Слово о полку Игореве

Другой автор


Сочинения
142 сочинения

«Идея защиты земли Русской в произведениях устного народного творчества»

Сочинение



1. Образы героя и врага.
2. Былина как сказание о подвигах героев-богатырей, защитников Руси.
3. Мотивы борьбы с врагами.

Ай он вез-то Соловья да во чисто поле,
Ай он срубил ему да буй ну голову.
Былина «Илья Муромец и Соловей разбойник»

В произведениях устного народного творчества, как нетрудно догадаться, повествуется о том, что было значимым в жизни народа на определенном этапе его исторического развития. Вероятно, поэтому так многообразны темы, поднимаемые в этих произведениях. Ведь человеку во все времена свойственно стремление к счастью, к справедливости, миру и любви. Однако на пути к самым достойным целям человек нередко сталкивается с препятствиями, история преодоления которых вполне может стать сюжетом для поучительного повествования.

Тема защиты родной страны всегда была одной из самых актуальных для народного творчества, особенно на Руси, подвергавшейся жестоким нашествиям гораздо чаще, чем другие страны Европы. Неудивительно, что исторический опыт борьбы с вражескими полчищами нашел отражение в устном народном творчестве. Однако реальность легенды, сказания, мифа всегда несколько иная, чем реальность событий, легших в их основу. И дело здесь не столько в искажении фактов, сколько в своеобразии творческого переосмысления истории. Кроме того, не следует забывать, что образы героя и врага есть во всех культурах. Герой всегда наделяется чертами сверхличности, будь то полубожественные герои древнегреческого эпоса или богатыри древнерусских былин. Герой, функцией которого является защита более слабых членов общества, одарен огромной силой. Например, Святогора и земля еле выдерживает, а Илья Муромец обрел силу благодаря чудесной помощи странников. Кроме того, силы Ильи Муромца восстанавливаются от соприкосновения с родной землей. Тесно связана с родной землей и мощь богатыря-крестьянина Микулы Селяниновича. Однако не только нечеловеческой силой, но и другими сверхъестественными способностями могут обладать великие герои, такие как богатырь Воль-га Святославич. Он был не только князем, воином, но и волшебником, умеющим принимать облик различных животных.

Еще одна важная черта героев-богатырей заключается в их независимости, чувстве собственного достоинства. Бог — единственный господин героя, а его главная забота — это защита родной земли и народа. Народу, а не князю Владимиру, служит Илья Муромец.

Но с кем же сражаются славные богатыри? Образы чудовищ, противников героя, мы отыщем в былинах практически любого народа. Змей Горыныч, Соловей-разбойник, Идолище Поганое — это образы, воплощающие войну и разрушение. Есть предположения, что они сформировались как фантастическое переосмысление нашествий степных народов. Действительно, легко заметить некоторые параллели. После подобных набегов оставались лишь пепелища — вот огненное дыхание Змея. Множество голов — многочисленность вражеских орд.

Тема защиты Руси ярко и образно отражена в былинах — произведениях устного народного творчества, которые исполнялись особым образом: произносились нараспев под аккомпанемент гуслей. Наиболее известными, пожалуй, являются былины об Илье Муромце, признанном православной церковью святым. Интересно, что сам герой вовсе не рвался к славе и почестям. Его призвание — защищать народ от врагов — находит его внезапно, как Божье озарение. Некоторые из своих подвигов Илья вообще совершает мимоходом. Это, например, победа над вражеским войском у стен Чернигова и пленение Соловья-разбойника. Илья Муромец не ищет «рыцарских приключений», как герои Круглого Стола, потому что его цель не личная слава, а свобода и счастье русских земель. Эта цель для Ильи превыше личных счетов с князем Владимиром, посадивших его в темницу: когда князь просит Илью защитить Русь от Калина-царя, богатырь не только забывает свой гнев на несправедливость князя, но и просит других богатырей выйти на бой с врагами. Не ради князя, а ради Руси, ради веры христианской и ради народа русского.

Фантастическое преломление темы борьбы с врагами Руси можно найти в русских народных сказках. В былинах и сказках в финале добро, как правило, одерживает верх над злом. Эта победа может быть одержана как благодаря силе и отваге героя, так и благодаря его уму и находчивости. В ряде сказок повторяется мотив путешествия трех братьев, которым необходимо преградить путь врагам, трем многоголовым Змеям, переправляющимся ночью по Калинову мосту через речку Смородину. У каждого следующего Змея голов больше, чем у его предшественника. Герой, в одиночку ) (а иногда с помощью верного коня) побеждающий этих чудовищ, во многом похож на былинных богатырей. Мотивы подобных сказок и героических былин нередко перекликаются: семьи погибших Змеев пытаются отомстить герою. Семья Соловья-разбойника пытается избавить своего главу от расправы Ильи Муромца.

Однако не только традиционный эпический герой противостоит злу в произведениях устного народного творчества. Это может быть и ловкач, хитрец, побеждающий благодаря сообразительности и предприимчивости. Примером подобного героя может служить солдат из русской народной сказки «Про глупого Змея и умного солдата». В отличие от былинных героев солдат не кинулся с мечом на Змея, прилетевшего в опустевшую деревню, чтобы съесть последнего ее жителя. Хитрый герой, правда, предлагает Змею помериться силами, заранее предупредив его, что «солдатская сила куда больше», чем у Змея. Однако единоборство солдата и Змея — это лишь демонстрация силы, а не традиционный поединок не на жизнь, а на смерть. Солдат ловко обманывает Змея, сжав в руке вместо камня творог. Согласно условию, сильнее тот, кто сможет выдавить воду из камня. Требуемый эффект налицо: подобным же образом солдат побеждает Змея и в следующем состязании — кто громче свистнет. В конце концов хитрый солдат заставил Змея отвести его домой, да еще так напугал, что Змей убежал без оглядки и «перестал по деревням летать да людей пожирать». Таким образом, солдат в этой сказке тоже выступает как защитник родины, хотя и побеждает Змея иначе, чем это делают богатыри.

Другие сочинения по этому произведению


Значение «золотого слова» Святослава (По «Слову о полку Игореве») Князь Игорь – герой «Слова о полку Игореве» Образ русской земли в «Слове о полку Игореве» Образ князя Игоря в «Слове о полку Игореве» ОБРАЗ ЯРОСЛАВНЫ ("Слово о полку Игореве") Образ Родины в «Слове о полку Игореве» Сочинение по произведению "Слово о полку Игореве" Ярославна – образ женщины-патриотки в «Слове о полке Игореве» Средства художественной выразительности в «Слове о полку Игореве» Отношение автора к князю Игорю Основная идея «Слова о полку Игореве» В чём пафос памятника «Слова о полку Игореве» Тема природы в «Слове о полку Игореве» Плач Ярославны Каким я себе представляю автора «Слова о полку Игореве» Отзыв на «Слово о полку Игореве» Князь Игорь – герой и защитник в поэме «Слово о полку Игореве» Изображение природы автором «Слова о полку Игореве» Образ князя Святослава Проблема автора в Слове о полку Игореве Анализ эпизода «Сон Ярослава» в «Слове о полку Игореве» Природа в «Слове о полку Игореве» Чем ценно идейное содержание «Слова о полку Игореве» Образ Русской земли в памятнике Древней Руси «Слово о полку Игореве» - сочинение «Золотое слово» Святослава и авторская позиция Патриотическая идея «Слова о полку Игореве» Художественные средства изображения в «Слове о полку Игореве» Образ идеального правителя в произведениях русской литературы Образ Игоря защитника Русской земли в «Слове о полке Игореве» Описание Русской земли в «Слове о полку Игореве» Темные места честного "Слова о полку Игореве" После прочтения поэмы "Слово о полку Игореве" Ярославна продолжение фольклорных традиций в образе Образ Ярославны в эпосе «Слово о полку Игореве» Фольклорные мотивы в «Слове о полку Игореве» Фольклорная традиция в «Слове о полку Игореве» Описание сюжета произведения «Слово о полку Игореве» Образы и символы в «Слове о полку Игореве» Основная идея «Слова о полку Игореве» Печальные повести в прозе о походе Игоревом Кто был автором «Слова о полку Игореве» ХРИСТИАНСКАЯ ОСНОВА "СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ" Историческая основа и значение «Слова о полку Игореве» Композиция «Слова о полку Игореве» Воплощение в «Слове о полку Игореве» идеи единства Русской земли “Слово о полку Игореве” Бородина Первая часть «Слова…» рассказ о походе Игоря «Слово о полку Игореве» и его связь с устным народным творчеством Образы Родины и ее защитников в «Слове о полку Игореве» Образ защитника Родины в «Слове о полку Игореве» ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ "Слово о полку Игореве" - памятник литературы древней Руси Пафос памятника «Слова о полку Игореве» Защитники родной земли в «Слове о полку Игореве» "Слово о полку Игореве" — исторический документ XII века (1) «Слово о полку Игореве» О русская земля Слово о полку Игореве исторический документ XII века О, светло светлая и красно украшенная земля русская! (по «Слову о полку Игореве») Смелость и любовь к родине в «Слове о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы Идейно-художественное своеобразие «Слова о полку Игореве» Повествование о походе русской дружины в «Слове о полку Игореве» Религиозные представления человека 12 века на примере поэмы «Слове о полку Игореве» Изображение Руси в Слове о полку Игореве Святослав – князь киевский История открытия «Слово о полку Игореве» Лучше же убитым быть чем плененным быть Раскрытие основной идеи «Слова о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» — выдающийся памятник древнерусской литературы.Воплощение в «Слове...» идеи единства Русской земли. Создатель «Слова о полку Игореве» написал свое произведение в 1185 году «Слово о полку Игореве» — образец устного народного творчества Смелость и любовь к родине столкнулись в характере Игоря «Слово» занимает выдающееся место и по своим художественным достоинствам, и по изображению природы Ярославна, как реальное историческое лицо, жена князя Игоря Адаптирование летописного текста «Слова о полку Игореве» Летописная повесть о походе Игоря Святославовича на половцев в 1185 году Тема Руси в «Слове о полку Игореве» Сюжет «Слова о полку Игореве» ЗОЛОТОЕ СЛОВО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ("Слово о полку Игореве") «Слово о полку Игореве». Основные образы. Идея патриотизма. Ярославна — продолжение фольклорных традиций в образе (2) Неизвестный экземпляр первого издания «Слова о полку Игореве» Рекомендации по изучению «Слова о полку Игоревом» Связь «Слова о полку Игореве» с устным народным творчеством Автор Слова о полку Игореве "Слово о полку Игореве" самое замечательное произведение Тема Центральный образ и главный герой в «Слово в полке Игоре» Глубокий патриотизм автора "Слово полку Игореве" «Слово о полку Игореве» — призыв к единению Русской земли. Фрагмент из эпоса о Всеславе и его взаимосвязь со «Словом о полку Игореве» «Слово о полке Игоревом» источник братских литератур русской белорусской украинской «Слово о полку Игореве» и проблема авторства Изображение ратных подвигов как потребности времени "Слово о полку Игореве" — исторический документ XII века (2) Природа символистического восхождения в «Слове о полку Игоревым» Слово по поводу страданий Русской земли в древнерусской литературе Обобщающее значение образа Ярославны для образа русской женщины Сила и стойкость русских князей в «Слове о полку Игореве» «Слово…» выросло на плодородной почве русской культуры XII века Пересказ «песен» Бояна включенный в текст «Слова о полку Игореве» Братия и дружина! Лучше погибнуть, чем быть пленным «О русская земля! Уже за шеломянем еси» «Cлово о полку Игореве» и его связь с устным народным творчеством Композиция и ее роль в раскрытии основной идеи «Слова о полку Игореве» Идейно художественное своеобразие “Слова о полку Игореве” Призыв русских князей к единению в «Слове о полку Игореве» Жанровый сюжет летописи «Слово о полку Игореве» Первое на Руси лиро эпическое произведение «Слово о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» исторические данные Язычество и христианство в «Слове о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» — храм древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»: сюжет и проблематика поэмы Политические идеи автора «Слова о полку Игореве» Киевская хроника XII столетия «Слово о полку Игореве» — литературный памятник мирового средневековья Широкие пространства действия в «Слове о полку Игореве» Исторические сведения для изучения «Слова о полку Игореве» Книжные предисловия к «Слову о полку Игореве» Картина затемнения солнца в «Слове о полку Игореве» Изображение Руси Время написания «Слово о полку Игореве» и вопрос о его авторе Краткое изложение древнерусского эпоса «Повесть временных лет» «Слово о полку Игореве» удивительнейший памятник древнерусской литературы Человечность «Слова о полку Игореве» Идейное содержание «Слова о полку Игоревом» О чем же повествует «Слово о полку Игореве» Основные образы. Идея патриотизма История школьного изучения «Слова о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» Страстный призыв к объединению в «Слове о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» Золотое слово русской литературы Центральный образ и главный герой в «Слово в полке Игоре» Ярославна — продолжение фольклорных традиций в образе (1) По "Слову о полку Игореве" Патриотическое звучание и нравственная проблематика «Слова о полку Игореве» Необъятность Русской земли в «Слове о полку Игореве» Сюжетное повествование поэме «Слово о полку Игореве» Отражение народной поэзии в «Слове о полку Игореве» «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» ПРИЗЫВ К ЕДИНЕНИЮ РУСИ Нравственно символическое значение «Слова о полку Игореве» Человечность «Слова оИдейное содержание «Слова о полку Игоревом» «Слово о полку Игореве» и песнь, и «слово», повесть