Капитанская дочка

Александр Сергеевич Пушкин


Краткое изложение
Читается примерно за 9 минут
Сочинения
273 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Как выразились принципы Пушкина-историка в романе»

Сочинение

Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная.
А. С. Пушкин

Роман «Капитанская дочка» построен на двух разных сюжетах — историческом и бытовом, реальном и выдуманном. В исторических сценах выразилась пушкинская философия истории, в бытовых сценах — его нравственная философия. Однако подобное философское «разделение» весьма условно. Переплетая сложным образом сюжетные линии, Пушкин объединил исторические и общечеловеческие аспекты философии: он «приблизил» общенациональное историческое событие (Пугачёвское восстание) к обыкновенному человеку, то есть оценил историческое событие не с точки зрения абстрактной мировой истории, а с точки зрения конкретной личности. Следовательно, первый принцип Пушкина-историка в «Капитанской дочке» — гуманизм.

Гуманизм — это признание человека высшей ценностью в мире, признание права человека на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Кроме отъявленных злодеев Швабрина и Белобородова, все персонажи у Пушкина являются положительными, так как обладают добротой и великодушием: капитан и капитанша Мироновы, кривой поручик Иван Игнатьевич, поп и попадья в Белогорской крепости, слуги Савельич и Палашка, гусарский ротмистр Зурин и т.д. Да и главный герой романа — Гринёв — понимает, что его история любви закончилась счастливо именно благодаря добрым людям.

Пушкин показывает, что стремление делать добро для героев романа оказывается сильнее сословных перегородок. Даже разделённые классовыми интересами, они по-человечески помогают друг другу. Например, казацкий урядник Максимыч в сцене казни указывает на капитана Миронова, а на следующий день передаёт офицеру-дворянину Гринёву подарок от Пугачёва — коня да тулуп. При этом казак неловко утаивает полтину денег, и Гринёв, добродушно прощая этот обман, слышит в ответ: «Очень благодарен, ваше благородие, вечно за вас буду бога молить» (IX). Тот же Максимыч под стенами Оренбурга передаст Гринёву письмо от Маши и таким образом поможет обоим главным героям. Палашка — крепостная девка Мироновых — не бросает свою барышню-сироту, пока Маша находится под арестому Швабрина, хотя Пугачёв всем крепостным даровал свободу. После освобождения капитанской дочки Палашка уезжает с барышней в деревню Гринёвых.

Гуманизм связан с общей исторической концепцией романа — с мыслью о том, что беспощадный крестьянский бунт несёт зло всем без разбору — и правым, и виноватым. Погибают капитан Миронов и его жена; остаётся сиротой их восемнадцатилетняя дочь; жители Оренбурга страдают и умирают от голода, осаждённые пугачёвцами; и мужики, и господа одинаково бедствуют на территории, охваченной восстанием. Гринёв вспоминает в своих «семейственных записках»: «Мы проходили через селения, разорённые бунтовщиками, и поневоле отбирали у бедных жителей то, что успели они спасти. Правление было повсюду прекращено: помещики укрывались по лесам» (XIII).

Как же добиться, чтобы отношения между людьми, сословиями (классами), государствами строились на принципах гуманизма? Ответ Пушкина — надо распространять в народах просвещение. Поэтому просветительство — второй принцип Пушкина-историка. Просветительство как идейное течение выражало прогрессивное для XVIII — начала XIX века стремление общества осмыслить свою духовную жизнь с точки зрения её разумности (разума) и тем способствовать общественному прогрессу. В истории Франции, которая всегда была образцом для подражания в России, просветители сыграли выдающуюся роль. В своих книгах Д.Дидро, Вольтер, Ж.-Ж.Руссо, Ж.Д'Аламбер и другие доказали, что, подвергнутые критике разума, государственные институты феодальной Франции оказываются несправедливыми и обнаруживают полную несостоятельность. Так идейно была подготовлена Великая французская революция.

Согласно взглядам просветителей, человек изначально добр, негодяем его делают плохое воспитание и несправедливые условия жизни. Пугачёвцев Гринёв называет злодеями, но, когда они тащат молодого офицера к виселице, они не испытывают ненависти к нему и ведут себя по отношению к Гринёву странно: «"Не бось, не бось", — повторяли (...) губители, может быть и вправду желая (...) ободрить» (VII) героя. Караульные мужики в Бердской слободе без побоев и унижения препроводили пленного Гринёва во «дворец» к Пугачёву (XI). Даже главный злодей — Пугачёв — способен на великодушные поступки, что доказывает история его отношений с Гринёвым.

По мнению просветителей, задача общества — просвещать людей, и если просвещённых граждан будет много, то само общество изменится к лучшему. При этом просвещение понималось широко: не только обучение грамоте, но и воспитание в гражданах благородных чувств и правильных нравов. В России просвещение, по мнению Пушкина, необходимо не только простому народу, но и дворянству. Отец и сын Гринёвы — положительные герои романа, но в их поведении писатель отмечает черты помещиков-крепостников (1,V) в отношении их крепостного раба Савельича, преданного господам душой и телом. Если лучшие дворяне обращаются с крепостными столь несправедливо, то что ожидать от остальных? Отсюда понятны и причины крестьянской войны, и жестокость восставших мужиков: они протестуют против бесчеловечного отношения к ним.

Просветители верили в просвещённого монарха, который проводит в своей стране прогрессивные реформы, не доводя народ до бунта. Вромане Екатерина II представлена (правда, с большой долей иронии) просвещённой государыней: она доступна для подданных (капитанская дочка без церемоний говорит с императрицей в саду), разбирается в людях (верит Маше, но потом проверяет факты), награждает по заслугам (освобождает Гринёва из-под следствия).

Третий принцип Пушкина-историка — исторический детерминизм: каждое событие рассматривается не как случайное, а как закономерное, имеющее свои причины в прошлом и последствия в будущем. Оценка, которая даётся событию или деятелю, учитывает историческую эпоху, или то, что сам Пушкин называл «дух времени» («Роман в письмах»).

В небольшом романе писатель изобразил большую историю. Пугачёв назвался императором Петром III, незаконно свергнутым Екатериной. Так исторические события «Капитанской дочки» связались с предшествующей эпохой — дворцовым переворотом 1762 года. Кроме того, писатель дважды упоминает, что незадолго до народной войны (1773-1775), а именно в 1771-1772 годах, в Оренбургском крае уже были волнения яицких казаков. В умёте, куда случайный прохожий вывел кибитку Гринёва, молодой дворянин услышал разговор вожатого и хозяина, из которого не понял ничего, «но после уж догадался, что дело шло о делах Яицкого войска, в то время только что усмирённого после бунта 1772 года» (II). Во второй раз Гринёв коротко упоминает о тех же событиях, указывая причины волнения казаков: «Причиной (...) были строгие меры, предпринятые генерал-майором Траубенбергом, дабы привести войско к должному повиновению. Следствием было варварское убиение Траубенберга, своевольная перемена в управлении и, наконец, усмирение бунта картечью и жестокими наказаниями» (VI). Ещё раньше, в 1740 году, в Оренбургском крае были самым жестоким образом подавлены генералом Урусовым волнения башкир. Косвенное напоминание об этом находим в VI главе романа, когда к капитану Миронову приводят пугачёвского лазутчика — башкира с вырезанным языком. Вид его потряс молодого Гринёва: «Никогда не забуду этого человека. Ему казалось лет за семьдесят. У него не было ни носа, ни ушей. Голова его была выбрита; вместо бороды торчало несколько седых волос; он был малого росту, тощ и сгорблен; но узенькие глаза его сверкали ещё огнём. "Эхе! — сказал комендант, узнав, по страшным его приметам, одного из бунтовщиков, наказанных в 1741 году. — Да ты видно старый волк, побывал в наших капканах. Ты знать не впервой уже бунтуешь, коли у тебя так гладко выстрогана башка"». И башкирский, и казацкий бунты правительство подавило силой, вместо того чтобы выяснить и устранить причины народного недовольства. Результатом этой легкомысленной политики стала крестьянская война под предводительством Пугачёва.

Известно, что, нарисовав в «Капитанской дочке» образ великодушного Пугачёва, Пушкин нарушил литературную и историческую традицию. Прежде, например в книге П.Сумарокова «Обозрение царствования и свойств Екатерины Великия» (1832), Пугачёв изображался беспощадным злодеем, кровавым убийцей. Пушкин, соблюдая принцип исторического детерминизма, показал Пугачёва героем своего времени, когда расправы, насилие над женщинами, казни через повешение, пытки были обычным делом. Замечательно пространное рассуждение Гринёва о пытках, которое должно было оправдать доброго капитана Миронова, решившего применить плети (!) к пленному башкиру (VI). Гринёв, человек своего времени, не описывает другие дворянские «подвиги», вероятно, потому, что не видит в них ничего возмутительного. Зато их описывает А.Н.Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» (1790), а Пушкин в исторической монографии «История Пугачёва» (1833), опираясь только на документы, покажет, что во время Пугачёвского восстания бунтовщики и царские офицеры поочерёдно вешали своих противников, и трудно сказать, кто проявлял при этом большую жестокость.

Четвёртый принцип Пушкина-историка —добросовестность, то есть точное изложение исторических фактов, исключающее всякую фантазию автора. Как уже было сказано, в романе «Капитанская дочка» переплетаются исторические эпизоды и семейная хроника. По убеждению Пушкина, в исторической части романа писатель должен строго следовать фактам, не позволяя никаких домыслов от себя. Если сравнить исторические события в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачёва», то легко заметить, что Пушкин в романе действительно ни на шаг не отступает от исторического документа. Из «Истории Пугачёва» (II) словесный портрет Пугачёва в точности перенесён в роман (II). В «Истории ...» сообщается, что Пугачёв был неграмотным (IV), в романе это выясняется в сцене, где он не может прочитать «реестр барского добра» (IX), составленный Савельичем. Глава «Приступ» в деталях повторяет свидетельство очевидца из «Истории...» о пребывании Пугачёва в Сакмарском городке (II). Храбрый капитан Миронов и поручик Иван Игнатьевич перед казнью ведут себя так же мужественно, как реальные офицеры Ильинской крепости — капитан Камешков и прапорщик Воронов. То, что Пугачёв в романе пощадил молодого Гринёва после взятия Белогорской крепости, не авторская выдумка: в «Истории ...» Пушкин приводит несколько случаев, когда самозванец по просьбе солдат щадил офицеров (II, IV, V). «Царские привычки» литературного Пугачёва: красный кафтан; полтина денег в награду; казаки, которые помогают самозванцу сесть и слезть с белой киргизской лошади; «царские» знаки на груди; кресло-трон, на котором Пугачёв сидит, верша суд и расправу; разбрасывание медных денег в толпе и т.д. — всё это взято из «Истории ...». Эти примеры, которые при необходимости можно продолжить, доказывают, что сюжет и описания в «Капитанской дочке» отличаются исключительной исторической точностью.

Рассмотрев четыре принципа пушкинского историзма на примере «Капитанской дочки», нельзя не сказать о пушкинской философии истории. В романе выразился исторический оптимизм автора, который считал, что человеческое общество развивается прогрессивно, от несвободного состояния (рабства) к свободе, просвещению, гуманизму. Главную роль в этом историческом развитии писатель отводит политическим идеям, правильному законодательству, воспитанию народа — одним словом, просвещению, которое «смягчит» общественные противоречия. Именно в таком духе рассуждает Пётр Андреевич Гринёв на склоне лет, сочиняя свои «семейственные записки»: «...ныне дожил я до кроткого царствования императора Александра и не могу не дивиться быстрым успехам просвещения и распространению правил человеколюбия. Молодой человек! Если записки мои попадут в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений» (VI). Но если просвещённое человечество мирным путём может создать справедливое государство, зачем тогда происходят кровопролитные революции (в Нидерландах, Англии, Франции) и народные войны (в Чехии, Германии. России)?

Объяснение исторических событий классовыми противоречиями появится позже, поэтому Пушкин в оценке Пугачёвского восстания использовал главный принцип просветительства — принцип разумности. С точки зрения разумности, стихийное крестьянское восстание с самого начала было обречено на поражение и, значит, бессмысленно. Восставший народ не добился бунтом ничего, кроме новых страданий (жестокого подавления и наказания участников). Однако тот же принцип разумности требовал изменить условия, породившие беспощадный бунт, чтобы он больше не повторился. Иначе говоря, России нужны экономические и политические реформы, которые может осуществить только царь. Надежда на просвещённого монарха была в духе пушкинского времени, ведь другой реальной политической силы в феодально-крепостнической России не существовало. Последнее убедительно, с точки зрения Пушкина, доказали новейшие события — неудачное восстание декабристов (1825), стихийные холерные бунты крестьян (1830-1831) — и русская история — смутное время, эпоха Петра I, Пугачёвское восстание.

В заключение следует сказать, что интерес Пушкина к истории был серьёзным и постоянным. Писатель внимательно читал книги не только выдающихся русских (М.В.Ломоносова, В.Н.Татищева, Н.М.Карамзина) и французских (Вольтера, Ф.Гизо, О.Тьрри, Ф.Минье, А.Тьера) историков, но и множество исторических исследований малоизвестных авторов. Начиная с лицейских лет («Воспоминания в Царском селе» 1814, «Лицинию» 1815) он создавал художественные произведения («Борис Годунов» 1825, «Полтава» 1829, «Арап Петра Великого» 1830, «Маленькие трагедии» 1830, «Медный всадник» 1833) и писал публицистические заметки («Заметки о русской истории XVIII века» 1822, Заметки о Великой французской революции 1830 и т.д.) на исторические темы. В русской истории Пушкина интересовали главным образом переломные эпохи, когда все общественные проблемы резко обостряются и человек — обыкновенный, как Пётр Гринёв, или великий, как Борис Годунов, — должен определить своё отношение к событиям. В историческом прошлом, по мнению Пушкина, можно найти объяснение современного и будущего состояния народа: «Одна только история народа может объяснить истинные требования оного» (А.С.Пушкин «Примечание к повести "Нос"»)

Взгляды Пушкина-историка были дворянско-просветительскими, что неудивительно: ведь писатель был одним из выдающихся представителей дворянской интеллигенции своего времени и справедливо считал, что пока именно передовое дворянство является главным выразителем прогрессивных устремлений народа. Взгляды Пушкина-историка были передовыми для своего времени, потому что идеи гуманизма и просвещения писатель диалектически связал с идеями политической свободы. В «Заметках по русской истории XVIII века» (1822) писатель сформулировал мысль, которая стала основой его исторического мировоззрения: со времён Петра I Россия вступила на общеевропейский путь развития и успехи просвещения неминуемо приведут к изменению крепостного строя и ограничению абсолютной монархии, то есть к свободе народа. времён Петра I Россия вступила на общеевропейский путь развития и успехи просвещения неминуемо приведут к изменению крепостного строя и ограничению абсолютной монархии, то есть к свободе народа.

Другие сочинения по этому произведению


"Счастье и радость жизни в правде..." А.П.Чехов. (По одному из произведений русской литературы — А.С.Пушкин "Капитанская дочка") Береги честь смолоду (По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») «Береги честь смолоду» (по роману Пушкина «Капитанская дочка») Капитанская дочка «Капитанская дочка» А. С. Пушкина — послание потомкам Автор - повествователь — герой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Автор, рассказчик и герой в романе «Капитанская дочка» Анализ эпизода «Военный совет у Пугачева» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Анализ эпизода «Первая непринужденная беседа Петра Гринева с Емельяном Пугачевым» Белогорская крепость в жизни Гринева Белогорская крепость в жизни Петра Гринева (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»). Белогорская крепость в жизни Петра Гринёва (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Береги честь смолоду Береги честь смолоду (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Береги честь смолоду (по творчеству А. С. Пушкина) Береги честь смолоду... (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») В чем секрет обаяния Емельяна Пугачева? (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Взгляды и характер Гринева Герои "Капитанской дочки" ГЕРОИ “КАПИТАНСКОЙ ДОЧКИ” В ИСТОРИЧЕСКОЙ МЕТЕЛИ Герой повести, о котором я хотел бы рассказать. Гринёв и Швабрин (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Гринев и Швабрин в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Гринев и Швабрин в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Гринев и Швабрин в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Гринёв и Швабрин — соперники или враги (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Женские образы в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Женские образы и их роль в прозе Пушкина (На примере повестей «Дубровский» и «Капитанская дочка») Женский образ Маши в повести «Капитанская Дочка» А. С. Пушкина Жить не по лжи Идейно-художественное своеобразие повести «Капитанская дочка» Изображение народа и Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Изображение пугачевского движения Историческая повесть «Капитанская дочка» История любви Маши Мироновой и Петра Гринёва в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» История Маши Мироновой История Маши Мироновой (по “Капитанской дочке” А. Пушкина) История Маши Мироновой (по повести «Капитанская дочка») История создания повести «Капитанская дочка» Как проявился характер Маши Мироновой в заточении у Швабрина? (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Как решает Пушкин проблему «социальное и человеческое» в «Капитанской дочке» (на примере 2-3 эпизодов по выбору) Как я оцениваю решение Гринева покинуть Оренбург и ехать в Белогорскую крепость на выручку Маши, нарушив свой офицерский долг? (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Каким видится мне Емельян Пугачев в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Композиционные особенности повести «Капитанская дочка» Композиция повести «Капитанская дочка» Кто больше заслуживает характеристики «великодушный государь»: Екатерина II, простившая Гринёва, или Пугачёв, пощадивший его? Мир Пушкина в моей душе (к 210-летию А.С. Пушкина) Мое впечатление от повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Мое любимое произведение А. С. Пушкина Мое любимое произведение А. С. Пушкина (по повести «Капитанская дочка») Мое любимое произведение А. С. Пушкина (повесть «Капитанская дочка») Мое любимое произведение Пушкина Народ в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Неоднозначность решения образа Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Низость и двоедушие Алексея Швабрина. По повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Нравственная проблематика повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Образ Гринева Образ Гринева (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Образ Гринева-мемуариста в повести А. С. Пушкина«Капитанская дочка» Образ Е. Пугачёва (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Образ Емельяна Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Образ Емельяна Пугачева в романе Пушкина «Капитанская дочка» Образ Емельяна Пугачева и образ народа в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Образ Емельяна Пугачева как центральный образ повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Образ Марьи Ивановны в повести Пушкина «Капитанская дочка» Образ Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Образ народа в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Образ Петра Гринева в повести «Капитанская дочка» Образ Петра Гринёва в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Образ Пугачева Образ Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Образ Пугачева и его художественное воплощение в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Образ Савельича и Швабрина в повести «Капитанская дочка» Образы-символы в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Основные образы в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Первая встреча Гринева с Пугачевым. (Анализ II главы повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».) Пётр Гринёв (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Петр Гринев как представитель лучшей части дворянства Петр Гринёв — благородный дворянин (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Письмо предводителю крестьянскоговосстания Емельяну Ивановичу Пугачеву Повесть А.С.Пушкина "Капитанская дочка\' как историческое сочинение Почему повесть А. С. Пушкина названа «Капитанская дочка»? Почему повесть А. С. Пушкина названа «Капитанская дочка»? Почему произведение названо «Капитанская дочка»? Почему роман А. С. Пушкина назвается «Капитанская дочка»? Почему скромной капитанской дочке отдано столь значительное место в сюжете повести Проблема чести и долга в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Проблема чести и долга в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Пугачёв — злодей или народный герой? Пугачев — предводитель народного восстания (По повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") Пугачев — разбойник или освободитель? (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Пугачёв в романе Пушкина "Капитанская дочка" Пугачёв и его сподвижники Пугачев как предводитель восстания и как человек (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Пугачев Пушкина Реальность и художественный вымысел в образах Пугачева и Екатерины II в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Роль песни «Не шуми, мати зеленая дубрава.» в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» С какой целью в произведении Пушкина «Капитанская дочка» Петром Гриневым дается описание Оренбургской губернии 1773 г. Самостоянье человека залог величия его по повести "Капитанская дочка" Самостоянье человека — залог величия его по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Семья Мироновых в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" Система образов в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Система персонажей в повести «Капитанская дочка» Служба в Белогорской крепости Смысл и роль сказки про орла и ворона (по роману Пушкина «Капитанская дочка»). Смысл названия повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Смысл названия повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Смысл эпиграфа в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Смысл эпиграфов в "Капитанской дочке" Сравнение Гринева и Швабрина Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина (По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина — главных героев повести «Капитанская дочка» Старый черт Савельич Стихийность крестьянского движения в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и в романе М. Ю. Лермонтова «Вадим» Судьба Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Сюжетные ситуации погони в эпических произведениях А. Пушкина и М. Лермонтова Тема русского бунта в повести Пушкина «Капитанская дочка». Тема чести и бесчестия в творчестве Пушкина Формирование личности Петра Гринева (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Характеристика Маши Мироновой и Гринева Характеристика Петра Гринева (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Характеры Гринева и Швабрина в повести А.С.Пушкина Честь и долг — главное для семьи капитана Миронова (По повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") Швабрин — понравившийся персонаж в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Этапы духовного созревания Петра Гринева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» История создания и анализ романа "Капитанская дочка" Пушкина А.С. Гринев и Швабрин Характеристика членов семьи Мироновых в повести «Капитанская дочка» Историческая основа повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" (1) Характеристика образа Гринев Петр Андреевич (Петруша) Роман «Капитанская дочка» и проблема воспитания молодого поколения Маша Миронова - мой любимый литературный герой (по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") Образ Гринева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Сон Гринева в повести Пушкина «Капитанская дочка» Портретная характеристика Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка» Гринев и Пугачев. История их отношений (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») (План) Жизнь Гринева в Белогорской крепости (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Исторический план написания «Капитанской дочки» Смысл эпиграфа «Капитанской дочки» Краткая характеристика произведения "Капитанская дочка" Пушкина А.С. Жанровое своеобразие романа "Капитанская дочка" Пушкина А.С. Тема чести и человеческого достоинства в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Судьба и образ Петра Гринёва в повести «Капитанская дочка» Образ стихии в произведениях Александра Пушкина «Капитанская дочка» и «Медный всадник» Как Вы понимаете эпиграф к повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" Уроки нравственности в повести «Капитанская дочка» Савельич в повести «Капитанская дочка» Второстепенные персонажи повести «Капитанская дочка» Образ Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" (2) Противоречивость образа Пугачева в повести «Капитанская дочка» Формирование взглядов и характера П. Гринева (по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") (1) Образ Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Роман «Капитанская дочка» как историческое полотно Общая характеристика главного героя повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Романтическая любовь в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Исторические персонажи в повести Пушкина «Капитанская дочка» Почему исторический роман А. С. Пушкина называется «Капитанская дочка» Образ Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" (1) Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина Автор рассказчик и герой в повести Пушкина "Капитанская дочка" Образ Пугачева в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Гринев и Швабрин. (По повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка") Тема сострадания и милосердия в одном из произведений русской литературы. История Маши Мироновой (Капитанская дочка) Образ Василисы Егоровны Мироновой и ее дочери А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Судьбы героев и смысл эпиграфа «Береги честь смолоду». Описание природы в произведениях Пушкина Образ Швабрина как антитеза Гриневу в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Подбор эпиграфов к главам повести «Капитанская дочка» Сочинение по повести Пушкина «Капитанская дочка» Белогорская крепость в повести «Капитанская дочка» Образ и характер Швабрина "Береги платье снову, а честь смолоду" (по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") (1) Работа Пушкина над повестью Капитанская дочка Почему Н.А.Добролюбов назвал Катерину "сильным русским характером"? Размышления по произведениям «Капитанская дочка» и «Дубровский» Образ Пугачева в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Авторская позиция и средства ее выражения в романе Пушкина "Капитанская дочка" Значение темы «Капитанской дочки» для русской литературы Описание персонажей в повести «Капитанская дочка» Сравнение образов Пугачева и Савельича в «Капитанской дочке» Почему Гринев не перешел на сторону Пугачева (по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка") Формирование взглядов и характера П. Гринева (по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") (2) Работа и история замысла произведения «Капитанская дочка» Швабрин Алексей Иванович - характеристика литературного героя Образ и характер Пугачева в повести Пушкина «Капитанская дочка» Композиционные особенности повести " Капитанская дочка" 2 Семья Мироновых в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" Образ Пугачева в повести Пушкина «Капитанская дочка» Белгородская крепость и ее обитатели (по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка") (1) Гринев и Швабрин (3) Любовь помогает сохранить честь и достоинство (по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") (1) Героический образ Пугачева в повести «Капитанская дочка» Контраст двух лагерей — власти и народа в повести «Капитанская дочка» Благородные чувства Гринева в контексте современности А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». Судьбы героев и смысл эпиграфа «Береги честь смолоду» Эпистолярный жанр в повести «Капитанская дочка» Две героини, две судьбы(Марья Кириловна Троекурова и Маша Миронова по романам «Дубровский» и «Капитанская дочка») Пугачев - разбойник или освободитель? (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка») Гринев и Швабрин (2) Историческая основа повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" (2) Маша Миронова – воплощение русского национального характера Вопросы чести в повести Пушкина "Капитанская дочка" А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Гринёв и Швабрин Материал для выяснения авторской позиции в повести «Капитанская дочка» Почему, повествование в «Капитанской дочке» ведется от лица Гринева Петр Гринев лучший из представителей дворянства Честь и долг - главное для семьи капитана Миронова (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка») Общая характеристика главного героя одного из произведений А. С. Пушкина: «Дубровский», «Капитанская дочка», «Станционный смотритель» Характеристика образа Пугачев (Пугач, Емелька) Пугачев — народный герой или кровожадный самозванец Роль эпиграфов в повести Пушкина «Капитанская дочка» Проблема чести и долга в романе Пушкина «Капитанская дочка» Искусство емкой детали в произведениях «Повести Белкина», «Пиковая дама», «Капитанская дочка» Изображение народа и Пугачева в повести "Капитанская дочка" Первая встреча Гринева с Пугачевым Прозаический замысел повести «Капитанская дочка» Роль писем героев в романе Пушкина "Капитанская дочка" Честь и долг главное для семьи капитана Миронова Белгородская крепость и ее обитатели (по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка") (2) Герои "Капитанской дочки" в историчесикй метели Неоднозначный образ Пугачева (по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") (2) Картины народного движения и образ его вождя в романе "Капитанская дочка" «Капитанская дочка» как начало русского исторического романа Эпиграфы в «Капитанской дочке» как квинтэссенция основного содержания глав Как раскрывается тема «русского бунта» в повести «Капитанская дочка» Можно ли Машу Миронову назвать «милым идеалом» А.С. Пушкина Емельян Пугачев ― исторический герой романа Пушкина «Капитанская дочка» Яркая картина стихийного крестьянского восстания в повести «Капитанская дочка» Образ Пугачева и его художественное воплощение Прием антитезы в одном из произведений русской литературы XIX века Неоднозначный образ Пугачева (по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") (1) Аналогии в "Капитанской дочке" и реальных событиях пугачевщины Приемы изображения героев в романе Александра Пушкина "Капитанская дочка" Образ могучего народного характера в повести «Капитанская дочка» Почему повесть А. С. Пушкина названа «Капитанская дочка» Роль автора в повести «Капитанская дочка» Тема школьного сочинения образ слуги Петра Гринева Савельича А. С. Пушкин как историк (по повести «Капитанская дочка») Два мира в «Капитанской дочке» Нравственная высота повести Пушкина «Капитанская дочка» Семья капитана Миронова Народ и личность в романе «Капитанская дочка» Как раскрывается тема "русского бунта" в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"? Гринев и Швабрин (1) Любовь помогает сохранить честь и достоинство (по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") (2) Низость и двоедушие Алексея Швабрина Гринев и Швабрин (по повести А. П. Пушкина «Капитанская дочка») История России в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Бескорыстное служение Родине на примере образов Гринева и Пугачева Семья капитана Миронова (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») «История пугачевского бунта» и вымышленное повествование в романе Пушкина «Капитанская дочка» Роман восхитительного юмора Народ в повести Пушкина «Капитанская дочка» и в романе Лермонтова «Вадим» Пугачев как вождь народного восстания и как человек (По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Мужик с топором в пушкинском романе «Капитанская дочка» Низость и двоедушие Швабрина (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») Жизнь Гринева в белогорской крепости Тема сострадания и милосердия Что сближает Пугачева и Гринева и в чем они расходятся друг с другом Историзм в "Капитанской дочке" Александра Пушкина Композиция повести Какой же сон видел Гринев в романе «Капитанская дочка» Характеристика образа Швабрин Алексей Иванович Народное восстание в романе Александра Пушкина «Капитанская дочка» Поэтический синтез истории и вымысла в романе «Капитанская дочка» Семья капитана Миронова в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" "Береги платье снову, а честь смолоду" (по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка") (2) Какова художественная роль писем в структуре повести «Капитанская дочка» Тема чести и бесчестия в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Сопоставление фактов в «Капитанской дочке»