Капитанская дочка

Александр Сергеевич Пушкин


Краткое изложение
Читается примерно за 9 минут
Сочинения
276 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Картины народного движения и образ его вождя в романе "Капитанская дочка"»

Сочинение

Хлопуша
Сумасшедшая, бешеная кровавая муть!
Что ты ? Смерть ? Иль исцеленье калекам ?
Проведите, проведите меня к нему,
Я хочу видеть этого человека.
Я три дня и три ночи искал ваш умёт,
Тучи с севера сыпались каменной грудой.
Слава ему! Пусть он даже не Пётр!
Чернь его любит за буйство и удаль.
С.А. Есенин


Сюжет романа «Капитанская дочка» строится на истории любви двух главных героев. Композиция произведения симметрична, то есть Пушкин повторяет принцип построения, использованный им в романе «Евгений Онегин». Сначала капитанская дочка попадает в беду: пугачёвцы убивают её родителей, а она оказывается во власти негодяя Швабрина. Гринёв отправляется к «крестьянскому царю» - самозванцу и спасает свою невесту. Потом Гринёв обвиняется в государственной измене и приговаривается к вечной ссылке в Сибирь. Маша отправляется к дворянской царице и спасает своего жениха. Таким образом, одна сюжетная линия (история любви), которая делает «Капитанскую дочку» семейной хроникой, переплетается со второй сюжетной линией (взаимоотношениями Гринёва и Пугачёва), благодаря последней роман становится историческим. Если Екатерина появляется только в небольшом эпизоде (сцена в парке и разговор с Машей в Царскосельском дворце) в самом конце романа, то Пугачёв активно действует в романе со второй главы «Вожатый» и до конца (упоминается в постскриптуме от издателя), его сложный характер раскрывается в нескольких сценах, то есть вождь крестьянской войны становится третьим главным героем произведения.

В романе Гринёв встречается с Пугачёвым четыре раза и Пугачёв предстаёт поочерёдно в двух лицах — то как частный человек, то как «крестьянский царь»-самозванец.

Первая встреча состоялась при драматических обстоятельствах: во время снежного бурана в степи Пугачёв выводит кибитку Гринёва к умёту (к постоялому двору) и фактически спасает жизнь барскому дитяти, Савельичу и ямщику. В этом эпизоде Пугачёв проявляет себя как мужественный человек, который не теряет головы в опасной ситуации и, благодаря своему жизненному опыту и сообразительности, находит дорогу к жилью. «Деловую» характеристику Пугачёва дополняет его портрет: «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское» (II). Уже первое появление Пугачёв в романе показывает, что он незаурядная личность.

Вторая встреча героев — сцена суда и казни защитников Белогорской крепости. Пугачёв, в отличие от дворянской литературной традиции, изображён здесь не демоническим злодеем-кровопийцей, но человеком, которого положение заставляет расправляться с врагами. По приказу самозванца вешают капитана Миронова, но это не доставляет никакой кровожадной радости Пугачёву. Пушкин отмечает даже, что самозванец, дав сигнал к казни, «мрачно нахмурился» (VII). И тут же Пугачёв милует молодого Гринёва, потому что сразу узнал Савельича и вспомнил подарок молодого офицера — заячий тулупчик. Помилованному Петруше он протягивает руку для поцелуя, а когда молодой дворянин не выполняет требуемого действия, быстро находит приличное объяснение, чтобы не наказывать упрямца: «Его благородие знать одурел от радости» (VII).

В отношениях с Гринёвым Пугачёв проявляет себя как памятливый на добро человек. За спасение от верной смерти в снежной степи дворянский недоросль заплатил в общем-то немного: угостил вожатого стаканом вина, подарил тулуп, из которого уже сам вырос, и назвал своего спасителя «братом». Но Пугачёв высоко ценит эту благодарность простодушного молодого барина. Например, после взятия Белогорской крепости Пугачёв предлагает Гринёву высокий чин в своём войске. Дворянин отказывается служить самозванцу, потому что давал присягу на верность Екатерине, а служить за страх не хочет. Тогда Пугачёв требует обещания, что Гринёв не будет воевать против пугачёвского войска. Но и это обещание молодой офицер дать не может, так как он, армейский прапорщик, «в себе не властен». И после подобного объяснения Пугачёв отпускает Гринёва в Оренбург, уважая его прямоту, честность и мужество.

Самозванец поможет молодому дворянину и в третий раз, когда специально поедет с ним в Белогорскую крепость, чтобы выручить Машу из рук Швабрина, и снова отпустит влюблённых, «куда Бог путь укажет» (XII).

Последний раз Пугачёв и Пётр Гринёв увидятся в Москве на Красной площади: семейное предание рода Гринёвых гласит, что Пугачёв за несколько минут до казни узнал в толпе Петра Андреевича и «кивнул ему головой, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу» (постскриптум от издателя). А Гринёв, сочиняя на старости лет свои мемуары, сохранит добрую память о Пугачёве-человеке: «Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме меня одного» (XII).

В романе Пугачёв описывается и как замечательный исторический деятель. Он талантливый военачальник, умеющий организовать своё плохо обученное войско и победить регулярные части под командованием царских офицеров, опытных и образованных. «Я воюю хоть куда. Знают ли у вас в Оренбурге о сражении под Юзеевой? Сорок енаралов убито, четыре армии взято в полон» (XI), — похваляется он перед Гринёвым. Он лично участвует в боях (например, во взятии Бело-горской крепости), а не прячется за городскими стенами, как благоразумный оренбургский комендант — генерал Рейнсдорп. Массовые сцены позволяют нарисовать само народное движение, которое создало Пугачёва как историческую личность, «крестьянского царя».

Наиболее яркая и трагическая народная сцена — расправа над капитаном Мироновым и кривым гарнизонным поручиком Иваном Игнатьевичем в Белогорской крепости. Пугачёв, отдающий приказ повесить офицеров, в этом эпизоде представлен как человек, выражающий настроение восставших — ненависть к дворянам и протест против несправедливого государственного устройства крепостнической России. Кажется, что добрый капитан Миронов пострадал безвинно. Но коменданта казнят как защитника государства, ненавистного бунтовщикам. Указывает на капитана Миронова казацкий урядник Максимыч, которого простодушный комендант без конца обижал недоверием и подозрительностью (например, в сцене военного совета — гл. VI), а незадолго до падения крепости посадил под караул. Вешает мужественного коменданта изувеченный башкир, которого капитан накануне допрашивал, угрожая плетьми. Таким образом, Пушкин подчёркивает, что бунтовщики беспощадны к своим врагам не просто из-за своего злобного характера, а в ответ на жестокость по отношению к ним. Следовательно, писатель морально оправдывает восставший народ.

В том же эпизоде Пугачёв демонстрирует наделе, что является защитником простого народа. Под конец сцены казни автор-мемуарист многозначительно упоминает, что самозванец простил всех солдат Белогорской крепости (VII). Когда Гринёв сообщает, что Швабрин обижает сироту, «народный царь» искренне возмущается: «Кто из моих людей смеет обижать сироту? Будь он семи пядей во лбу, а от суда моего не уйдёт» (XI), — и на следующий же день, не откладывая дело в долгий ящик, едет в Белогорскую крепость разбираться и наказывать обидчика.

Пир пугачёвцев после взятия крепости также можно отнести к народным сценам, ибо Пугачёв изображён здесь в окружении своих ближайших сторонников. Пушкин рисует самозванца простым мужиком, похожим на рядовых бунтовщиков: наблюдательный Гринёв отмечает, что в его лице не было «ничего свирепого» и все гости «обходились между собой как товарищи и не оказывали никакого особенного предпочтения своему предводителю» (VIII). И в то же время Пугачёв показан как значительная, трагическая личность. Бурлацкая песня о разбойнике, повешенном с большим почётом, предвещает судьбу мятежников и их атамана в момент их наивысшего торжества (как уже говорилось, в «Капитанской дочке» описывается наиболее удачный период крестьянской войны). Пушкин ясно показывает, что власть «крестьянского царя» имеет черты семейного демократизма (Ю.М. Лотман «Идейная структура "Капитанской дочки"»), связь с подданными осуществляется непосредственно, без чиновничьего аппарата, который играет важнейшую роль в дворянском государстве. Множество деталей, разбросанных по тексту романа, подтверждают эту идею. Где бы ни появлялся Пугачёв, везде его приветствует радостно возбуждённый народ. Жители Белогорской крепости встречают самозванца хлебом-солью и колокольным звоном, а он награждает их, бросая с крыльца медные деньги в толпу (VII, IX). В Бердской слободе (XI) караульные мужики запросто входят в избу-«дворец», где жил Пугачёв, а народ, увидев на улице простую кибитку Пугачёва без свиты и охраны, «останавливался и кланялся в пояс» (XI).

Как «крестьянский царь», Пугачёв сравнивается с лицемерной дворянской царицей Екатериной, «Тартюфом в юбке и в короне», как назвал её сам Пушкин в «Заметках по русской истории XVIII века». Пугачёв возникает в романе в виде случайного прохожего, и Екатерина появляется в романе в облике придворной дамы, одетой по-домашнему: в «белом утреннем платье, в ночном чепце и душегрейке», но весь её облик излучает «важность и спокойствие» (XVI). Дама говорит с Машей ласково и, кажется (очень важная оговорка автора), тронута видом и ответами застенчивой девушки. Однако отмеченные важность и спокойствие мгновенно сменяются холодным выражением на её лице при чтении прошения капитанской дочки. А когда Маша вступает с ней в спор, дама вспыхивает от такой дерзости. При этом Екатерина, поверив рассказу Маши, оправдывает Гринёва, и её довод «Я убеждена» (XVI) практически повторяет довод Пугачёва (беглый капрал Белобородов заподозрил молодого офицера в шпионаже, но Пугачёв «не согласился» — XI). Поступки обоих государей (законного и самозваного) демонстрируют самодержавную власть, которой не нужны ни аргументы, ни оглядки на закон.

Если предводитель крестьянской войны в истории с Гринёвым вполне может вызвать симпатию и рассказчика, и читателей, то его войско совсем не похоже на благородных разбойников, защищающих бедняков от власти богачей. Поэтому саму крестьянскую войну Пушкин называет «бунтом», не видя в ней ничего возвышенного и героического. В сцене суда в Белогорской крепости показано, как пугачёвцы грабят квартиры офицеров, убивают старую комендантшу Василису Егоровну, предварительно поиздевавшись над ней вволю. Бунтовшики могли бы погубить и капитанскую дочку, если бы добрая попадья не обманула Пугачёва. Когда Швабрин открыл этот обман, Пугачёв признал: «Мои пьяницы не пощадили бы бедную девушку. Хорошо сделала кумушка-попадья, что обманула их» (XII). Попав в Бердскую слободу, Гринёв отмечает характерные признаки лихого казацкого житья: шум, крики, непрекращающееся веселье, удивительную беспечность. Сам Пугачёв постоянно пирует с товарищами. Таким образом, народное восстание превращается в стихийную гульбу да вольницу, оно утихает и под натиском правительственных войск, и само по себе, после того как мужики выплеснули накопившееся недовольство в убийствах, грабежах, погромах.

Подводя итог, отметим, что историческая эпоха представлена в романе двояко: народные сцены изображены вполне правдиво, благодаря ярким деталям, а образы Пугачёва и Екатерины раскрыты не с конкретно-исторической точки зрения, а через восприятие мемуариста, который жизнью и счастьем обязан «крестьянскому царю», а оправданием чести — законной императрице. Иными словами, в его личной судьбе оба этих столь противоположных исторических деятеля сыграли счастливую роль.

Образ Пугачёва получился в романе более привлекательным, чем его исторический прототип в «Истории Пугачёва», который убивал сам и приказывал беспощадно истреблять жён и детей защитников крепостей или дворянских усадеб (впрочем, и литературный Пугачёв всё-таки приказал «унять» (VII) капитаншу Василису Егоровну). В «Капитанской дочке» Пушкин создаёт разносторонний характер вождя народной войны. Он и не отъявленный злодей, и не романтический разбойник, он талантлив, отличается независимостью личности, гордостью духа. Пугачёв выглядит в романе более открытым и прямым человеком, чем притворщица Екатерина.

Самозванец представлен русским человеком, в котором воплотились «смелость и смышлёность» (А.С.Пушкин «Путешествие из Москвы в Петербург», гл. «Изба»), а именно их Пушкин считал характерными чертами русских. В мемуарах, написанных от лица достойного дворянина Петра Гринёва, Пушкин наградил самозванца чувством благодарности, великодушия и уважения к чужим убеждениям (таким выглядит Пугачёв в воспоминаниях крестьян, записанных Пушкиным).

Живая привлекательность образа Пугачёва усиливается в романе благодаря переплетению в образе «народного царя» трагического и комического. С одной стороны, самозванец понимает свою обречённость: «Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче ребята свою шею выкупят моей головой» (XI), — объясняет он Гринёву. С другой стороны, можно вспомнить, например, отзыв казака (знакомого Гринёву по Белогорской крепости) о «царских» привычках Пугачёва: на груди имеет «царские» знаки, в бане парится так жарко, что другие не выдерживают, а за обедом съедает двух жареных поросят

(VIII). В смешное положение попадает Пугачёв, когда объясняется с Савельичем по поводу барского имущества, разграбленного казаками (IX). В образе Екатерины Второй явно сквозит авторская ирония, несмотря на всю «прелесть неизъяснимую» (XIV) царственной дамы. Но в обоих случаях Пушкин проявил свойственное ему чувство меры, ибо никакого чрезмерного восхваления самозванца или слишком вольной насмешки над славной императрицей в произведении нет.

Другие сочинения по этому произведению


"Счастье и радость жизни в правде..." А.П.Чехов. (По одному из произведений русской литературы — А.С.Пушкин "Капитанская дочка") Береги честь смолоду (По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») «Береги честь смолоду» (по роману Пушкина «Капитанская дочка») Капитанская дочка «Капитанская дочка» А. С. Пушкина — послание потомкам Автор - повествователь — герой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Автор, рассказчик и герой в романе «Капитанская дочка» Анализ эпизода «Военный совет у Пугачева» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Анализ эпизода «Первая непринужденная беседа Петра Гринева с Емельяном Пугачевым» Белогорская крепость в жизни Гринева Белогорская крепость в жизни Петра Гринева (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»). Белогорская крепость в жизни Петра Гринёва (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Береги честь смолоду Береги честь смолоду (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Береги честь смолоду (по творчеству А. С. Пушкина) Береги честь смолоду... (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») В чем секрет обаяния Емельяна Пугачева? (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Взгляды и характер Гринева Герои "Капитанской дочки" ГЕРОИ “КАПИТАНСКОЙ ДОЧКИ” В ИСТОРИЧЕСКОЙ МЕТЕЛИ Герой повести, о котором я хотел бы рассказать. Гринёв и Швабрин (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Гринев и Швабрин в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Гринев и Швабрин в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Гринев и Швабрин в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Гринёв и Швабрин — соперники или враги (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Женские образы в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Женские образы и их роль в прозе Пушкина (На примере повестей «Дубровский» и «Капитанская дочка») Женский образ Маши в повести «Капитанская Дочка» А. С. Пушкина Жить не по лжи Идейно-художественное своеобразие повести «Капитанская дочка» Изображение народа и Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Изображение пугачевского движения Историческая повесть «Капитанская дочка» История любви Маши Мироновой и Петра Гринёва в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» История Маши Мироновой История Маши Мироновой (по “Капитанской дочке” А. Пушкина) История Маши Мироновой (по повести «Капитанская дочка») История создания повести «Капитанская дочка» Как проявился характер Маши Мироновой в заточении у Швабрина? (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Как решает Пушкин проблему «социальное и человеческое» в «Капитанской дочке» (на примере 2-3 эпизодов по выбору) Как я оцениваю решение Гринева покинуть Оренбург и ехать в Белогорскую крепость на выручку Маши, нарушив свой офицерский долг? (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Каким видится мне Емельян Пугачев в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Композиционные особенности повести «Капитанская дочка» Композиция повести «Капитанская дочка» Кто больше заслуживает характеристики «великодушный государь»: Екатерина II, простившая Гринёва, или Пугачёв, пощадивший его? Мир Пушкина в моей душе (к 210-летию А.С. Пушкина) Мое впечатление от повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Мое любимое произведение А. С. Пушкина Мое любимое произведение А. С. Пушкина (по повести «Капитанская дочка») Мое любимое произведение А. С. Пушкина (повесть «Капитанская дочка») Мое любимое произведение Пушкина Народ в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Неоднозначность решения образа Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Низость и двоедушие Алексея Швабрина. По повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Нравственная проблематика повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Образ Гринева Образ Гринева (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Образ Гринева-мемуариста в повести А. С. Пушкина«Капитанская дочка» Образ Е. Пугачёва (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Образ Емельяна Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Образ Емельяна Пугачева в романе Пушкина «Капитанская дочка» Образ Емельяна Пугачева и образ народа в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Образ Емельяна Пугачева как центральный образ повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Образ Марьи Ивановны в повести Пушкина «Капитанская дочка» Образ Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Образ народа в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Образ Петра Гринева в повести «Капитанская дочка» Образ Петра Гринёва в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Образ Пугачева Образ Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Образ Пугачева и его художественное воплощение в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Образ Савельича и Швабрина в повести «Капитанская дочка» Образы-символы в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Основные образы в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Первая встреча Гринева с Пугачевым. (Анализ II главы повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».) Пётр Гринёв (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Петр Гринев как представитель лучшей части дворянства Петр Гринёв — благородный дворянин (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Письмо предводителю крестьянскоговосстания Емельяну Ивановичу Пугачеву Повесть А.С.Пушкина "Капитанская дочка\' как историческое сочинение Почему повесть А. С. Пушкина названа «Капитанская дочка»? Почему повесть А. С. Пушкина названа «Капитанская дочка»? Почему произведение названо «Капитанская дочка»? Почему роман А. С. Пушкина назвается «Капитанская дочка»? Почему скромной капитанской дочке отдано столь значительное место в сюжете повести Проблема чести и долга в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Проблема чести и долга в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Пугачёв — злодей или народный герой? Пугачев — предводитель народного восстания (По повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") Пугачев — разбойник или освободитель? (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Пугачёв в романе Пушкина "Капитанская дочка" Пугачёв и его сподвижники Пугачев как предводитель восстания и как человек (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Пугачев Пушкина Реальность и художественный вымысел в образах Пугачева и Екатерины II в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Роль песни «Не шуми, мати зеленая дубрава.» в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» С какой целью в произведении Пушкина «Капитанская дочка» Петром Гриневым дается описание Оренбургской губернии 1773 г. Самостоянье человека залог величия его по повести "Капитанская дочка" Самостоянье человека — залог величия его по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Семья Мироновых в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" Система образов в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Система персонажей в повести «Капитанская дочка» Служба в Белогорской крепости Смысл и роль сказки про орла и ворона (по роману Пушкина «Капитанская дочка»). Смысл названия повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Смысл названия повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Смысл эпиграфа в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Смысл эпиграфов в "Капитанской дочке" Сравнение Гринева и Швабрина Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина (По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина — главных героев повести «Капитанская дочка» Старый черт Савельич Стихийность крестьянского движения в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и в романе М. Ю. Лермонтова «Вадим» Судьба Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Сюжетные ситуации погони в эпических произведениях А. Пушкина и М. Лермонтова Тема русского бунта в повести Пушкина «Капитанская дочка». Тема чести и бесчестия в творчестве Пушкина Формирование личности Петра Гринева (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Характеристика Маши Мироновой и Гринева Характеристика Петра Гринева (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Характеры Гринева и Швабрина в повести А.С.Пушкина Честь и долг — главное для семьи капитана Миронова (По повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") Швабрин — понравившийся персонаж в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Этапы духовного созревания Петра Гринева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» История создания и анализ романа "Капитанская дочка" Пушкина А.С. Гринев и Швабрин Характеристика членов семьи Мироновых в повести «Капитанская дочка» Историческая основа повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" (1) Характеристика образа Гринев Петр Андреевич (Петруша) Роман «Капитанская дочка» и проблема воспитания молодого поколения Маша Миронова - мой любимый литературный герой (по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") Образ Гринева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Сон Гринева в повести Пушкина «Капитанская дочка» Портретная характеристика Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка» Гринев и Пугачев. История их отношений (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») (План) Жизнь Гринева в Белогорской крепости (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Исторический план написания «Капитанской дочки» Смысл эпиграфа «Капитанской дочки» Как выразились принципы Пушкина-историка в романе Краткая характеристика произведения "Капитанская дочка" Пушкина А.С. Жанровое своеобразие романа "Капитанская дочка" Пушкина А.С. Тема чести и человеческого достоинства в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Судьба и образ Петра Гринёва в повести «Капитанская дочка» Образ стихии в произведениях Александра Пушкина «Капитанская дочка» и «Медный всадник» Тема бурана и ее значение в повести "Капитанская дочка" Пушкина А.С. Как Вы понимаете эпиграф к повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" Уроки нравственности в повести «Капитанская дочка» Савельич в повести «Капитанская дочка» Второстепенные персонажи повести «Капитанская дочка» Образ Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" (2) Противоречивость образа Пугачева в повести «Капитанская дочка» Формирование взглядов и характера П. Гринева (по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") (1) Образ Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Роман «Капитанская дочка» как историческое полотно Общая характеристика главного героя повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Романтическая любовь в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Исторические персонажи в повести Пушкина «Капитанская дочка» Почему исторический роман А. С. Пушкина называется «Капитанская дочка» Образ Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" (1) Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина Автор рассказчик и герой в повести Пушкина "Капитанская дочка" Образ Пугачева в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Гринев и Швабрин. (По повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка") Тема сострадания и милосердия в одном из произведений русской литературы. История Маши Мироновой (Капитанская дочка) Образ Василисы Егоровны Мироновой и ее дочери А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Судьбы героев и смысл эпиграфа «Береги честь смолоду». Описание природы в произведениях Пушкина Образ Швабрина как антитеза Гриневу в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Подбор эпиграфов к главам повести «Капитанская дочка» Сочинение по повести Пушкина «Капитанская дочка» Белогорская крепость в повести «Капитанская дочка» Образ и характер Швабрина "Береги платье снову, а честь смолоду" (по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") (1) Работа Пушкина над повестью Капитанская дочка Почему Н.А.Добролюбов назвал Катерину "сильным русским характером"? Размышления по произведениям «Капитанская дочка» и «Дубровский» Образ Пугачева в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Авторская позиция и средства ее выражения в романе Пушкина "Капитанская дочка" Значение темы «Капитанской дочки» для русской литературы Описание персонажей в повести «Капитанская дочка» Сравнение образов Пугачева и Савельича в «Капитанской дочке» Почему Гринев не перешел на сторону Пугачева (по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка") Формирование взглядов и характера П. Гринева (по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") (2) Работа и история замысла произведения «Капитанская дочка» Швабрин Алексей Иванович - характеристика литературного героя Образ и характер Пугачева в повести Пушкина «Капитанская дочка» Композиционные особенности повести " Капитанская дочка" 2 Семья Мироновых в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" Образ Пугачева в повести Пушкина «Капитанская дочка» Белгородская крепость и ее обитатели (по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка") (1) Гринев и Швабрин (3) Любовь помогает сохранить честь и достоинство (по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") (1) Героический образ Пугачева в повести «Капитанская дочка» Контраст двух лагерей — власти и народа в повести «Капитанская дочка» Благородные чувства Гринева в контексте современности А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Судьбы героев и смысл эпиграфа «Береги честь смолоду» Эпистолярный жанр в повести «Капитанская дочка» Две героини, две судьбы(Марья Кириловна Троекурова и Маша Миронова по романам «Дубровский» и «Капитанская дочка») Пугачев - разбойник или освободитель? (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка») Гринев и Швабрин (2) Историческая основа повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" (2) Маша Миронова – воплощение русского национального характера Вопросы чести в повести Пушкина "Капитанская дочка" А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Гринёв и Швабрин Материал для выяснения авторской позиции в повести «Капитанская дочка» Почему, повествование в «Капитанской дочке» ведется от лица Гринева Тема милосердия в повести "Капитанская дочка" Пушкина А.С. Петр Гринев лучший из представителей дворянства Честь и долг - главное для семьи капитана Миронова (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка») Общая характеристика главного героя одного из произведений А. С. Пушкина: «Дубровский», «Капитанская дочка», «Станционный смотритель» Характеристика образа Пугачев (Пугач, Емелька) Пугачев — народный герой или кровожадный самозванец Роль эпиграфов в повести Пушкина «Капитанская дочка» Проблема чести и долга в романе Пушкина «Капитанская дочка» Искусство емкой детали в произведениях «Повести Белкина», «Пиковая дама», «Капитанская дочка» Изображение народа и Пугачева в повести "Капитанская дочка" Первая встреча Гринева с Пугачевым Прозаический замысел повести «Капитанская дочка» Роль писем героев в романе Пушкина "Капитанская дочка" Честь и долг главное для семьи капитана Миронова Белгородская крепость и ее обитатели (по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка") (2) Герои "Капитанской дочки" в историчесикй метели Неоднозначный образ Пугачева (по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") (2) «Капитанская дочка» как начало русского исторического романа Эпиграфы в «Капитанской дочке» как квинтэссенция основного содержания глав Как раскрывается тема «русского бунта» в повести «Капитанская дочка» Можно ли Машу Миронову назвать «милым идеалом» А.С. Пушкина Емельян Пугачев ― исторический герой романа Пушкина «Капитанская дочка» Яркая картина стихийного крестьянского восстания в повести «Капитанская дочка» Образ Пугачева и его художественное воплощение Прием антитезы в одном из произведений русской литературы XIX века Неоднозначный образ Пугачева (по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") (1) Аналогии в "Капитанской дочке" и реальных событиях пугачевщины Приемы изображения героев в романе Александра Пушкина "Капитанская дочка" Образ могучего народного характера в повести «Капитанская дочка» Почему повесть А. С. Пушкина названа «Капитанская дочка» Роль автора в повести «Капитанская дочка» Тема школьного сочинения образ слуги Петра Гринева Савельича Понятия чести и долга в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкин как историк (по повести «Капитанская дочка») Два мира в «Капитанской дочке» Нравственная высота повести Пушкина «Капитанская дочка» Семья капитана Миронова Народ и личность в романе «Капитанская дочка» Как раскрывается тема "русского бунта" в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"? Гринев и Швабрин (1) Любовь помогает сохранить честь и достоинство (по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") (2) Низость и двоедушие Алексея Швабрина Гринев и Швабрин (по повести А. П. Пушкина «Капитанская дочка») История России в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Бескорыстное служение Родине на примере образов Гринева и Пугачева Семья капитана Миронова (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») «История пугачевского бунта» и вымышленное повествование в романе Пушкина «Капитанская дочка» Роман восхитительного юмора Народ в повести Пушкина «Капитанская дочка» и в романе Лермонтова «Вадим» Пугачев как вождь народного восстания и как человек (По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Мужик с топором в пушкинском романе «Капитанская дочка» Низость и двоедушие Швабрина (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Жизнь Гринева в белогорской крепости Тема сострадания и милосердия Что сближает Пугачева и Гринева и в чем они расходятся друг с другом Историзм в "Капитанской дочке" Александра Пушкина Композиция повести Какой же сон видел Гринев в романе «Капитанская дочка» Характеристика образа Швабрин Алексей Иванович Народное восстание в романе Александра Пушкина «Капитанская дочка» Поэтический синтез истории и вымысла в романе «Капитанская дочка» Семья капитана Миронова в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" "Береги платье снову, а честь смолоду" (по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") (2) Какова художественная роль писем в структуре повести «Капитанская дочка» Тема чести и бесчестия в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Сопоставление фактов в «Капитанской дочке»