Капитанская дочка

Александр Сергеевич Пушкин


Краткое изложение
Читается примерно за 9 минут
Сочинения
276 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Характеристика образа Пугачев (Пугач, Емелька)»

Сочинение

Пугачев (Пугач, Емелька) — новый тип героя русской прозы, вождь антидворянского восстания, литературный «двойник» реального Емельяна Пугачева, изображенного в пушкинской хронике «История пугачевского бунта» (1836). «Тот» Пугачев — бессмысленно жесток, как всякий кровавый вождь обезумевшей стихии, и только. Образ «великого государя» «Капитанской дочки» многогранен: П. то злобен, то великодушен, то хвастлив, то мудр, то отвратителен, то всевластен, то зависим от окружения. Он связан не только со страшными событиями екатерининской эпохи, но и полувымышленными событиями пушкинской повести; зависит не только от расстановки социальных сил, но и от расстановки сил сюжетных. Пушкин последовательно соотносит образ народного вождя с образами дворянских генералов, с образами «людей из толпы», даже с образом Екатерины II; но главное сопоставление — все-таки с образом Петруши Гринева, обычного человека, действующего в великой истории.


П. неотделим от стихии; он вызывает ее к жизни, он ведет ее за собою — и в то же время подчиняется ее безличной власти. Потому впервые на страницах повести он появляется во время снежного бурана, как бы рождаясь из самой его сердцевины. Герои (Гринев и его слуга Савельич) бессильны против буйства непогоды; они заблудились; снег заметает их, но внезапно появившийся чернобородый казак (сюжетный аналог запорожца Кирши в «Юрии Милославском») говорит: «Дорога-то здесь, я стою на твердой полосе». В том и дело, что твердая полоса П. — это беспутье; он — проводник, дорожный бездорожья; он выводит путников по звездам — и его собственная звезда ведет его по историческому пути.
Пушкину настолько важно раз и навсегда связать образ П. с величественно-смертоносной символикой снега, что он легко поступается реальной хронологией. Страшный буран происходит в самом начале сентября; это не до конца правдоподобно, зато работает на построение образа и сюжета, дает возможность Петру-ше пожертвовать для П. заячий тулупчик — в благодарность за «путеводство» и просто из человеческого сочувствия к казаку, в холода пропившему свой тулуп. И затем Пугачев неизменно будет появляться в сопровождении зимнего пейзажа; и как иначе, если он свалился на Российское государство как снег на голову? Точно так же дворянский мир последовательно связывается в повести с символикой осени, очаровательной, легкой, ненадежной, предсмертной. В то самое время, как в Белогорской крепости, взятой П., свирепствует снежная зима, в Оренбурге, отстоящем всего на 40 км, еще угасает осень; генерал, которому поручено защищать город от восставших, подвязывает яблони соломой, чтобы сохранить их от мороза; точно так же дряхлеющее дворянство хочет «подстелить соломку» П., закрыться от его молодой, холодной силы. И в финальной сцене свидания Маши, невесты Гринева (арестованного по обвинению в содействии П.), с императрицей Екатериной Пушкин окружает героинь пейзажем ранней осени с ее «свежим дыханьем».


Центральная проблема повести — проблема человеческой свободы перед лицом исторических обстоятельств. Именно поэтому Пугачев показан не глазами приближенного (иначе то была бы лубочная картинка с великим государем, торжествующим властелином судьбы — как в полулегендарных отзывах пугачевцев о своем вожде). И не глазами опытного дворянского историка (тогда получилась бы карикатура на самозванца — как в официальном извещении о П., которое «объявляет» комендант Белогорской крепости). П. показан глазами простого и частного дворянина, который никогда не примет бродягу за «Петра Фео-доровича III», но и не станет искусственно снижать образ, чтобы встроить его в готовую идеологическую конструкцию. Кроме того, действие повести начинает разворачиваться в 1773 г., а это дает возможность показать П. не только во время, но и до восстания, когда за ним не тянется еще шлейф ярко описанных преступлений. Как только герои выбираются из бурана, читатель (с «помощью» Гринева) видит перед собой сорокалетнего мужика, среднего роста, худощавого, широкоплечего, с проседью в черной бороде, с бегающими глазами, приятным, но плутовским выражением лица. Ничего «мистического», «избранни-ческого» в этом облике нет; потому особенно комичным покажется читателю более поздний рассказ рядового казака о том, как «государь» по-царски скушал двух поросят и показывал в бане свои царские знаки на грудях. В центре сюжета — умеренно умный авантюрист, чья судьба отнюдь не предрешена; то, что именно он вскоре станет во главе грандиозных исторических событий, — во многом случайность.


Вторая встреча с П., во взятой им Белогорской крепости, дает иной образ. Гринев, ожидающий казни, видит перед собою самозванца, восседающего в креслах, одетого в красный казацкий кафтан, обшитый галунами; затем на белом коне, в окружении «енералов». Это — персонаж исторического маскарада, на котором вместо клюквенного сока проливают человеческую кровь. И даже то, что П. милует боярского дитятю Гринева благодаря заступничеству его крепостного слуги (которого «государь» не мог не вспомнить — ибо Савельич назойливо защищает «имущественные права» барчука) поначалу кажется не проявлением обычного человеческого чувства, а всего лишь подражанием «царскому жесту». (И потом П. не раз будет по-царски повторять: казню так казню, милую так милую.)


Лишь во время третьего «свидания» П. раскрывается до конца. Гринев присутствует на казачьем пиру; замечает, что черты пугачевского лица скорее приятны и совсем не свирепы; слышит его любимую песню («Не шуми, мати зеленая дубровушка»), догадывается, что сквозь сюжет этой песни проступают линии судьбы самого крестьянского вождя. (Православный царь вопрошает «детинушку, крестьянского сына», с кем тот воровал, «с кем разбой держал» и в конце концов «жалует» его виселицей.) Разговор наедине подтверждает это: «великий государь» понимает, какую опасную игру затеял, но надеется: «А разве нет удачи удалому?» И когда наутро он не только принимает «счет», выставленный Савельичем за разграбление барского имущества, но и жалует отпущенному Гриневу тулуп — это не только и не столько «царский жест», но и движение души: долг платежом красен.


Собственно, лепка образа завершена; далее при встрече с Гриневым П. будет лишь поворачиваться то одной («авантюрной»), то другой («самозванческой»), то третьей, главной («человеческой») стороной, еще и еще раз подтверждая то, что читатель о нем и так уже знает. Золотая бумага, которой оклеены стены его избы («дворца»), притворная важность, хвастливый вопрос, какой задаст он Гриневу по пути в Белогорскую, — мог бы с ним потягаться король прусский «Федор Федорыч» — напоминают о самозванческой психологии Пугача; неоднократные упоминания о Гришке Отрепьеве; сказка об орле и вороне (лучше жить тридцать лет, чем триста лет питаться падалью) — напоминают о его авантюрном уме и характере; веселая готовность поучаствовать в вызволении гриневской невесты из лап дворянина-пугачевца Швабрина; предложение стать посаженым отцом на их свадьбе — не дают забыть о естественной человечности, которая, несмотря ни на что, живет в разбойной душе П. Недаром у Гринева рождается пламенное желание вырвать его из среды злодеев!


Но именно этот порыв обнаруживает главное противоречие пугачевской судьбы. Если П. — вождь, зачем его «вырывать из среды» злодеев, которыми он безраздельно властвует? А если он не властвует ими, если зависит от них, то какова же его роль в истории, в восстании? Какова мера его свободы? И тут Пушкин как бы ставит героя перед своим любимым парадоксом. Царская власть предполагает право властителя поступать по своему усмотрению. Закон ограничивает нижний предел его воли. То есть не позволяет быть жестоким сверх разумной меры, сверх справедливости. Но властитель ничем не ограничен в своем праве миловать, прощать, награждать. П., каким он изображен в повести, пытается действовать до конца по-царски; он действительно дважды отпускает Гринева, не дает в обиду капитанскую дочь Машу Миронову. Но уже в сцене «дворца», оклеенного золотой бумагой, очевидно колоссальное влияние, какое имеют на него «господа енералы» — звероподобный капрал Белобородов и разбойник Афанасий Соколов, прозванный Хлопушей. П. должен опасаться и своих «казачков», и дворян, перешедших на его сторону. Сообщая Гриневу, что «ребята» смотрели на него косо, а старик Белобородов настаивал на пытке, П. вынужден понизить голос — чтобы не услышал сопровождающий их татарин. (А заодно верный слуга Савельич, которого вождь тоже несколько побаивается.) Разбойник волен идти на Москву — ибо этого же хочет войско; но миловать он должен с оглядкой. Власть, которую он присвоил, не ограничена законом, но ограничена жестокостью бунта. П. свободен ровно до того предела, за которым открывается истинная беспредельность власти в пушкинском ее понимании.


Чтобы подчеркнуть эту мысль, Пушкин выстраивает параллель П. — Екатерина. Как Петруша Гринев прибегает к помощи П., чтобы выручить невесту, так его невеста в конце концов прибегает к помощи Екатерины, чтобы спасти жениха. Царица изображена в простодушно-сентиментальных тонах, в стиле гравюры. В ней нет пугачевского величия, необузданной силы; читатель должен помнить, что способ, каким она пришла к власти, был столь же беззаконным, сколь и пугачевская попытка овладеть страной. (Поэтому первоначально ранняя отставка отца Гринева объяснялась именно «неучастием» в екатерининском перевороте 1762 г.) Но то, насколько свободно милует она Гринева, насколько самостоятельна и независима в своем царственном праве прощать выдает в ней истинную государыню. (И ее прощение в конечном счете совпадает с духом и буквой закона, ибо Гринев сохранил верность присяге, допустив лишь мелкие отклонения от устава.) Именно это делает властителей властителями, а не царские знаки и даже не «законность» воцарения сама по себе. П. такой свободой обладает не вполне; значит — он не вполне и господин своего положения. Вызывая к жизни социальный буран, зная дорогу сквозь него по счастливой звезде, он с этой дороги свернуть не может. Не он управляет стихией, и не стихия им; просто они друг от друга уже неотделимы. Ее угасание, усмирение бунта, равнозначно его смерти. Приписка «издателя» к запискам Гринева, от чьего лица ведется повествование, сообщает, что П. узнал в толпе некогда спасенного им дворянина «и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу».


Другие сочинения по этому произведению


"Счастье и радость жизни в правде..." А.П.Чехов. (По одному из произведений русской литературы — А.С.Пушкин "Капитанская дочка") Береги честь смолоду (По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») «Береги честь смолоду» (по роману Пушкина «Капитанская дочка») Капитанская дочка «Капитанская дочка» А. С. Пушкина — послание потомкам Автор - повествователь — герой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Автор, рассказчик и герой в романе «Капитанская дочка» Анализ эпизода «Военный совет у Пугачева» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Анализ эпизода «Первая непринужденная беседа Петра Гринева с Емельяном Пугачевым» Белогорская крепость в жизни Гринева Белогорская крепость в жизни Петра Гринева (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»). Белогорская крепость в жизни Петра Гринёва (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Береги честь смолоду Береги честь смолоду (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Береги честь смолоду (по творчеству А. С. Пушкина) Береги честь смолоду... (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») В чем секрет обаяния Емельяна Пугачева? (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Взгляды и характер Гринева Герои "Капитанской дочки" ГЕРОИ “КАПИТАНСКОЙ ДОЧКИ” В ИСТОРИЧЕСКОЙ МЕТЕЛИ Герой повести, о котором я хотел бы рассказать. Гринёв и Швабрин (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Гринев и Швабрин в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Гринев и Швабрин в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Гринев и Швабрин в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Гринёв и Швабрин — соперники или враги (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Женские образы в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Женские образы и их роль в прозе Пушкина (На примере повестей «Дубровский» и «Капитанская дочка») Женский образ Маши в повести «Капитанская Дочка» А. С. Пушкина Жить не по лжи Идейно-художественное своеобразие повести «Капитанская дочка» Изображение народа и Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Изображение пугачевского движения Историческая повесть «Капитанская дочка» История любви Маши Мироновой и Петра Гринёва в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» История Маши Мироновой История Маши Мироновой (по “Капитанской дочке” А. Пушкина) История Маши Мироновой (по повести «Капитанская дочка») История создания повести «Капитанская дочка» Как проявился характер Маши Мироновой в заточении у Швабрина? (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Как решает Пушкин проблему «социальное и человеческое» в «Капитанской дочке» (на примере 2-3 эпизодов по выбору) Как я оцениваю решение Гринева покинуть Оренбург и ехать в Белогорскую крепость на выручку Маши, нарушив свой офицерский долг? (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Каким видится мне Емельян Пугачев в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Композиционные особенности повести «Капитанская дочка» Композиция повести «Капитанская дочка» Кто больше заслуживает характеристики «великодушный государь»: Екатерина II, простившая Гринёва, или Пугачёв, пощадивший его? Мир Пушкина в моей душе (к 210-летию А.С. Пушкина) Мое впечатление от повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Мое любимое произведение А. С. Пушкина Мое любимое произведение А. С. Пушкина (по повести «Капитанская дочка») Мое любимое произведение А. С. Пушкина (повесть «Капитанская дочка») Мое любимое произведение Пушкина Народ в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Неоднозначность решения образа Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Низость и двоедушие Алексея Швабрина. По повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Нравственная проблематика повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Образ Гринева Образ Гринева (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Образ Гринева-мемуариста в повести А. С. Пушкина«Капитанская дочка» Образ Е. Пугачёва (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Образ Емельяна Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Образ Емельяна Пугачева в романе Пушкина «Капитанская дочка» Образ Емельяна Пугачева и образ народа в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Образ Емельяна Пугачева как центральный образ повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Образ Марьи Ивановны в повести Пушкина «Капитанская дочка» Образ Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Образ народа в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Образ Петра Гринева в повести «Капитанская дочка» Образ Петра Гринёва в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Образ Пугачева Образ Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Образ Пугачева и его художественное воплощение в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Образ Савельича и Швабрина в повести «Капитанская дочка» Образы-символы в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Основные образы в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Первая встреча Гринева с Пугачевым. (Анализ II главы повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».) Пётр Гринёв (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Петр Гринев как представитель лучшей части дворянства Петр Гринёв — благородный дворянин (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Письмо предводителю крестьянскоговосстания Емельяну Ивановичу Пугачеву Повесть А.С.Пушкина "Капитанская дочка\' как историческое сочинение Почему повесть А. С. Пушкина названа «Капитанская дочка»? Почему повесть А. С. Пушкина названа «Капитанская дочка»? Почему произведение названо «Капитанская дочка»? Почему роман А. С. Пушкина назвается «Капитанская дочка»? Почему скромной капитанской дочке отдано столь значительное место в сюжете повести Проблема чести и долга в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Проблема чести и долга в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Пугачёв — злодей или народный герой? Пугачев — предводитель народного восстания (По повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") Пугачев — разбойник или освободитель? (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Пугачёв в романе Пушкина "Капитанская дочка" Пугачёв и его сподвижники Пугачев как предводитель восстания и как человек (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Пугачев Пушкина Реальность и художественный вымысел в образах Пугачева и Екатерины II в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Роль песни «Не шуми, мати зеленая дубрава.» в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» С какой целью в произведении Пушкина «Капитанская дочка» Петром Гриневым дается описание Оренбургской губернии 1773 г. Самостоянье человека залог величия его по повести "Капитанская дочка" Самостоянье человека — залог величия его по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Семья Мироновых в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" Система образов в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Система персонажей в повести «Капитанская дочка» Служба в Белогорской крепости Смысл и роль сказки про орла и ворона (по роману Пушкина «Капитанская дочка»). Смысл названия повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Смысл названия повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Смысл эпиграфа в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Смысл эпиграфов в "Капитанской дочке" Сравнение Гринева и Швабрина Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина (По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина — главных героев повести «Капитанская дочка» Старый черт Савельич Стихийность крестьянского движения в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и в романе М. Ю. Лермонтова «Вадим» Судьба Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Сюжетные ситуации погони в эпических произведениях А. Пушкина и М. Лермонтова Тема русского бунта в повести Пушкина «Капитанская дочка». Тема чести и бесчестия в творчестве Пушкина Формирование личности Петра Гринева (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Характеристика Маши Мироновой и Гринева Характеристика Петра Гринева (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Характеры Гринева и Швабрина в повести А.С.Пушкина Честь и долг — главное для семьи капитана Миронова (По повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") Швабрин — понравившийся персонаж в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Этапы духовного созревания Петра Гринева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» История создания и анализ романа "Капитанская дочка" Пушкина А.С. Гринев и Швабрин Характеристика членов семьи Мироновых в повести «Капитанская дочка» Историческая основа повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" (1) Характеристика образа Гринев Петр Андреевич (Петруша) Роман «Капитанская дочка» и проблема воспитания молодого поколения Маша Миронова - мой любимый литературный герой (по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") Образ Гринева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Сон Гринева в повести Пушкина «Капитанская дочка» Портретная характеристика Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка» Гринев и Пугачев. История их отношений (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») (План) Жизнь Гринева в Белогорской крепости (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Исторический план написания «Капитанской дочки» Смысл эпиграфа «Капитанской дочки» Как выразились принципы Пушкина-историка в романе Краткая характеристика произведения "Капитанская дочка" Пушкина А.С. Жанровое своеобразие романа "Капитанская дочка" Пушкина А.С. Тема чести и человеческого достоинства в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Судьба и образ Петра Гринёва в повести «Капитанская дочка» Образ стихии в произведениях Александра Пушкина «Капитанская дочка» и «Медный всадник» Тема бурана и ее значение в повести "Капитанская дочка" Пушкина А.С. Как Вы понимаете эпиграф к повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" Уроки нравственности в повести «Капитанская дочка» Савельич в повести «Капитанская дочка» Второстепенные персонажи повести «Капитанская дочка» Образ Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" (2) Противоречивость образа Пугачева в повести «Капитанская дочка» Формирование взглядов и характера П. Гринева (по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") (1) Образ Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Роман «Капитанская дочка» как историческое полотно Общая характеристика главного героя повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Романтическая любовь в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Исторические персонажи в повести Пушкина «Капитанская дочка» Почему исторический роман А. С. Пушкина называется «Капитанская дочка» Образ Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" (1) Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина Автор рассказчик и герой в повести Пушкина "Капитанская дочка" Образ Пугачева в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Гринев и Швабрин. (По повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка") Тема сострадания и милосердия в одном из произведений русской литературы. История Маши Мироновой (Капитанская дочка) Образ Василисы Егоровны Мироновой и ее дочери А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Судьбы героев и смысл эпиграфа «Береги честь смолоду». Описание природы в произведениях Пушкина Образ Швабрина как антитеза Гриневу в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Подбор эпиграфов к главам повести «Капитанская дочка» Сочинение по повести Пушкина «Капитанская дочка» Белогорская крепость в повести «Капитанская дочка» Образ и характер Швабрина "Береги платье снову, а честь смолоду" (по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") (1) Работа Пушкина над повестью Капитанская дочка Почему Н.А.Добролюбов назвал Катерину "сильным русским характером"? Размышления по произведениям «Капитанская дочка» и «Дубровский» Образ Пугачева в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Авторская позиция и средства ее выражения в романе Пушкина "Капитанская дочка" Значение темы «Капитанской дочки» для русской литературы Описание персонажей в повести «Капитанская дочка» Сравнение образов Пугачева и Савельича в «Капитанской дочке» Почему Гринев не перешел на сторону Пугачева (по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка") Формирование взглядов и характера П. Гринева (по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") (2) Работа и история замысла произведения «Капитанская дочка» Швабрин Алексей Иванович - характеристика литературного героя Образ и характер Пугачева в повести Пушкина «Капитанская дочка» Композиционные особенности повести " Капитанская дочка" 2 Семья Мироновых в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" Образ Пугачева в повести Пушкина «Капитанская дочка» Белгородская крепость и ее обитатели (по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка") (1) Гринев и Швабрин (3) Любовь помогает сохранить честь и достоинство (по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") (1) Героический образ Пугачева в повести «Капитанская дочка» Контраст двух лагерей — власти и народа в повести «Капитанская дочка» Благородные чувства Гринева в контексте современности А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Судьбы героев и смысл эпиграфа «Береги честь смолоду» Эпистолярный жанр в повести «Капитанская дочка» Две героини, две судьбы(Марья Кириловна Троекурова и Маша Миронова по романам «Дубровский» и «Капитанская дочка») Пугачев - разбойник или освободитель? (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка») Гринев и Швабрин (2) Историческая основа повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" (2) Маша Миронова – воплощение русского национального характера Вопросы чести в повести Пушкина "Капитанская дочка" А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Гринёв и Швабрин Материал для выяснения авторской позиции в повести «Капитанская дочка» Почему, повествование в «Капитанской дочке» ведется от лица Гринева Тема милосердия в повести "Капитанская дочка" Пушкина А.С. Петр Гринев лучший из представителей дворянства Честь и долг - главное для семьи капитана Миронова (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка») Общая характеристика главного героя одного из произведений А. С. Пушкина: «Дубровский», «Капитанская дочка», «Станционный смотритель» Пугачев — народный герой или кровожадный самозванец Роль эпиграфов в повести Пушкина «Капитанская дочка» Проблема чести и долга в романе Пушкина «Капитанская дочка» Искусство емкой детали в произведениях «Повести Белкина», «Пиковая дама», «Капитанская дочка» Изображение народа и Пугачева в повести "Капитанская дочка" Первая встреча Гринева с Пугачевым Прозаический замысел повести «Капитанская дочка» Роль писем героев в романе Пушкина "Капитанская дочка" Честь и долг главное для семьи капитана Миронова Белгородская крепость и ее обитатели (по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка") (2) Герои "Капитанской дочки" в историчесикй метели Неоднозначный образ Пугачева (по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") (2) Картины народного движения и образ его вождя в романе "Капитанская дочка" «Капитанская дочка» как начало русского исторического романа Эпиграфы в «Капитанской дочке» как квинтэссенция основного содержания глав Как раскрывается тема «русского бунта» в повести «Капитанская дочка» Можно ли Машу Миронову назвать «милым идеалом» А.С. Пушкина Емельян Пугачев ― исторический герой романа Пушкина «Капитанская дочка» Яркая картина стихийного крестьянского восстания в повести «Капитанская дочка» Образ Пугачева и его художественное воплощение Прием антитезы в одном из произведений русской литературы XIX века Неоднозначный образ Пугачева (по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") (1) Аналогии в "Капитанской дочке" и реальных событиях пугачевщины Приемы изображения героев в романе Александра Пушкина "Капитанская дочка" Образ могучего народного характера в повести «Капитанская дочка» Почему повесть А. С. Пушкина названа «Капитанская дочка» Роль автора в повести «Капитанская дочка» Тема школьного сочинения образ слуги Петра Гринева Савельича Понятия чести и долга в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкин как историк (по повести «Капитанская дочка») Два мира в «Капитанской дочке» Нравственная высота повести Пушкина «Капитанская дочка» Семья капитана Миронова Народ и личность в романе «Капитанская дочка» Как раскрывается тема "русского бунта" в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"? Гринев и Швабрин (1) Любовь помогает сохранить честь и достоинство (по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") (2) Низость и двоедушие Алексея Швабрина Гринев и Швабрин (по повести А. П. Пушкина «Капитанская дочка») История России в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Бескорыстное служение Родине на примере образов Гринева и Пугачева Семья капитана Миронова (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») «История пугачевского бунта» и вымышленное повествование в романе Пушкина «Капитанская дочка» Роман восхитительного юмора Народ в повести Пушкина «Капитанская дочка» и в романе Лермонтова «Вадим» Пугачев как вождь народного восстания и как человек (По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Мужик с топором в пушкинском романе «Капитанская дочка» Низость и двоедушие Швабрина (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Жизнь Гринева в белогорской крепости Тема сострадания и милосердия Что сближает Пугачева и Гринева и в чем они расходятся друг с другом Историзм в "Капитанской дочке" Александра Пушкина Композиция повести Какой же сон видел Гринев в романе «Капитанская дочка» Характеристика образа Швабрин Алексей Иванович Народное восстание в романе Александра Пушкина «Капитанская дочка» Поэтический синтез истории и вымысла в романе «Капитанская дочка» Семья капитана Миронова в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" "Береги платье снову, а честь смолоду" (по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") (2) Какова художественная роль писем в структуре повести «Капитанская дочка» Тема чести и бесчестия в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Сопоставление фактов в «Капитанской дочке»