, о соседних народах. Был ли Автор из Киева, Новгорода, Галича или какого-то др. места - мы не знаем, но он сумел осмыслить все сложности полит. борьбы своего времени и подняться до общерусской т.зр. Он гордится всей Русью и печалится обо всей Русской земле в целом. Для процветания Русской земли нужен мир, а для этого необходима сильная централизованная княж. власть. Все князья должны выполнять свой долг и перед своими землями, и перед киевским князем.Такова осн. идея автора.

Поэтический язык С. В языке С. встречаются элементы книжности, ораторского искусства и народная поэтичекая традиция. Эти худ. приемы нужны автору для наиболее точного выражения своих чувств, мыслей, отношения к происходящему.
В С. широко используется и военная терминалогия(он характерен для жанра воинских повестей) "вступить в стремень" - выступить в поход, "копьё преломити" - одержать победу.При помощи военной терминалогии даётся оценка нравственныхкачеств героев: Игорь "стянул ум крепостью своею и поострил сердце свое мужеством, исполнился ратного духа". Воины Всеволода,куряне "под трубами спеленуты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены".
С ораторским искусством связаны такие приёмы, как обращение "братие", риторические вопросы, повторы - всё это призвано привлечь внимание слушателей, заострить его на наиболее важных событиях, проблемах , переживаниях
С традициями устного нар. тв-ва связано с употр. в С. таких фольклорных эпитетов, как "борзые кони","чистое поле","мечи булатные". В нём используется и песенная символика: князья - "солнце", Ярославна плачет на городской стене одинокой "кукушкой".Олицетворяются и одушевляются отвлечённые понятия: обида -Дева Обида,Корна(скорбь) и Жля(печаль) поскакли по Русской земле. С песенной нар.трад.связаны сравнения:"кричат телеги в полуночи, словно лебеди распуганные".Ярославна, следуя древним нар. верованиям,обращается за помощью к силам природы - Солнцу, Ветру, Днепру. Многие метафоры С. связаны с древнейшем занятием русичей - земледелием. Посев - "черная земля под копытами костьмы былапосеяна, а кровию полита, печалью взошли они по Русской земле". Молотьба - "на Немиге снопы стелют головами, молотят цепами булатными, на ток жизнь кладут, веют душу от тела". Даже в рассказе о страшной битве использованы понятия мирного труда - основы жизни русского народа.
Автор создаёт яркие и живые картины, наполняя их цветами и звуками :" зелёное дерево"," черные тучи","серебряные струны", "синее море","кони ржут", "лисицы лают на красные щиты","трубы трубят", "скрипят телеги". С помощью аллитерации передаётся, например, стремительный бег конницы:"Спозаранок в пятницу растоптали поганые полки половецкие". В С. ощущаетсяобщая музыкальность звучания. Оно ритмично, в нем встречаютя повторы, кот. роднят его с песней.Например,"О русская земля, ты уже за холмом!"
сопровождает описание движения русских войск и усиливает напряженность повествования.
Но главное, что делает С. поэтическим произведением,- это лирическая взволнованность автора. К Русской земле обращены все его чувства, его эмоциональный заряд.

Другие сочинения по этому произведению


Значение «золотого слова» Святослава (По «Слову о полку Игореве») Князь Игорь – герой «Слова о полку Игореве» Образ русской земли в «Слове о полку Игореве» Образ князя Игоря в «Слове о полку Игореве» ОБРАЗ ЯРОСЛАВНЫ ("Слово о полку Игореве") Образ Родины в «Слове о полку Игореве» Сочинение по произведению "Слово о полку Игореве" Ярославна – образ женщины-патриотки в «Слове о полке Игореве» Средства художественной выразительности в «Слове о полку Игореве» Отношение автора к князю Игорю Основная идея «Слова о полку Игореве» В чём пафос памятника «Слова о полку Игореве» Тема природы в «Слове о полку Игореве» Плач Ярославны Каким я себе представляю автора «Слова о полку Игореве» Отзыв на «Слово о полку Игореве» Князь Игорь – герой и защитник в поэме «Слово о полку Игореве» Изображение природы автором «Слова о полку Игореве» Образ князя Святослава Проблема автора в Слове о полку Игореве Анализ эпизода «Сон Ярослава» в «Слове о полку Игореве» Природа в «Слове о полку Игореве» Чем ценно идейное содержание «Слова о полку Игореве» Образ Русской земли в памятнике Древней Руси «Слово о полку Игореве» - сочинение «Золотое слово» Святослава и авторская позиция Патриотическая идея «Слова о полку Игореве» Художественные средства изображения в «Слове о полку Игореве» Образ идеального правителя в произведениях русской литературы Образ Игоря защитника Русской земли в «Слове о полке Игореве» Описание Русской земли в «Слове о полку Игореве» Темные места честного "Слова о полку Игореве" После прочтения поэмы "Слово о полку Игореве" Ярославна продолжение фольклорных традиций в образе Образ Ярославны в эпосе «Слово о полку Игореве» Фольклорные мотивы в «Слове о полку Игореве» Фольклорная традиция в «Слове о полку Игореве» Описание сюжета произведения «Слово о полку Игореве» Образы и символы в «Слове о полку Игореве» Основная идея «Слова о полку Игореве» Печальные повести в прозе о походе Игоревом Кто был автором «Слова о полку Игореве» Идея защиты земли Русской в произведениях устного народного творчества ХРИСТИАНСКАЯ ОСНОВА "СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ" Историческая основа и значение «Слова о полку Игореве» Композиция «Слова о полку Игореве» Воплощение в «Слове о полку Игореве» идеи единства Русской земли “Слово о полку Игореве” Бородина Первая часть «Слова…» рассказ о походе Игоря «Слово о полку Игореве» и его связь с устным народным творчеством Образы Родины и ее защитников в «Слове о полку Игореве» Образ защитника Родины в «Слове о полку Игореве» ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ "Слово о полку Игореве" - памятник литературы древней Руси Пафос памятника «Слова о полку Игореве» Защитники родной земли в «Слове о полку Игореве» "Слово о полку Игореве" — исторический документ XII века (1) «Слово о полку Игореве» О русская земля Слово о полку Игореве исторический документ XII века О, светло светлая и красно украшенная земля русская! (по «Слову о полку Игореве») Смелость и любовь к родине в «Слове о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы Идейно-художественное своеобразие «Слова о полку Игореве» Повествование о походе русской дружины в «Слове о полку Игореве» Религиозные представления человека 12 века на примере поэмы «Слове о полку Игореве» Изображение Руси в Слове о полку Игореве Святослав – князь киевский История открытия «Слово о полку Игореве» Лучше же убитым быть чем плененным быть Раскрытие основной идеи «Слова о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» — выдающийся памятник древнерусской литературы.Воплощение в «Слове...» идеи единства Русской земли. Создатель «Слова о полку Игореве» написал свое произведение в 1185 году «Слово о полку Игореве» — образец устного народного творчества Смелость и любовь к родине столкнулись в характере Игоря «Слово» занимает выдающееся место и по своим художественным достоинствам, и по изображению природы Ярославна, как реальное историческое лицо, жена князя Игоря Адаптирование летописного текста «Слова о полку Игореве» Летописная повесть о походе Игоря Святославовича на половцев в 1185 году Тема Руси в «Слове о полку Игореве» Сюжет «Слова о полку Игореве» ЗОЛОТОЕ СЛОВО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ("Слово о полку Игореве") «Слово о полку Игореве». Основные образы. Идея патриотизма. Ярославна — продолжение фольклорных традиций в образе (2) Неизвестный экземпляр первого издания «Слова о полку Игореве» Рекомендации по изучению «Слова о полку Игоревом» Связь «Слова о полку Игореве» с устным народным творчеством Автор Слова о полку Игореве "Слово о полку Игореве" самое замечательное произведение Тема Центральный образ и главный герой в «Слово в полке Игоре» Глубокий патриотизм автора "Слово полку Игореве" «Слово о полку Игореве» — призыв к единению Русской земли. Фрагмент из эпоса о Всеславе и его взаимосвязь со «Словом о полку Игореве» «Слово о полке Игоревом» источник братских литератур русской белорусской украинской «Слово о полку Игореве» и проблема авторства Изображение ратных подвигов как потребности времени "Слово о полку Игореве" — исторический документ XII века (2) Природа символистического восхождения в «Слове о полку Игоревым» Слово по поводу страданий Русской земли в древнерусской литературе Обобщающее значение образа Ярославны для образа русской женщины Сила и стойкость русских князей в «Слове о полку Игореве» «Слово…» выросло на плодородной почве русской культуры XII века Пересказ «песен» Бояна включенный в текст «Слова о полку Игореве» Братия и дружина! Лучше погибнуть, чем быть пленным «О русская земля! Уже за шеломянем еси» «Cлово о полку Игореве» и его связь с устным народным творчеством Композиция и ее роль в раскрытии основной идеи «Слова о полку Игореве» Идейно художественное своеобразие “Слова о полку Игореве” Призыв русских князей к единению в «Слове о полку Игореве» Жанровый сюжет летописи «Слово о полку Игореве» Первое на Руси лиро эпическое произведение «Слово о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» исторические данные Язычество и христианство в «Слове о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» — храм древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»: сюжет и проблематика поэмы Политические идеи автора «Слова о полку Игореве» Киевская хроника XII столетия «Слово о полку Игореве» — литературный памятник мирового средневековья Широкие пространства действия в «Слове о полку Игореве» Исторические сведения для изучения «Слова о полку Игореве» Книжные предисловия к «Слову о полку Игореве» Картина затемнения солнца в «Слове о полку Игореве» Изображение Руси Время написания «Слово о полку Игореве» и вопрос о его авторе Краткое изложение древнерусского эпоса «Повесть временных лет» «Слово о полку Игореве» удивительнейший памятник древнерусской литературы Человечность «Слова о полку Игореве» Идейное содержание «Слова о полку Игоревом» О чем же повествует «Слово о полку Игореве» Основные образы. Идея патриотизма История школьного изучения «Слова о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» Страстный призыв к объединению в «Слове о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» Золотое слово русской литературы Центральный образ и главный герой в «Слово в полке Игоре» Ярославна — продолжение фольклорных традиций в образе (1) Патриотическое звучание и нравственная проблематика «Слова о полку Игореве» Необъятность Русской земли в «Слове о полку Игореве» Сюжетное повествование поэме «Слово о полку Игореве» Отражение народной поэзии в «Слове о полку Игореве» «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» ПРИЗЫВ К ЕДИНЕНИЮ РУСИ Нравственно символическое значение «Слова о полку Игореве» Человечность «Слова оИдейное содержание «Слова о полку Игоревом» «Слово о полку Игореве» и песнь, и «слово», повесть