Дубровский

Александр Сергеевич Пушкин


Краткое изложение
Читается примерно за 9 минут
Сочинения
94 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Характеристика образа Троекуров Кирила Петрович»

Сочинение

Троекуров Кирила Петрович— родовитый дворянин, богатый владелец с. Покровского, генерал-аншеф в отставке, самодур, гроза всех окрестных помещиков; отец Маши, возлюбленной Дубровского.


Прототип Т. — помещик Козловского уезда гвардии подполковник Семен Крюков, в 1832 г. неправедно отсудивший имение у подпоручика Ивана Муратова. Ссора Т. с его бывшим другом, отцом главного героя, приведшая к разорению Дубровских, помешательству, а затем и смерти старого помещика, служит завязкой трагического сюжета о дворянине, который вынужден стать разбойником и при этом без памяти влюблен в дочь своего главного обидчика.


В отличие от образа Дубровского (и отчасти Маши) образ Т. не мог быть скомпонован из готовых литературных «блоков», хотя история с судебной тяжбой повторяет сюжетные положения «Ламмермурской невесты» (роман В. Скотта): тяжбу между старым Рэвенсвудом и Эштоном. Самый тип русского барина-самодура, причем современного, а не взятого напрокат у допетровской истории, не был детально разработан отечественной словесностью. Исключения вроде князя в романе В. Нарежного «Российский Жилблас» не в счет; богатый опыт русской комедиографии конца XVIII в. по сценическому изображению типа невежественного помещика прямому переносу на литературную почву не подлежал. Образы Праволова (помещика, отнимающего имение у «бедной и безгласной» вдовы Свенельдовой) и «великолепного разбойника Буянова» из нравоописательного «помещичьего» романа Д. Н. Бегичева «Семейство Холмских...» (1832) лишь намечали черты нового литературного типа. Новизна героя предполагала большую подробность и колоритность изображения; социальный портрет барина Т. отчасти затмил собою образ «благородного разбойника» Дубровского.


Т. именно самодур; то есть человек избалованный и распущенный до безобразия, опьяненный сознанием своей силы. Богатство, род, связи — вот формула его жизнеощущения. Обжорство, пьянство, сластолюбие (по двору бегает множество крестьянских ребятишек, как две капли воды похожих на Т.; во флигеле, как в гареме, заперты шестнадцать горничных — трагическая проекция замка «двенадцати дев» из поэмы «Руслан и Людмила») — вот его времяпрепровождение. Унижение слабых, «благородные увеселения русского барина» вроде травли зазевавшегося гостя медведем — вот его удовольствие. «Совершенная повариха» — вот единственное его чтение. (Притом что в доме — обширная библиотека, ключи о которой отданы дочери Маше.)


При этом Т. — не прирожденный злодей; уважает чужую решительность — именно поэтому он до поры до времени искренне дружил с бедным соседом, владельцем 70 душ Андреем Гавриловичем Дубровским. (В первоначальном варианте тема «богатства» Т. и «безродности» Дубровского-старшего, его бывшего сослуживца, была осложнена политическим мотивом: после екатерининского переворота 1762 г., расколовшего дворянство, один продолжил службу, другой вышел в отставку.) А если в конце концов, после ссоры на псарне, решил «наказать» старика Дубровского и с помощью взяток отсудить у него единственное имение Кистеневку; если довел прежнего товарища сначала до умопомешательства, а затем и до смерти, — то не из корыстолюбия, а единственно по самодурству, из желания удовлетворить прихоть мести. Недаром после «победного» приговора суда совесть в Т. ропщет; он гневно насвистывает гимн «Гром победы раздавайся» (что делает всегда в дурном расположении духа); и в конце концов едет мириться. Другое дело, что поздно — поздно и физически (старик уже при смерти), и метафизически. (Дела переходят в руки Дубровского-младшего, который через слугу передает Т. унизительный приказ убираться восвояси.)


Точно так же, когда Владимир, ставший «благородным разбойником», под видом француза-учителя Дефоржа поселяется в доме Т. — и хладнокровно убивает «увеселительного медведя», Т. не только не жалеет о смерти любимого Миши, но и восхищается «Дефоржем», как некогда восхищался стариком Дубровским.


Беда не в Т. лично, а в социальном устройстве российской жизни; оно развивает в необразованном, непросвещенном — хотя и родовитом — дворянине худшие наклонности; слабого делает слабее, а в сильном порождает веру в безграничие его власти: «В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение». Даже самое живое и естественное из всех человеческих чувств — любовь к детям, искажается до предела; Т. души не чает в своей Маше, но устраивает судьбу дочери не только вопреки ее воле, но и вопреки ее счастью, исходя из соображений выгод и невыгод родства, приобретаемого через брак.


Это тем более страшно, что помещик как бы отражается в подвластных ему крестьянах; «троекуровские» столь же спесивы, сколь он сам. Недаром сквозь весь текст романа проходит метафора своры, псарни: именно троекуровский псарь дерзит Дубровскому-старшему — и как бы сталкивает помещиков лбами; слуга Дубровского-младшего, посланный барином прогнать Т. со двора, переиначивает приказ: «Пошел вон, старый пес», после чего няня Егоровна удовлетворенно замечает: «небось поджал хвост». А ключом к сцене храмового праздника Троекуровых (1 октября) служат слова, которые внезапно обезумевший старик Дубровский произнес сразу после объявления неправедного приговора: «псари водят собак в Божию церковь». Если — по православной традиции — собака входит в храм, святыня считается оскверненной; вслед за этими словами Дубровский-старший швыряет в заседателя чернильницей (как Мартин Лютер при явлении черта). Все это неизбежно демонизирует социальную жизнь, изображенную Пушкиным; а значит, и сквозь образ Т. тоже начинают просвечивать своим темным светом демонические черты. (Недаром в сцене храмового праздника, открывающей 2-й том романа, он изображен молящимся и кланяющимся с гордым смирением.)


На демонической подоплеке социальных проблем (и решающих их персонажей) Пушкин сосредоточится в следующем прозаическом опыте, повести «Пиковая дама» (1833). Пока же он ограничивается полунамеком на «ирреальную» подоплеку событий и занят поиском реального выхода из реальных противоречий; ищет — и не находит. До царя, которыый, особенно после Отечественной войны 1812 г., должен быть хранителем российской справедливости, далеко; умы дворян не просвещены; «дво-рянско-крестьянский» бунт не только не может быть последовательно-благородным, но и не способен разрушить сословные перегородки; больше того, до ухода в честные разбойники Дубровский имеет отдаленный шанс жениться на Маше (ибо Т., по крайней мере на словах, некогда допускал такую возможность) — бунт лишает его и этой надежды. Остается лишь помнить об истине, которую автор вкладывает в уста попа, направляющегося на поминки по старику Дубровскому: «Суета сует... и Кирилу Петровичу отпоют вечную память... разве похороны будут побогаче... а Богу не все ли равно!»





Другие сочинения по этому произведению


Благородство против подлости (По роману А. С. Пушкина «Дубровский») Бунт крестьян против несправедливости (По роману А. С. Пушкина «Дубровский») Владимир Дубровский и Маша Троекурова Добро и зло в романе А. С. Пушкина «Дубровский» Женские образы и их роль в прозе Пушкина (На примере повестей «Дубровский» и «Капитанская дочка») Заканчиваем роман А. С. Пушкина «Дубровский» Защита человеческой личности в романе А. С. Пушкина «Дубровский» Идейно-художественное своеобразие романа «Дубровский» Идейно-художественное своеобразие романа А. С. Пушкина «Дубровский» История жизни Владимира Дубровского (по повести Пушкина «Дубровский») Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником? (по повести А. С. Пушкина «Дубровский») Моё впечатление о Дубровском. Народ в повести А. С. Пушкина «Дубровский» О чем нас заставляет задуматься повесть А. С. Пушкина «Дубровский»? Образ Владимира Дубровского в повести А. С. Пушкина "Дубровский" Образ Маши Троекуровой в повести А. С. Пушкина «Дубровский» Образы дворян в повести А. С. Пушкина «Дубровский» Образы дворян в повести Пушкина «Дубровский» Отзыв на повесть А.С. Пушкина "Дубровский" Почему А. С. Пушкин изобразил дворян Троекурова и Дубровского-старшего столь разными? Почему Дубровский стал разбойником? (по повести Пушкина «Дубровский») Почему Дубровский стал разбойником? (по роману А. С. Пушкина «Дубровский») Характеристика Владимира Дубровского (по повести А.С. Пушкина "Дубровский") О романе Владимир Дубровский образ Троекуров Сочинение по повести Пушкина «Дубровский» Герой романа А. С. Пушкина «Дубровский» Образ Владимира Дубровского (по повести А.С. Пушкина "Дубровский") (2) Образ Кирилы Петровича Троекурова в романе А. С. Пушкина «Дубровский» Характеристика образа Дубровский Владимир Андреевич Какую роль сыграл Шабашкин в судьбе семьи Дубровских Роман Дубровский – художественный анализ Отношения между Машей и Дубровским Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский Владимир Дубровский и Маша Троекурова (по роману А. С. Пушкина «Дубровский») Краткая характеристика произведения "Дубровский" Пушкина А.С. Дубровский - разбойник или жертва Характеристика Дубровского Романтичная История любви в повести Пушкина «Дубровский» Как Троекуров решил отомстить Дубровскому Благородство против подлости Дубровский 1 Описание Владимира Дубровского в одноименной повести Пушкина Троекуров 2 Образ поместного дворянина Андрея Гавриловича Дубровского Владимир Дубровский в кистеневской роще Об изучении романа А. С. Пушкина «Дубровский» Образ Владимира Дубровского Дубровский - характеристика литературного героя Дубровский-старший и Троекуров Образ помещика Троекурова в повести Пушкина «Дубровский» Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский (по роману А.С. Пушкина "Дубровский") Что нового мы узнаем о Пушкине, читая повесть «Дубровский» Почему Дубровский расстается со своими сообщниками и уезжает за границу Дворянское сословие в повести «Дубровский» Владимир Дубровский, образ Марьи Кириловны и Троекурова Образ Маши Троекуровой Изображение русского барства в повести А. С. Пушкина «Дубровский» Осуждение произвола в повести Пушкина «Дубровский» Как Дубровский стал Дефоржем Крестьянство в повести «Дубровский» В чем трагедия Маши Троекуровой в повести Пушкина «Дубровский» Что есть подлость и честь Изовражение русского барства в повести А.С. Пушкина "Дубровский" (1) Владимир Дубровский — главный герой одноименной повести А. С. Пушкина Романтическая история любви Владимира и Маши Что послужило основой сюжета романа «Дубровский» Изовражение русского барства в повести А.С. Пушкина "Дубровский" (2) Замысел создания исторических романов «Дубровский» и «Капитанская дочка» Человек как жертва общественных институтов (на примере повести «Дубровский») Бунт крестьян против несправедливости За правое дело (роман А. С. Пушкина «Дубровский») Провиниальное двоянство в повести А. С. Пушкина «Дубровский» «Дубровский» и «Капитанская дочка», как звенья «Дубровский» оригинальность и заимствование Образы дворян В.Дубровский - благородный разбойник Можно ли оправдать поступок Владимира Дубровского? (по роману А. С. Пушкина «Дубровский») Народ в повести Русское дворянство в повестях Александра Пушкина «Дубровский» и «Капитанская дочка» Две героини, две судьбы (Марья Кириловна Троекурова и Маша Миронова по романам «Дубровский» и «Капитанская дочка») Троекуров 1 Храктеристика образа Маша, Марья Кириловна Троекурова Бунт крестьян в повести А. С. Пушкина «Дубровский» Можно ли оправдать все поступки Владимира Дубровского? (по повести А. С. Пушкина «Дубровский») (План) Протест против насилия (2) Маша 1 Образ Владимира Дубровского (по повести А.С. Пушкина "Дубровский") (1) Худолсественное своеобразие повести А.С. Пушкина "Дубровский" Русский бунт в повести «Дубровский» Фигура «благородного разбойника» Владимира Дубровского в одноименном романе Пушкина Протест против насилия (1) Маша 2 Подлость и честь в романе А.С.Пушкина "Дубровский"