На дне
Максим Горький
«В чем смысл финала пьесы М. Горького «На дне»?»
Пьеса Горького «На дне» сложна и очень интересна. В этом произведении автору удалось соединить бытовую конкретность и символы, реальные человеческие характеры и отвлеченную философию. На протяжении всей пьесы перед нашими глазами появляются и развиваются проблемы разного масштаба: от общечеловеческих до личных. В финале произведения автор раскрывает нам свою позицию через судьбы героев пьесы.
Огромную роль в развитии сюжета сыграл образ странника Луки. После его появления в ночлежке многое изменилось. Да, Лука дарит людям жалость, сладкую ложь… Но к чему это все привело… Мне кажется, что утешающая ложь по-настоящему нужна была лишь умирающей Анне. Она страдала всю свою жизнь, не видела ничего хорошего. И вот в тридцать лет она умирает, замученная, «заезженная». И даже это она не может сделать в спокойствии. Многие обитатели ночлежки придерживаются позиции, что «шум — смерти не помеха», и уже не смотрят на нее, как на живого человека. Естественно, в таких условиях элементарное сочувствие Луки было для неё важно.
Не менее трагична судьба другого обитателя ночлежки — Актера. Это человек, бывший когда-то служителем Мельпомены. Уйдя из театра, он начал пить и опускаться все ниже и ниже. У этого человека нет силы воли, ему не хватает даже элементарной твердости для того, чтобы бросить пагубное пьянство. Он предпочитает идти по пути наименьшего сопротивления и забывать о своей жажде сцены, а не пытаться вернуть все обратно. Ему больше нечем гордиться, кроме фразы, что его «организм отравлен алкоголем». Из-за слабости своей натуры, попав на дно жизни, ему проще продолжать разрушать себя, чем бороться с жизненными трудностями. Когда Лука дает ему надежду, рассказав о бесплатной клинике для алкоголиков, Актер перестает пить: «Я сегодня — работал, мел улицу… а водки — не пил! Каково? Вот они — два пятиалтынных, а я — трезв!» Узнав о тщетности своих надежд, актер вешается, не осознавая, что клиника ему не нужна, ему просто было необходимо поверить в себя. Судьба Актера явно перекликается с притчей о поисках праведной земли. В этой притче речь идет о том, что ученый, разрушивший веру в праведную землю у одного ее искателя, погубил этого человека: тот повесился после того, как рассеялась его иллюзия. Лука понимал это так, что человеку необходима вера во что-то, чтобы была сила жить в любых условиях, человек должен верить в лучшее… Да, это верно, но для этого не обязательно давать призрачные надежды. Это очень пассивная философия, не способная изменить жизнь к лучшему. Безусловно, каждому в тяжелой ситуации хочется слышать слова утешения, но эти же слова должны и вдохновлять человека на перемены, на действия, а не успокаивать его тем, что все это не так уж и плохо. Человеку необходимо поверить в себя, а для этого Лука выбрал неверную позицию. Это мы можем видеть через судьбу Актера. Да, странник вдохновил его на то, чтобы бросить пьянство, но он не помог Актеру поверить в себя. И вот, узнав о нереальности своих фантазий, герой кончает жизнь самоубийством. В принципе, можно сказать, что Лука просто ускорил логическое завершение жизни этого человека. Горький говорит нам, что именно ложная надежда может привести человека к петле.
Ваське Пеплу Лука рассказывает прекрасные сказки о Сибири, подбивает его идти туда и начинать новую жизнь с Наташей. Васька вдохновляется, желает покончить с воровским прошлым. Да, в конце пьесы он попадает в Сибирь, но только как каторжник. И вряд ли, если он вернется живым, он сможет вести праведную и честную жизнь. И уж точно больше никогда в жизни не увидит он Наташу…
Подтолкнув Ваську Пепла на убийство своего мужа, Василиса выходит единственной победительницей. Она одним махом достигает сразу всех своих целей: мстит бывшему любовнику Пеплу и своей сопернице Наташе, избавляется от нелюбимого мужа и становится единовластной хозяйкой ночлежки. В Василисе не осталось ничего человеческого, и ее нравственное оскудение показывает чудовищность социальных условий, в которые погружены и обитатели ночлежки, и ее хозяева. И мы догадываемся, что, когда у власти окажется эта женщина, и без того адская жизнь ночлежников станет совсем невыносимой.
Очень интересно преображение Сатина в конце произведения. Сатин — скептик. Он апатичен и пассивен в жизни. Его протест заключается в призыве к «ничегонеделанию». «Я тебе дам один совет: ничего не делай! Просто — обременяй землю!..» Сатин не просто был сброшен на «дно». Он сам туда пришел и обосновался там. Ему так удобней. И вот он обитает в подвале и пропивает и проигрывает свои способности. От природы Сатин наделен живым умом, способностью мыслить. Но Лука смог чудесным образом раскрыть сокрытый в этом герое потенциал: «Да, это он, старая дрожжа, проквасил нам сожителей… Старик? Он — умница!.. Старик — не шарлатан! Что такое правда? Человек — вот правда! Он это понимал… вы — нет!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…». Сатин осуждает и утешительную ложь: «Ложь — религия рабов и хозяев…»; «Правда — бог свободного человека!»; «человек — вот правда!»; «Существует только человек, все же остальное — дело его рук и мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо!» Но что такое человек для Сатина? «Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!» Но романтической мечте Сатина о гордом, вольном, сильном Человеке противопоставлена реальность его жизни, его характер. Что изменит встреча с Лукой в жизни этого героя? Боюсь, что ничего. Да, на словах он принимает более активную жизненную позицию, но на этом все перемены заканчиваются.
Таким образом, в финале Горький хочет показать нам свое неприятие пассивной жизненной позиции, когда человек предпочитает заливать свои страдания вином, а не решать проблемы реальными действиями. Также автор желает показать нам всю опасность «ласковой лжи», которая способна еще быстрее загнать человека в петлю, нежели осознание суровой действительности. Я разделяю мысли Горького, мне близка его жизненная позиция. Я считаю, что выбраться из любой сложной ситуации можно лишь тогда, когда ты не будешь опускать руки.
Другие сочинения по этому произведению
"Без имени — нет человека" (По пьесе М.Горького "На дне") «Во что веришь, то и есть». Роль Луки в пьесе «На дне» Дно жизни" или в тупике ли герои пьесы "На дне «Есть — люди, а есть — и человеки…» (По пьесе М. Горького «На дне»; «Не всегда правдой душу вылечишь...» (По пьесе М. Горького «На дне».) «Существует только человек…» (По пьесе М. Горького «На дне».) "Что лучше истина или сострадание" (По пьесе М Горького "На дне") Бывшие люди" в пьесе М. Горького "На дне «Дно жизни» — трагический образ пьесы М. Горького «На дне» «Дно жизни» — трагический образ пьесы. «Дно» жизни в пьесе М. Горького «На дне» «Есть — люди, а есть — иные — и человеки» «На дне» «НА ДНЕ» М. ГОРЬКОГО КАК ФИЛОСОФСКАЯ ДРАМА «Приход Луки только на минуту ускоряет пульс замирающей жизни, но ни спасти, ни поднять он никого не может» (И.Ф.Анненский) (по пьесе М. Горького «На дне») Автор и герои в пьесе М. Горького «На дне» Анализ финала третьего акта пьесы М. Горького «На дне». Анализ финала четвертого акта пьесы М. Горького «На дне». Анализ эпизода «Рассказ о праведной земле» (эссе) В чем трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи? (По пьесе М. Горького «На дне») Герои и смысл пьесы М. Горький «На дне» Гуманизм — жалость или уважение? (по пьесе «На дне» М. Горького) Гуманизм пьесы М. Горького "На дне" Две правды (образы Луки и Сатина в пьесе М. Горького "На дне") Две правды о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Жизнь ночлежников до появления Луки (анализ 1 сцены пьесы М. Горького «На дне») Значение образа Луки в пьесе Горького «На дне» Идейно-художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне» Истинный и ложный гуманизм в пьесе Горького \'На дне" Как соотносятся правда и ложь в пьесе Горького «На дне?» Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность? Каким образом повлияли на ночлежников проповеди странника Луки? Какова роль образа Сатина в пьесе М. Горького «На дне»? Какую роль играет монолог Сатина в последнем действии пьесы М. Горького «На дне»? Концепция человеческой личности в произведениях М. Горького Критика российской действительности в пьесе М. Горького «На дне» Лука и Сатин в драме Горького "На дне Люди «дна»: характеры и судьбы (по пьесе М. Горького «На дне») М. Горький "На дне" Мастерство в изображении быта героев одного из произведений русской литературы XX века (М.Горький "На дне") Мечты и жестокая реальность в пьесе М. Горького «На дне» Мое отношение к героям пьесы М. Горького «На дне» Можно ли среди споров ночлежников о правде, вере и человеке выделить позицию, созвучную авторской? (По пьесе М. Горького «На дне») Можно ли четвертое действие пьесы М. Горького «На дне» считать открытым финалом? Немного о пьесе Горького «На дне» Нравственная проблематика в пьесе М. Горького «На дне» Нравственная проблематика пьесы М. Горького «На дне» Нравственные проблемы в пьесе Горького «На дне». Нужна ли человеку правда? (по пьесе М. Горького «На дне») Образ Луки (по пьесе Горького «На дне») Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне» Образы «хозяев жизни» в пьесе Горького «На дне» Образы "хозяев жизни" в пьесе М. Горького "На дне" Образы «хозяев жизни» в пьесе М. Горького «На дне» Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне» Один из критиков, современник Горького, писал: «Быть может, Лука есть не кто иной, как Данко?» Что вы думаете по этому поводу? Острая критика действительности и трагические судьбы людей “дна” (по пьесе М. Горького “На дне”). Поиски правды и смысла жизни в пьесе М. Горького «На дне». Помог или навредил ночлежникам Лука? Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из 1 акта пьесы М. Горького «На дне») Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из первого акта пьесы М. Горького «На дне») Правда и ложь в драме Горького «На дне» Правда и ложь в пьесе М. Горького "На дне" Правда или сострадание? (По пьесе М. Горького «На дне») Правда о человеке Горького включает в себя правду Луки и правду Сатина (по пьесе М. Горького «На дне») ПРОБЛЕМА ГУМАНИЗМА В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” Проблема истинного и ложного гуманизма в пьесе "На дне" Проблематика "На дне" и ее связь с общественной жизнью 90х годов Проблематика пьесы Горького «На дне» Проблематика пьесы М. Горького «На дне» Пьеса «На дне» как социально-философская драма Пьеса "На дне" как философская драма. Пьеса «На дне» М. Горького как философская драма Пьеса М. Горького «На дне» как социально-философская драма Пьеса М. Горького “На дне” как философская драма Раздумья о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Различие жизненных позиций в пьесе М. Горького “На дне” Рассказ Луки про «праведную землю» (анализ эпизода из 3 акта пьесы М. Горького «На дне») Рассказ Луки про «праведную землю» (Анализ эпизода из III акта пьесы М. Горького «На дне») Реалистическое изображение Горьким дна общества Религия рабов и хозяев (по пьесе М. Горького «На дне») Речевая характеристика Наташи в пьесе М. Горького «На дне» Роль женских образов в пьесе М. Горького «На дне» Роль Луки в жизни обитателей ночлежки (по пьесе Максима Горького «На дне») Роль темы любви Васьки Пепла в пьесе Горького «На дне» Сила и слабость человека в понимании М. Горького ("Старуха Изергиль", "На дне") Смысл финальной сцены драмы М. Горького «На дне» Социальная проблематика в пьесе М. Горького "На дне" Социально-философский смысл драмы М. Горького «На дне» Спор ночлежников о человеке (анализ диалога в начале 3 действия пьесы М. Горького «На дне») Спор о человеке (по пьесе «На дне») Спор о человеке в драме М. Горького «На дне» СПОР О ЧЕЛОВЕКЕ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО "НА ДНЕ" Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Споры о человеке в пьесе Горького «На дне» Споры о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Судьбы человеческие в пьесе М. Горького "На дне" Тема маленького и лишнего человека в творчестве М. Горького Только ли социальные условия виноваты в проблемах героев пьесы М. Горького «На дне»? Три правды в пьесе «На Дне» Три правды в пьесе М. Горького «На дне» Художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне» Человек в творчестве М. Горького Человек — это звучит гордо (по пьесе М. Горького «На дне»). Человека жалеть надо? (По пьсесе М. Горького «На дне») Что лучше – истина или сострадание Что лучше — истина или сострадание? (по творчеству М. Горького) Что лучше, истина или сострадание? (по пьесе