Дубровский

Александр Сергеевич Пушкин


Краткое изложение
Читается примерно за 9 минут
Сочинения
94 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Изовражение русского барства в повести А.С. Пушкина "Дубровский" (1)»

Сочинение

А. С. Пушкина всегда волновали взаимоотношения между помещиками и крестьянами. И в своих произведениях он старался найти пути решения этой проблемы. Так, в повести «Дубровский» он рисует образы представителей русского барства, наиболее ярким из которых является Кирила Петрович Троекуров.

Троекуров — «старинный русский барин», отставной генерал-аншеф — первый, с кем мы знакомимся, читая произведение. Кирила Петрович богат и знатен, имеет связи и большой вес в

губерниях, где находится его имение. Он с детства избалован «всем, что только окружало его», привык потакать «всетм порывам пылкого своего нрава». Соседи рады угождать малейшим его прихотям и разделять его «буйные увеселения».

Описывая этого богатого помещика-крепостника, Пушкин подчеркивает его безграничную власть над людьми. «С крестьянами и дворовыми обходился он строго и своенравно», но они гордились богатством и славой своего хозяина. Обычно Троекуров проводил свои дни «в пирах и проказах», объезжал свои просторные владения, веселился, придумывая новые развлечения. Его все побаивались: дьячок, например, скорее согласился бы «лалть на владыку, чем косо взглянуть на Кирилу Петровича». А сам Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания», уважал одного Андрея Гавриловича Дубровского, отставного поручика гвардии, который был его ближайшим соседом и с которым они некогда были товарищами по службе. Троекуров уважал старинного приятеля, «несмотря на его смиренное состояние» , нетерпеливость и решительность характера. Кроме того, они были: «ровесниками, рожденными в одном сословии, воспитанные одинаково», отчасти были похожи характерами и наклонностями. В некоторых отношениях и судьба их была одинакова: оба женились по любви, оба скоро овдовели. Все соседи завидовали согласию между ними, но один случай все расстроил и переменил.

У Кирилы Петровича была лучшая в округе псарня. Он гордился «сим прекрасным заведением» и никогда не упускал случая похвастаться им перед своими гостями. Дубровский немного завидовал ему и заметил как-то, что вряд ли людям Троекурова житье такое ж, как собакам. На это один из псарей ему ответил, что: «...иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку», намекая на скромный достаток Дубровского. Это замечание и послужило началом ссоры. Троекуров, желая отомстить другу за проявленные им чувство собственного достоинства и независимость, решил отобрать у него имение, считая, что «в том-то и сила, чтобы безо всякого права отобрать». И это Троекурову удалось: заседатель Шабашкин с усердием (в надежде на благодарность-взятку) устроил так, что выходило, будто село Кистеневка издавна принадлежало Троекурову, который «заседателя ни в грош не ставит, исправник у него на посылках». Это понимали и прихлебатели Троекурова, и крестьяне Дубровского, не желавшие «перейти во владение Троекурову». Автор подчеркивает, что кистеневские крестьяне с самого начала были непримиримы в своем отношении к власти Троекурова. Они не хотели попасть во владение Кириле Петровичу: «У него часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкурку, да и мясо-то отдерет». Но Пушкин также говорит, что Троекуров обладал и некоторым благородством. Он, например, «от природы не был корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала». Он знал, в каком состоянии находился товарищ его молодости, победа не радовала его, и он даже решил помириться с соседом, возвратив ему состояние. Но, увидев Троекурова, Дубровский пришел в ужас и негодование, сердце его не выдержало, и он умер.

Феодальный самодур Троекуров — типичный представитель русского барства. И, изображая его отрицательные качества и черты характера, А. С. Пушкин выступает не против помещиков вообще, а против деспотических самоуправцев, которые «привыкли давать полную волю всем порывам своего нрава и всем затеям своего довольно ограниченного ума».

Главный герой, Владимир Дубровский — также один из представителей русского барства в повести. В какой-то степени он тоже типичный представитель своего сословия, в Петербурге он ведет беспечную жизнь, получая приличное содержание от отца, потакает своим прихотям. Он расточителен и честолюбив, но позже, когда жизнь его меняется, мы видим, что Владимир унаследовал характер своего отца, его решительность, чувство собственного достоинства, независимость. Он вынужден был круто изменить свою жизнь, но во многом это был не его собственный выбор, а подчинение обстоятельствам. Пушкин немного идеализировал своего героя, изобразив его предводителем крестьян-повстанцев и построив отношение к нему крестьян на преданности. Помещики в то время еще не переходили на сторону крестьян, восстающих против феодального произвола. Владимир — увлекающаяся, порывистая, страстная натура, способен на исключительные поступки, но все же он — временный попутчик крестьян, и в борьбе не с государственным устройством в целом, а со злоупотреблениями помещичьей властью.

Другие сочинения по этому произведению


Благородство против подлости (По роману А. С. Пушкина «Дубровский») Бунт крестьян против несправедливости (По роману А. С. Пушкина «Дубровский») Владимир Дубровский и Маша Троекурова Добро и зло в романе А. С. Пушкина «Дубровский» Женские образы и их роль в прозе Пушкина (На примере повестей «Дубровский» и «Капитанская дочка») Заканчиваем роман А. С. Пушкина «Дубровский» Защита человеческой личности в романе А. С. Пушкина «Дубровский» Идейно-художественное своеобразие романа «Дубровский» Идейно-художественное своеобразие романа А. С. Пушкина «Дубровский» История жизни Владимира Дубровского (по повести Пушкина «Дубровский») Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником? (по повести А. С. Пушкина «Дубровский») Моё впечатление о Дубровском. Народ в повести А. С. Пушкина «Дубровский» О чем нас заставляет задуматься повесть А. С. Пушкина «Дубровский»? Образ Владимира Дубровского в повести А. С. Пушкина "Дубровский" Образ Маши Троекуровой в повести А. С. Пушкина «Дубровский» Образы дворян в повести А. С. Пушкина «Дубровский» Образы дворян в повести Пушкина «Дубровский» Отзыв на повесть А.С. Пушкина "Дубровский" Почему А. С. Пушкин изобразил дворян Троекурова и Дубровского-старшего столь разными? Почему Дубровский стал разбойником? (по повести Пушкина «Дубровский») Почему Дубровский стал разбойником? (по роману А. С. Пушкина «Дубровский») Характеристика Владимира Дубровского (по повести А.С. Пушкина "Дубровский") О романе Владимир Дубровский образ Троекуров Сочинение по повести Пушкина «Дубровский» Герой романа А. С. Пушкина «Дубровский» Образ Владимира Дубровского (по повести А.С. Пушкина "Дубровский") (2) Образ Кирилы Петровича Троекурова в романе А. С. Пушкина «Дубровский» Характеристика образа Дубровский Владимир Андреевич Какую роль сыграл Шабашкин в судьбе семьи Дубровских Роман Дубровский – художественный анализ Отношения между Машей и Дубровским Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский Владимир Дубровский и Маша Троекурова (по роману А. С. Пушкина «Дубровский») Краткая характеристика произведения "Дубровский" Пушкина А.С. Дубровский - разбойник или жертва Характеристика Дубровского Характеристика образа Троекуров Кирила Петрович Романтичная История любви в повести Пушкина «Дубровский» Как Троекуров решил отомстить Дубровскому Благородство против подлости Дубровский 1 Описание Владимира Дубровского в одноименной повести Пушкина Троекуров 2 Образ поместного дворянина Андрея Гавриловича Дубровского Владимир Дубровский в кистеневской роще Об изучении романа А. С. Пушкина «Дубровский» Образ Владимира Дубровского Дубровский - характеристика литературного героя Дубровский-старший и Троекуров Образ помещика Троекурова в повести Пушкина «Дубровский» Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский (по роману А.С. Пушкина "Дубровский") Что нового мы узнаем о Пушкине, читая повесть «Дубровский» Почему Дубровский расстается со своими сообщниками и уезжает за границу Дворянское сословие в повести «Дубровский» Владимир Дубровский, образ Марьи Кириловны и Троекурова Образ Маши Троекуровой Изображение русского барства в повести А. С. Пушкина «Дубровский» Осуждение произвола в повести Пушкина «Дубровский» Как Дубровский стал Дефоржем Крестьянство в повести «Дубровский» В чем трагедия Маши Троекуровой в повести Пушкина «Дубровский» Что есть подлость и честь Владимир Дубровский — главный герой одноименной повести А. С. Пушкина Романтическая история любви Владимира и Маши Что послужило основой сюжета романа «Дубровский» Изовражение русского барства в повести А.С. Пушкина "Дубровский" (2) Замысел создания исторических романов «Дубровский» и «Капитанская дочка» Человек как жертва общественных институтов (на примере повести «Дубровский») Бунт крестьян против несправедливости За правое дело (роман А. С. Пушкина «Дубровский») Провиниальное двоянство в повести А. С. Пушкина «Дубровский» «Дубровский» и «Капитанская дочка», как звенья «Дубровский» оригинальность и заимствование Образы дворян В.Дубровский - благородный разбойник Можно ли оправдать поступок Владимира Дубровского? (по роману А. С. Пушкина «Дубровский») Народ в повести Русское дворянство в повестях Александра Пушкина «Дубровский» и «Капитанская дочка» Две героини, две судьбы (Марья Кириловна Троекурова и Маша Миронова по романам «Дубровский» и «Капитанская дочка») Троекуров 1 Храктеристика образа Маша, Марья Кириловна Троекурова Бунт крестьян в повести А. С. Пушкина «Дубровский» Можно ли оправдать все поступки Владимира Дубровского? (по повести А. С. Пушкина «Дубровский») (План) Протест против насилия (2) Маша 1 Образ Владимира Дубровского (по повести А.С. Пушкина "Дубровский") (1) Худолсественное своеобразие повести А.С. Пушкина "Дубровский" Русский бунт в повести «Дубровский» Фигура «благородного разбойника» Владимира Дубровского в одноименном романе Пушкина Протест против насилия (1) Маша 2 Подлость и честь в романе А.С.Пушкина "Дубровский"