Слово о полку Игореве

Другой автор


Сочинения
142 сочинения

«Слово по поводу страданий Русской земли в древнерусской литературе»

Сочинение



В начале XIII ст. сложился “Киево-Печерский патерик” — сборник рассказов о жизни монахов Киево-Печерского монастыря, основанного в середине XI ст. Антонием. В нем помещены отрывки из “Повести временных лет”, в частности рассказа Нестора-Летописца о печерских монахах Дамиане, Еремие, Исаакии, Матвея, а также описываются некоторые исторические события: о взаимоотношениях князей, феодальные междоусобицы, торговля Киева с Галичем, поход русских князей на половцев. Настоящим шедевром, своеобразной жемчужиной древнерусской литературы является “Слово о полку Игореве”, созданное неизвестным автором около 1187 г. По художественному уровню это произведение не имеет аналогов в византийской и европейской литературах. Важным источником для этого литературного шедевра стало устное народное творчество, которое отображало целый пласт художественной культуры руссичей.

“Слово о полку Игореве” посвящено описанию неудачного похода русских князей во главе с новгород-северским князем Игорем Святославичем против половцев в 1185 г. Автор произведения яркими красками изображает образы князей Игоря, Романа, Мстислава, Всеволода, Святослава, Ярослава Осмомисла и др. Обращаясь к ним, потомкам Ярослава Мудрого, он призывает их “вложить во влагалища мечи”, помириться между собой.

По жанру — это скорее не слово-хвала, а слово-жалоба по поводу страданий Русской земли, по поводу гибели русской женщины, которая была принесена в жертву княжескому стремлению к славе и военной добыче. Некоторые исследователи отмечают, что “Слово о полке Игореве” по направленности отражало оппозиционные господствующей официальной идеологии приоритеты и по обращению к языческим образам, и по особой ориентированности на южные, степные и причерноморские истоки руссов. Большой тоской преисполнен лирический монолог Ярославны, который вдохновил многих украинских, русских и других славянских поэтов к созданию непревзойденных шедевров в переводах и перепевах этого отрывка поэмы. Наибольшей же загадкой остается фигура автора — выходца из княжеской среды, пламенного патриота, широко осведомленного и талантливого человека. По мнению исследователей, одним из наиболее вероятных претендентов на авторство произведения является родной брат Ярославны, галичский князь-изгой (княжеского происхождения, но без удела, без власти над каким-то регионом) Владимир Ярославич, который во время Игоревого похода находился в Путивле рядом с сестрой. При этом окончательно определить автора навряд ли когда-нибудь удастся. Недостаток сведений об авторе этого произведения ярко иллюстрирует уровень нашей исторической осведомленности о Древней Руси вообще и дает основания считать, что ее культурную жизнь была значительно более богатой и развитой, чем дают возможность судить об этом уцелевшие памятки и сведения.

Литературно-искусная деятельность. При князе Ярославе (XI ст.) книжно-письменное дело и ученость особенно поднялись. Сам Ярослав проводил ночи за чтением, имел огромную библиотеку. Характерный составленный книгочеем Иваном «Изборник» — хрестоматия из лучших поучительных произведений византийских авторов.




При Ярославе на митрополитский престол Киева впервые был поставлен не грек, а руссич — Иларион, ученость которого удостоверена с блеском написанной проповедью «Слово о Законе и Благодати», что сохранилась до нашего времени.


Здесь патетически утверждается, что новозаветная вера выше ветхозаветную, так как «благодать» есть свободное проявление любви к Богу, а не страх перед Ним, как во времена Моисея. Иларион находит красноречивую аллегорию: закон подобный рабыне Агаре, которая уступила Сарре как законной жене и госпоже своей. Автор проповеди радуется, что славяне получили свет веры именно «за благодатью».

Известны и другие выдающиеся книгочеи Киевской Руси, ученость которых восхищала современников, а временами вызвала и зависть. Это — Климент Смолятич и Кирилл Туровский (XII ст.).

«Повесть временных лет» была написана известнейшим из отечественных летописцев —- Нестором, монахом Киево-Печерского монастыря, который жил во второй половине XI — в начале XII ст. Она получила название по первым словам: «Сие повесть временных лет…». В повести, кроме собственно летописи — описания событий год за годом — Нестор связывает историю славян с мировой историей, описывает их быт, обряды, обычаи, верование и т.п. Например, из «Повести…» мы узнаем о существовании в 945 г. в Киеве каменного дворца князя Святослава, стены которого были украшены фресками, мозаикой, инкрустациями из мрамора.

Появляется новый для славян жанр литературы — жития святых, в которых рассказывается о жизни церковных и государственных деятелей, объявленных церковью святыми; здесь фигурировали как персонажи мировой церковной истории (Алексий, Иоан Золотоустий и др.), так и герои давней киевской жизни (мученики-князи Борис и Глеб, убитые своим братом Святополком Окаянным в борьбе за власть; основатели Киево-Печерского монастыря Антоний и Феодосий Печерские и др.). В житиях воспроизведены исторические события тех времен, религиозно-моральные и эстетичные взгляды общества. Настоящим шедевром киевской литературы является «Слово о полку Игореве», созданное в ХІІ ст.

Другие сочинения по этому произведению


Значение «золотого слова» Святослава (По «Слову о полку Игореве») Князь Игорь – герой «Слова о полку Игореве» Образ русской земли в «Слове о полку Игореве» Образ князя Игоря в «Слове о полку Игореве» ОБРАЗ ЯРОСЛАВНЫ ("Слово о полку Игореве") Образ Родины в «Слове о полку Игореве» Сочинение по произведению "Слово о полку Игореве" Ярославна – образ женщины-патриотки в «Слове о полке Игореве» Средства художественной выразительности в «Слове о полку Игореве» Отношение автора к князю Игорю Основная идея «Слова о полку Игореве» В чём пафос памятника «Слова о полку Игореве» Тема природы в «Слове о полку Игореве» Плач Ярославны Каким я себе представляю автора «Слова о полку Игореве» Отзыв на «Слово о полку Игореве» Князь Игорь – герой и защитник в поэме «Слово о полку Игореве» Изображение природы автором «Слова о полку Игореве» Образ князя Святослава Проблема автора в Слове о полку Игореве Анализ эпизода «Сон Ярослава» в «Слове о полку Игореве» Природа в «Слове о полку Игореве» Чем ценно идейное содержание «Слова о полку Игореве» Образ Русской земли в памятнике Древней Руси «Слово о полку Игореве» - сочинение «Золотое слово» Святослава и авторская позиция Патриотическая идея «Слова о полку Игореве» Художественные средства изображения в «Слове о полку Игореве» Образ идеального правителя в произведениях русской литературы Образ Игоря защитника Русской земли в «Слове о полке Игореве» Описание Русской земли в «Слове о полку Игореве» Темные места честного "Слова о полку Игореве" После прочтения поэмы "Слово о полку Игореве" Ярославна продолжение фольклорных традиций в образе Образ Ярославны в эпосе «Слово о полку Игореве» Фольклорные мотивы в «Слове о полку Игореве» Фольклорная традиция в «Слове о полку Игореве» Описание сюжета произведения «Слово о полку Игореве» Образы и символы в «Слове о полку Игореве» Основная идея «Слова о полку Игореве» Печальные повести в прозе о походе Игоревом Кто был автором «Слова о полку Игореве» Идея защиты земли Русской в произведениях устного народного творчества ХРИСТИАНСКАЯ ОСНОВА "СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ" Историческая основа и значение «Слова о полку Игореве» Композиция «Слова о полку Игореве» Воплощение в «Слове о полку Игореве» идеи единства Русской земли “Слово о полку Игореве” Бородина Первая часть «Слова…» рассказ о походе Игоря «Слово о полку Игореве» и его связь с устным народным творчеством Образы Родины и ее защитников в «Слове о полку Игореве» Образ защитника Родины в «Слове о полку Игореве» ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ "Слово о полку Игореве" - памятник литературы древней Руси Пафос памятника «Слова о полку Игореве» Защитники родной земли в «Слове о полку Игореве» "Слово о полку Игореве" — исторический документ XII века (1) «Слово о полку Игореве» О русская земля Слово о полку Игореве исторический документ XII века О, светло светлая и красно украшенная земля русская! (по «Слову о полку Игореве») Смелость и любовь к родине в «Слове о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы Идейно-художественное своеобразие «Слова о полку Игореве» Повествование о походе русской дружины в «Слове о полку Игореве» Религиозные представления человека 12 века на примере поэмы «Слове о полку Игореве» Изображение Руси в Слове о полку Игореве Святослав – князь киевский История открытия «Слово о полку Игореве» Лучше же убитым быть чем плененным быть Раскрытие основной идеи «Слова о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» — выдающийся памятник древнерусской литературы.Воплощение в «Слове...» идеи единства Русской земли. Создатель «Слова о полку Игореве» написал свое произведение в 1185 году «Слово о полку Игореве» — образец устного народного творчества Смелость и любовь к родине столкнулись в характере Игоря «Слово» занимает выдающееся место и по своим художественным достоинствам, и по изображению природы Ярославна, как реальное историческое лицо, жена князя Игоря Адаптирование летописного текста «Слова о полку Игореве» Летописная повесть о походе Игоря Святославовича на половцев в 1185 году Тема Руси в «Слове о полку Игореве» Сюжет «Слова о полку Игореве» ЗОЛОТОЕ СЛОВО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ("Слово о полку Игореве") «Слово о полку Игореве». Основные образы. Идея патриотизма. Ярославна — продолжение фольклорных традиций в образе (2) Неизвестный экземпляр первого издания «Слова о полку Игореве» Рекомендации по изучению «Слова о полку Игоревом» Связь «Слова о полку Игореве» с устным народным творчеством Автор Слова о полку Игореве "Слово о полку Игореве" самое замечательное произведение Тема Центральный образ и главный герой в «Слово в полке Игоре» Глубокий патриотизм автора "Слово полку Игореве" «Слово о полку Игореве» — призыв к единению Русской земли. Фрагмент из эпоса о Всеславе и его взаимосвязь со «Словом о полку Игореве» «Слово о полке Игоревом» источник братских литератур русской белорусской украинской «Слово о полку Игореве» и проблема авторства Изображение ратных подвигов как потребности времени "Слово о полку Игореве" — исторический документ XII века (2) Природа символистического восхождения в «Слове о полку Игоревым» Обобщающее значение образа Ярославны для образа русской женщины Сила и стойкость русских князей в «Слове о полку Игореве» «Слово…» выросло на плодородной почве русской культуры XII века Пересказ «песен» Бояна включенный в текст «Слова о полку Игореве» Братия и дружина! Лучше погибнуть, чем быть пленным «О русская земля! Уже за шеломянем еси» «Cлово о полку Игореве» и его связь с устным народным творчеством Композиция и ее роль в раскрытии основной идеи «Слова о полку Игореве» Идейно художественное своеобразие “Слова о полку Игореве” Призыв русских князей к единению в «Слове о полку Игореве» Жанровый сюжет летописи «Слово о полку Игореве» Первое на Руси лиро эпическое произведение «Слово о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» исторические данные Язычество и христианство в «Слове о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» — храм древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»: сюжет и проблематика поэмы Политические идеи автора «Слова о полку Игореве» Киевская хроника XII столетия «Слово о полку Игореве» — литературный памятник мирового средневековья Широкие пространства действия в «Слове о полку Игореве» Исторические сведения для изучения «Слова о полку Игореве» Книжные предисловия к «Слову о полку Игореве» Картина затемнения солнца в «Слове о полку Игореве» Изображение Руси Время написания «Слово о полку Игореве» и вопрос о его авторе Краткое изложение древнерусского эпоса «Повесть временных лет» «Слово о полку Игореве» удивительнейший памятник древнерусской литературы Человечность «Слова о полку Игореве» Идейное содержание «Слова о полку Игоревом» О чем же повествует «Слово о полку Игореве» Основные образы. Идея патриотизма История школьного изучения «Слова о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» Страстный призыв к объединению в «Слове о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» Золотое слово русской литературы Центральный образ и главный герой в «Слово в полке Игоре» Ярославна — продолжение фольклорных традиций в образе (1) По "Слову о полку Игореве" Патриотическое звучание и нравственная проблематика «Слова о полку Игореве» Необъятность Русской земли в «Слове о полку Игореве» Сюжетное повествование поэме «Слово о полку Игореве» Отражение народной поэзии в «Слове о полку Игореве» «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» ПРИЗЫВ К ЕДИНЕНИЮ РУСИ Нравственно символическое значение «Слова о полку Игореве» Человечность «Слова оИдейное содержание «Слова о полку Игоревом» «Слово о полку Игореве» и песнь, и «слово», повесть