После бала

Лев Николаевич Толстой


Краткое изложение
Читается примерно за 2 минуты
Сочинения
58 сочинений
Главные герои
И их характеристика

««Муштра, одна муштра...» (по произведениям Л.Н.Толстого «После бала» и А. И. Куприна «Поединок» )»

Сочинение

Тема армии и царящих в ней беззаконий роднит таких разных по масштабу таланта и воззрениям художников, как Лев Николаевич Толстой и Александр Иванович Куприн. Их произведения “После бала” и “Поединок” написаны почти одновременно: в 1903 и 1905 годах. В них писатели, возмущенные жестокостью офицеров и бесправием солдат, объясняют себе и обществу причину небоеспособности армии накануне русско-японской войны.
Рассказ Толстого “После бала” почти академичен. В нем решается несколько нравственных вопросов, мимо которых не мог пройти великий гуманист Толстой. Писатель рисует сцену чудовищной жестокости в обращении с солдатами, показывая кризис героя. “Приближающееся ко мне был оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его... Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу, наказываемый, под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами, подвигался ко мне... Он не говорил, а всхлипы-
вал: “Братцы, помилосердуйте”. Толстой еще раз возвращается к проблеме “духовного рождения человека”. Увидев полковника, жестоко наказывающего солдата, Иван Васильевич не может понять, как один и тот же человек может быть так галантен и предупредителен в кругу близких ему людей и так бессердечен на службе со своими подчиненными.
Толстой не желает выступать моралистом, отдавая на- суд читателей поступки героев. Иван Васильевич, думая о жестокости полковника, говорит: “Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю... Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня”.
У Куприна в повести “Поединок” все гораздо жестче и страшнее. Офицеры не видят проку в полевых занятиях солдат, ожидая лишь конца дня, чтобы забыться от тоски и бессмыслицы происходящего в пьяном угаре или карточной игре. Безграмотные новобранцы, плохо понимая, что от них хотят, путают команды, поступают наперекор здравому смыслу и логике. “Молодой солдат Мухамеджинов, татарин, едва понимавший и говоривший по-русски, окончательно был сбит с толку подвохами своего начальства... Он вдруг рассвирепел, взял ружье на руку и на все убеждения и приказания отвечал одним решительным словом:
— Заколу! ...Заколу! — кричал татарин, испуганно и злобно...”
Любимой темой для разговоров офицеров являются рассказы о расправе военных над штатскими. Офицерам невдомек, что убийство безоружного — это уголовное преступление, а не благородный поступок, говорящий о чести человека.
Командир полка Шульгович, пребывая в плохом настроении, способен усмотреть нарушение устава, а значит преступление, во всем. Характерна его речь, когда он общается с подчиненными: “Ты, собачья душа, кто у тебя полковой командир,— повернулся Шульгович к Шарафутдинову.
— Не могу знать,— ответил с унынием, но послушно и твердо татарин...
(После грязной ругани командир распоряжается):
— Капитан Слива, извольте сейчас же поставить этого сукина сына под ружье с полной выкладкой. Пусть сгниет, каналья, под ружьем”.
Невольно вспоминаешь лучшие традиции русской армии и философию Суворова о том, что надо беречь каждого солдата. Похоже, герои Толстого и Куприна забыли о своих великих предшественниках —Суворове и Кутузове — и их гуманном отношении к рядовым солдатам. Таким образом, Толстой и Куприн предсказали поражение России в грядущих войнах, раскрыли их причину.

Другие сочинения по этому произведению


"Любовь с этого дня пошла на убыль..." (По рассказу Л. Н. Толстого "После бала") "После бала". Л.Н.Толстой После бала «Против чего направлен рассказ Л. Н. Толстого «После бала»? От чего зависят, по мысли автора, перемены в человеческих отношениях? Автор и рассказчик в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу «После бала») Идейно-художественное своеобразие рассказа Л.Н.Толстого «После бала» Личность и общество в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Мое впечатление от рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Образ Ивана Васильевича (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Полковник на балу и после бала Полковник на балу и после бала (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Почему произошла переоценка ценностей у Ивана Васильевича? (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Почему рассказ Л.Н. Толстого назван «После бала» Почему рассказ Л. Н. Толстого называется «После бала», а не «Бал»? Прием контраста в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Рассказ Л. Толстого «После бала» Роль пейзажа в рассказах Л. Н. Толстого «После бала», И.А.Бунина"Кавказ", М. Горького"Челкаш". Утро, изменившее жизнь (по рассказу «После бала») Утро, изменившее жизнь (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Утро, изменившее жизнь (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Что такое честь, долг и совесть в моем понимании (анализируя рассказ Л. Н. Толстого «После бала») Размышления Ивана Васильевича в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Роль случая в жизни человека (На примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала») Композиция и смысл рассказа Л.Н .Толстого «После бала» Особенности композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Сочинение по произведению на тему: «После бала» Роль контраста в произведениях русских писателей XIX века (На примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала») Композиция и смысл художественного произведения (На примере рассказа Л.Н. Толстого «После бала») Художественные параллели (статья «Николай Палкин» и рассказ «После бала») Изложение замысла рассказа «После бала» Толстого Проблематика рассказа Льва Толстого "После бала" Личность и общество в рассказе Л.Н.Толстого «После бала» Нравственное изменение Ивана Васильевича Образ главного героя в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Л.Н. Толстой "После бала". Полковник на балу и после бала Идейный смысл рассказа Л.Н.Толстого «После бала». Рассвет поменявший мир.Изложение по рассказу Л Н Толстого «После бала» Отец Вареньки в повести «После бала» Почему после увиденной Иваном Васильевичем сцены экзекуции Страницы из дневника написанные в утро Прощеного воскресенья (По рассказу Л.Н. Толстого "После бала") Моральная ответственность человека за свою и чужую жизнь Значение антитезы в рассказе Л Н Толстого «После бала» Характеристика образа Ивана Васильевича Суровая реальность, разрушающая радужные мечты (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)" (2) Описание образа Ивана Васильевича в рассказе «После бала» Мораль в рассказе Толстого «После бала» Любовь с этого дня пошла на убыль Размышление о рассказе Л. Толстого «После бала» Контраст как основа композиции рассказа Л.Н. Толстого «После бала» Утро, изменившее жизнь Нравственные категории в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Суровая реальность, разрушающая радужные мечты (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)" (1) Сочинение по рассказу Л. Н. Толстого «После бала» Роль композиции в рассказе Толстого «После бала» в раскрытии его идейно художественного содержания «После бала»(сочинение-отзыв) (1) «После бала»(сочинение-отзыв) (2)