Дубровский

Александр Сергеевич Пушкин


Краткое изложение
Читается примерно за 9 минут
Сочинения
94 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Человек как жертва общественных институтов (на примере повести «Дубровский»)»

Сочинение

Любовь, брак, личное счастье - вот магический круг, очерчивающий сферу женского бунта в пушкинскую эпоху. Для мужчины больше случаев вступить в конфликт с обществом, поскольку его общественные функции и его система зависимости от общества сложнее и многообразнее. В «Дубровском» герой оказывается жертвой не случайного личного чувства, хотя бы и глубоко социально мотивированного. Старинный дворянин и гвардейский офицер остается без куска хлеба и без крова над головой, у него не только беззаконно отобрано имение, на владение которым он имел неоспоримое право, но попраны его честь и нравственное достоинство.

«Дубровский» стал опытом органического слияния картин реальной действительности и авторской исторической концепции. Конфликт между Дубровским и Троекуровым здесь реальная завязка повествования. Причем, облекаясь в плоть живых образов, излюбленная социально-историческая идея Пушкина теряет свою отвлеченную прямолинейность, углубляется и обогащается. В первоначальном наброске, где будущий Троекуров назван Нарумовым, его «большой вес во мнении помещиков, соседей» объяснен «его званием и богатством». В дальнейшем Пушкин дал своему персонажу другую, историческую фамилию - Троекуров и подчеркнул его принадлежность к старинному русскому барству (князья Троекуровы значатся среди потомков Рюрика от князей Ярославских), объяснив его власть над соседями-помещиками и губернскими чиновниками не просто богатством и связями, но и знатным родом.

Тем самым пушкинское представление о противоборствующих силах, существовавших в русском дворянстве, известное по ряду других произведений поэта, подверглось в романе определенному усложнению. Упадок одних старинных фамилий в XVIII - начале Х1Х вв. не мешал возвышению других. Многократно отмечалось, что первоначально Пушкин мотивировал различие между судьбами Троекурова и Дубровского тем, что «славный 1762 год разлучил их надолго. Троекуров, родственник княгини Дашковой, пошел в гору» (VIII, 755). Эти слова были зачеркнуты, так как они противоречили хронологической приуроченности событий. Но в них можно увидеть знак того, что к моменту работы над романом Пушкину стало ясно, что 1762 г. и другие дворцовые перевороты XVIII в. сопровождались не только возвышением новой знати, но и расслоением старинного дворянства. Уже В.О.Ключевский увидел за литературным, романтическим бунтарством Дубровского реальный исторический тип русского дворянина александровской эпохи, благородного бунтаря с искалеченной судьбой. Но в центре романа Пушкина не столько самый бунт против общества или отражение его в сознании героя, сколько его предпосылки и последующая судьба бунтаря; не пароксизм социально-критической страсти и даже не идея индивидуального мщения, а роковое влияние беззакония на всю судьбу Дубровского. Самое разбойничество свое герой характеризует как неизбежный шаг, вынужденный актом самодержавного произвола (»Да, я тот несчастный, которого ваш отец лишил куска хлеба, выгнал из отеческого дома и послал грабить на больших дорогах» - VIII, 205).

Бунт оказывается бунтом поневоле, а осознанный самим героем безысходный трагизм его положения - оборотной стороной романтической удали и пафоса справедливости, которые связала его с разбоями мирская молва. Широкая картина жизни русского провинциального дворянства, встающая со страниц «Дубровского» и имеющая своим основанием пушкинскую концепцию исторического развития дворянского сословия, принадлежит к высочайшим достижениям русского социального романа нового времени. В этой картине пафос высокого историзма парадоксально совмещается с противоречивостью указаний на время, к которому приурочены события романа, - противоречивостью, выдающей колебания Пушкина. По-видимому, в момент написания «Дубровского» Пушкина занимала задача воспроизведения не только жизни общества в определенный исторический момент (как было при работе над «Рославлевым»), сколько общественной ситуации, которая оставалась типичной со второй половины XVIII века до современности, сложившись, по убеждению Пушкина, как результат процессов, вызванных петровскими реформами. Эта особенность «Дубровского», позволяющая относить его действия и к концу XVIII века, и к пушкинской современности, привела к тому, что в исследовательской литературе взгляд на «Дубровского» как на социальный роман из современной жизни долгое время сосуществовал с попыткой видеть в нем опыт исторического повествования. Именно эта особенность (а не отсутствие в «Дубровском» исторических лиц и событий) позволяет с уверенностью утверждать, что перед нами роман, в котором для авторского замысла существо изображаемых общественных явлений важнее осязаемой конкретности исторического момента.
В «Дубровском» нет крестьянского восстания, а есть только неустойчивый порыв крестьян и дворовых к бунту. За исключением сцены на барском дворе, крестьяне не появляются в написанных главах романа. Герои «Дубровского», принадлежащие к народной среде, - дворовые, т.е. личные слуги господ, крепостные ремесленники, работники дворовых служб и т.п. Они связаны с барином теснее, чем крестьяне. Патриархальная связь дворовых с «доброродным» помещиком укоренена, по мысли Пушкина, в давней традиции. Да и слияние владений Дубровского и Троекурова неминуемо затрагивает их личные судьбы и интересы, толкая вслед за молодым Дубровским. Однако и действия дворни ничем не напоминают восстание. В разбойничьей крепости сохраняют силу законы барской усадьбы: Дубровский управляет всеми действиями разбойников, он волен наложить табу на владения ненавистного для его людей Троекурова и даже распустить свою шайку. Тема народа органически входит в социально-политическую проблематику «Дубровского», но не является в ней доминирующей. Народ - это естественная среда, в которой протекает деревенская жизнь дворянина.

В «Дубровском» Пушкин показал, что среда эта отнюдь не пассивна. И распря господ, и бесчинства приказных электризуют народную массу и вызывают ее ответную реакцию. Народные сцены в «Дубровском» можно сопоставить с народными сценами «Бориса Годунова»: крестьяне и дворовые, толпящиеся на барском дворе, озабочены не только своей будущей судьбой. Их этическое чувство возмущено творимым на их глазах беззаконием. В «Дубровском», как и в «Борисе Годунове», Пушкин делает народ судьей происходящего, апеллирует к его чувству справедливости как высшему моральному критерию.

Причем, в отличие от «Бориса Годунова», в «Дубровском» толпа дифференцирована. В ней выделены группы крестьян и дворовых, которые характеризуются разными настроениями и разной степенью активности. Более того, в числе дворовых находятся зачинщики, способные повести толпу за собой. Таков кузнец Архип, в определенный момент выступающий на авансцену повествования. Заходя в своем мщении дальше, чем предполагал молодой барин, он по существу направляет последующие события, отрезая для Дубровского пути к отступлению, ставя его своими действиями вне закона. Постепенно герой Пушкина приходит от мнимых ценностей к истинным. Пушкин заставляет молодого Дубровского познать, что в существующем обществе жертва общественных институтов - человек, однажды оказавшийся вне закона, не может обрести скромного человеческого счастья, что все попытки изгоя вернуться к гражданскому существованию обречены на неудачу.

Другие сочинения по этому произведению


Благородство против подлости (По роману А. С. Пушкина «Дубровский») Бунт крестьян против несправедливости (По роману А. С. Пушкина «Дубровский») Владимир Дубровский и Маша Троекурова Добро и зло в романе А. С. Пушкина «Дубровский» Женские образы и их роль в прозе Пушкина (На примере повестей «Дубровский» и «Капитанская дочка») Заканчиваем роман А. С. Пушкина «Дубровский» Защита человеческой личности в романе А. С. Пушкина «Дубровский» Идейно-художественное своеобразие романа «Дубровский» Идейно-художественное своеобразие романа А. С. Пушкина «Дубровский» История жизни Владимира Дубровского (по повести Пушкина «Дубровский») Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником? (по повести А. С. Пушкина «Дубровский») Моё впечатление о Дубровском. Народ в повести А. С. Пушкина «Дубровский» О чем нас заставляет задуматься повесть А. С. Пушкина «Дубровский»? Образ Владимира Дубровского в повести А. С. Пушкина "Дубровский" Образ Маши Троекуровой в повести А. С. Пушкина «Дубровский» Образы дворян в повести А. С. Пушкина «Дубровский» Образы дворян в повести Пушкина «Дубровский» Отзыв на повесть А.С. Пушкина "Дубровский" Почему А. С. Пушкин изобразил дворян Троекурова и Дубровского-старшего столь разными? Почему Дубровский стал разбойником? (по повести Пушкина «Дубровский») Почему Дубровский стал разбойником? (по роману А. С. Пушкина «Дубровский») Характеристика Владимира Дубровского (по повести А.С. Пушкина "Дубровский") О романе Владимир Дубровский образ Троекуров Сочинение по повести Пушкина «Дубровский» Герой романа А. С. Пушкина «Дубровский» Образ Владимира Дубровского (по повести А.С. Пушкина "Дубровский") (2) Образ Кирилы Петровича Троекурова в романе А. С. Пушкина «Дубровский» Характеристика образа Дубровский Владимир Андреевич Какую роль сыграл Шабашкин в судьбе семьи Дубровских Роман Дубровский – художественный анализ Отношения между Машей и Дубровским Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский Владимир Дубровский и Маша Троекурова (по роману А. С. Пушкина «Дубровский») Краткая характеристика произведения "Дубровский" Пушкина А.С. Дубровский - разбойник или жертва Характеристика Дубровского Характеристика образа Троекуров Кирила Петрович Романтичная История любви в повести Пушкина «Дубровский» Как Троекуров решил отомстить Дубровскому Благородство против подлости Дубровский 1 Описание Владимира Дубровского в одноименной повести Пушкина Троекуров 2 Образ поместного дворянина Андрея Гавриловича Дубровского Владимир Дубровский в кистеневской роще Об изучении романа А. С. Пушкина «Дубровский» Образ Владимира Дубровского Дубровский - характеристика литературного героя Дубровский-старший и Троекуров Образ помещика Троекурова в повести Пушкина «Дубровский» Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский (по роману А.С. Пушкина "Дубровский") Что нового мы узнаем о Пушкине, читая повесть «Дубровский» Почему Дубровский расстается со своими сообщниками и уезжает за границу Дворянское сословие в повести «Дубровский» Владимир Дубровский, образ Марьи Кириловны и Троекурова Образ Маши Троекуровой Изображение русского барства в повести А. С. Пушкина «Дубровский» Осуждение произвола в повести Пушкина «Дубровский» Как Дубровский стал Дефоржем Крестьянство в повести «Дубровский» В чем трагедия Маши Троекуровой в повести Пушкина «Дубровский» Что есть подлость и честь Изовражение русского барства в повести А.С. Пушкина "Дубровский" (1) Владимир Дубровский — главный герой одноименной повести А. С. Пушкина Романтическая история любви Владимира и Маши Что послужило основой сюжета романа «Дубровский» Изовражение русского барства в повести А.С. Пушкина "Дубровский" (2) Замысел создания исторических романов «Дубровский» и «Капитанская дочка» Бунт крестьян против несправедливости За правое дело (роман А. С. Пушкина «Дубровский») Провиниальное двоянство в повести А. С. Пушкина «Дубровский» «Дубровский» и «Капитанская дочка», как звенья «Дубровский» оригинальность и заимствование Образы дворян В.Дубровский - благородный разбойник Можно ли оправдать поступок Владимира Дубровского? (по роману А. С. Пушкина «Дубровский») Народ в повести Русское дворянство в повестях Александра Пушкина «Дубровский» и «Капитанская дочка» Две героини, две судьбы (Марья Кириловна Троекурова и Маша Миронова по романам «Дубровский» и «Капитанская дочка») Троекуров 1 Храктеристика образа Маша, Марья Кириловна Троекурова Бунт крестьян в повести А. С. Пушкина «Дубровский» Можно ли оправдать все поступки Владимира Дубровского? (по повести А. С. Пушкина «Дубровский») (План) Протест против насилия (2) Маша 1 Образ Владимира Дубровского (по повести А.С. Пушкина "Дубровский") (1) Худолсественное своеобразие повести А.С. Пушкина "Дубровский" Русский бунт в повести «Дубровский» Фигура «благородного разбойника» Владимира Дубровского в одноименном романе Пушкина Протест против насилия (1) Маша 2 Подлость и честь в романе А.С.Пушкина "Дубровский"