На дне

Максим Горький


Краткое изложение
Читается примерно за 4 минуты
Сочинения
273 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Автор и герои в пьесе М. Горького «На дне»»

Сочинение

Пьеса “На дне” явилась итогом почти двадцатилетних наблюдений Горького над миром “бывших людей”. В ранних горьковских рассказах образ босяка не лишен даже некоторой романтической окраски. Читателя привлекают его удаль, широта души, человечность, поиски справедливости. Ощущается его несомненное превосходство над сытым и самодовольным мещанством. По мере роста политической и художественной зрелости Горького в его творчестве на смену живописным бродягам, под лохмотьями которых бьются благородные сердца, приходят реалистически правдивые образы жертв общества. Они мучительно сознают невозможность возврата к достойной человека жизни.
По-новому подошел Горький к теме босячества в пьесе “На дне”. Он решил вывести на сцену то, что старательно не замечалось обществом и о чем всячески замалчивалось. Автор хотел, чтобы читатели и зрители видели, что в обществе рядом с сытой и беспечной жизнью существует огромный мир нищеты и человеческого бесправия. Горький заставляет нас особенно остро и пронзительно ощутить эту несправедливость тем, что изображает своих героев людьми с незаурядными задатками, людьми, несомненно, достойными иной жизни. В пьесе возникает яркий собирательный образ “дна”. Важную роль здесь играют авторские замечания (ремарки), рисующие обстановку ночлежки.
Писатель использует выразительные детали. Действие пьесы начинается ранним весенним утром, когда пробуждается природа, а в ночлежке - вечный мрак, “тяжелые каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой”. Люди заперты в угрюмом сыром подземелье. Это впечатление усиливается тем, что место действия в пьесе почти не меняется.
Действующие лица пьесы - выходцы почти из всех слоев тогдашнего русского общества. Автор мастерски вводит в пьесу их предыстории. Разные пути привели их на “дно”, но все они одинаково бесправные, бездомные, равнодушно выброшенные за борт жизни. Горький убедительно передает нравственное угасание этих людей, что проявляется в их поведении, репликах. Писатель отказался от использования жаргонных выражений. Даже речь потомственного вора Васьки Пепла не содержит грубых слов. И без них, сохраняя чистоту литературного языка, Горький сумел достичь реалистической достоверности в изображении людей “дна”. Речь их зачастую затруднена, односложна, отличается прерывистостью. Нередко герои разговаривают, плохо слушая и понимая друг друга, погрузившись в собственные переживания.
Тяжело воспринимает свое падение мягкий и поэтичный по своей натуре Актер. В ремарках отмечается его постоянно задумчивый, тоскливо-растерянный взгляд. Характерны ремарки писателя к репликам Актера: “громко, как бы проснувшись”, “вдруг, как бы проснувшись”.'Его доброта, отзывчивость, высокое представление о настоящем человеке заставляет невольно думать, что в нем погиб человек подлинного благородства.
С большой симпатией описывает Горький Клеща с его неистребимым желанием трудиться. Автор сумел показать, что “злыдень” и “скрипун” Клещ зол не от природы. Он по-своему привязан к Анне, но только не умеет выразить это. С огромной силой передал Горький чувство одиночества, которое охватило Клеща после смерти жены. Он входит в ночлежку “медленно”, “съежившись”, а потом, “тупо” уставившись перед собой, с безграничным горем произносит: “Чего же мне теперь делать? А она... как же?”
Очень убедительно показана в пьесе Настя с ее мечтой о благородном чувстве. В ней много самоотверженности и тепла.
Несомненно, симпатичен автору и Васька Пепел, его богатырская удаль и душевная щедрость, его благородная любовь к юной и чистой Наташе.
Даже в отчаянном скептике Бубнове Горький под зачерствелостью и безразличием обнаружил страдающую человеческую душу. Его невозмутимость подчеркивалась постоянной ремаркой автора к репликам Бубнова “спокойно”. В конце пьесы его наивная мечта разбогатеть и открыть бесплатный трактир для бедных сближает его с товарищами по несчастью.
В каждой из жертв “дна” Горький обнаруживает, по словам одного из критиков, “жемчужины нравственных качеств”.
Но есть в пьесе и герои, вызывающие разноречивые оценки. Это, прежде всего, странник Лука. При первом же своем появлении в пьесе он оказывается в центре внимания ночлежников, потому что всех обласкивает, всем сочувствует, предлагает рецепты спасения. Кто же этот “занятный старичишка”? На протяжении всей пьесы обитатели “дна” не раз приставали к Луке с расспросами, но лукавому старцу каждый раз удавалось уклониться от прямого ответа. Горький это очень точно передает в диалогах. Приспосабливаясь к жизни сам, Лука хочет примирить с ней и окружающих. Горький подчеркивает это, многократно повторяя в поучениях своего героя слова “потери”. Автор не раз ставит Луку в такие обстоятельства, что по ходу развития действия он не может оставаться простым созерцателем. В конце первого акта Василиса за сценой избивает Наташу. Все, кто был в ночлежке, бросаются туда. Только Лука остается на месте, укоризненно “качая головой”. Доносящиеся стоны и крики Наташи перекрываются его “дребезжащим смехом”. Выразительно помечает автор и другие поступки Луки: при столкновении с городовым Медведевым он говорит “смиренно”, когда входит Василиса, он хочет “выскользнуть” из комнаты, “сжимается”. В момент драки, когда Пепел убивает Костылева, Лука незаметно исчезает и больше не появляется. И, наконец, четвертый акт. В ремарке Горький замечает: “Обстановка первого акта. Но комнаты Пепла - нет, переборки сломаны. И на месте, где сидел Клещ, - нет наковальни... Ночь... На дворе - ветер”. Нет ни Пепла, ни Наташи, ни Костылева, ни Василисы, Настя кричит в приступе отчаяния. И как аккорд, завершающий пьесу, - смерть Актера. Таким образом, логика самого действия показала несостоятельность и беспомощность рецептов Луки.
И хотя в самой пьесе нет прямых оценок личности Луки, мы встречаем их в публицистике Горького. Так, в очерке “Лев Толстой” писатель вспоминает: “Когда я писал Луку в “На дне”, я хотел изобразить этакого старичка: его интересуют “всякие ответы”, но не люди; неизбежно сталкиваясь с ними, он их утешает, но только для того, чтоб они не мешали ему жить. И вся философия, вся проповедь таких людей - милостыня, подаваемая ими со скрытой брезгливостью.” А в статье “О пьесах”, написанной спустя тридцать лет после выхода “На дне”, Горький утверждает, что утешители, подобные Луке, “самые умные, знающие и красноречивые. Они же поэтому и самые вредоносные”.
На мой взгляд, Горький выступает против Луки только в силу того, что рассматривает его исключительно в качестве носителя определенных философских идей. Если же подходить к Луке с мерками реальных житейских ситуаций, то, в большинстве случаев, советы его вполне правомерны. Лука действует в пределах своих возможностей, и требовать от этого шестидесятилетнего беспаспортного и бесправного человека большего по меньшей мере несправедливо.
Что касается Сатина, то здесь, мне кажется, Горький был вынужден вложить свои идеи в уста героя, по характеру не отвечающему авторскому идеалу. Это признавал и сам писатель, говоря, что в пьесе нет положительных героев, но он хотел, чтобы в ней зазвучала речь о Человеке. В одном из писем Горький признается, что “кроме Сатина ее (речь) некому сказать” и что “эта речь чуждо звучит его языку”. И когда на сцене Сатин произносит свой знаменитый монолог, мы слышим взволнованный голос автора: “Чело-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо!”

Другие сочинения по этому произведению


"Без имени — нет человека" (По пьесе М.Горького "На дне") «Во что веришь, то и есть». Роль Луки в пьесе «На дне» Дно жизни" или в тупике ли герои пьесы "На дне «Есть — люди, а есть — и человеки…» (По пьесе М. Горького «На дне»; «Не всегда правдой душу вылечишь...» (По пьесе М. Горького «На дне».) «Существует только человек…» (По пьесе М. Горького «На дне».) "Что лучше истина или сострадание" (По пьесе М Горького "На дне") Бывшие люди" в пьесе М. Горького "На дне «Дно жизни» — трагический образ пьесы М. Горького «На дне» «Дно жизни» — трагический образ пьесы. «Дно» жизни в пьесе М. Горького «На дне» «Есть — люди, а есть — иные — и человеки» «На дне» «НА ДНЕ» М. ГОРЬКОГО КАК ФИЛОСОФСКАЯ ДРАМА «Приход Луки только на минуту ускоряет пульс замирающей жизни, но ни спасти, ни поднять он никого не может» (И.Ф.Анненский) (по пьесе М. Горького «На дне») Анализ финала третьего акта пьесы М. Горького «На дне». Анализ финала четвертого акта пьесы М. Горького «На дне». Анализ эпизода «Рассказ о праведной земле» (эссе) В чем смысл финала пьесы М. Горького «На дне»? В чем трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи? (По пьесе М. Горького «На дне») Герои и смысл пьесы М. Горький «На дне» Гуманизм — жалость или уважение? (по пьесе «На дне» М. Горького) Гуманизм пьесы М. Горького "На дне" Две правды (образы Луки и Сатина в пьесе М. Горького "На дне") Две правды о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Жизнь ночлежников до появления Луки (анализ 1 сцены пьесы М. Горького «На дне») Значение образа Луки в пьесе Горького «На дне» Идейно-художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне» Истинный и ложный гуманизм в пьесе Горького \'На дне" Как соотносятся правда и ложь в пьесе Горького «На дне?» Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность? Каким образом повлияли на ночлежников проповеди странника Луки? Какова роль образа Сатина в пьесе М. Горького «На дне»? Какую роль играет монолог Сатина в последнем действии пьесы М. Горького «На дне»? Концепция человеческой личности в произведениях М. Горького Критика российской действительности в пьесе М. Горького «На дне» Лука и Сатин в драме Горького "На дне Люди «дна»: характеры и судьбы (по пьесе М. Горького «На дне») М. Горький "На дне" Мастерство в изображении быта героев одного из произведений русской литературы XX века (М.Горький "На дне") Мечты и жестокая реальность в пьесе М. Горького «На дне» Мое отношение к героям пьесы М. Горького «На дне» Можно ли среди споров ночлежников о правде, вере и человеке выделить позицию, созвучную авторской? (По пьесе М. Горького «На дне») Можно ли четвертое действие пьесы М. Горького «На дне» считать открытым финалом? Немного о пьесе Горького «На дне» Нравственная проблематика в пьесе М. Горького «На дне» Нравственная проблематика пьесы М. Горького «На дне» Нравственные проблемы в пьесе Горького «На дне». Нужна ли человеку правда? (по пьесе М. Горького «На дне») Образ Луки (по пьесе Горького «На дне») Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне» Образы «хозяев жизни» в пьесе Горького «На дне» Образы "хозяев жизни" в пьесе М. Горького "На дне" Образы «хозяев жизни» в пьесе М. Горького «На дне» Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне» Один из критиков, современник Горького, писал: «Быть может, Лука есть не кто иной, как Данко?» Что вы думаете по этому поводу? Острая критика действительности и трагические судьбы людей “дна” (по пьесе М. Горького “На дне”). Поиски правды и смысла жизни в пьесе М. Горького «На дне». Помог или навредил ночлежникам Лука? Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из 1 акта пьесы М. Горького «На дне») Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из первого акта пьесы М. Горького «На дне») Правда и ложь в драме Горького «На дне» Правда и ложь в пьесе М. Горького "На дне" Правда или сострадание? (По пьесе М. Горького «На дне») Правда о человеке Горького включает в себя правду Луки и правду Сатина (по пьесе М. Горького «На дне») ПРОБЛЕМА ГУМАНИЗМА В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” Проблема истинного и ложного гуманизма в пьесе "На дне" Проблематика "На дне" и ее связь с общественной жизнью 90х годов Проблематика пьесы Горького «На дне» Проблематика пьесы М. Горького «На дне» Пьеса «На дне» как социально-философская драма Пьеса "На дне" как философская драма. Пьеса «На дне» М. Горького как философская драма Пьеса М. Горького «На дне» как социально-философская драма Пьеса М. Горького “На дне” как философская драма Раздумья о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Различие жизненных позиций в пьесе М. Горького “На дне” Рассказ Луки про «праведную землю» (анализ эпизода из 3 акта пьесы М. Горького «На дне») Рассказ Луки про «праведную землю» (Анализ эпизода из III акта пьесы М. Горького «На дне») Реалистическое изображение Горьким дна общества Религия рабов и хозяев (по пьесе М. Горького «На дне») Речевая характеристика Наташи в пьесе М. Горького «На дне» Роль женских образов в пьесе М. Горького «На дне» Роль Луки в жизни обитателей ночлежки (по пьесе Максима Горького «На дне») Роль темы любви Васьки Пепла в пьесе Горького «На дне» Сила и слабость человека в понимании М. Горького ("Старуха Изергиль", "На дне") Смысл финальной сцены драмы М. Горького «На дне» Социальная проблематика в пьесе М. Горького "На дне" Социально-философский смысл драмы М. Горького «На дне» Спор ночлежников о человеке (анализ диалога в начале 3 действия пьесы М. Горького «На дне») Спор о человеке (по пьесе «На дне») Спор о человеке в драме М. Горького «На дне» СПОР О ЧЕЛОВЕКЕ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО "НА ДНЕ" Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Споры о человеке в пьесе Горького «На дне» Споры о человеке в пьесе М. Горького «На дне» Судьбы человеческие в пьесе М. Горького "На дне" Тема маленького и лишнего человека в творчестве М. Горького Только ли социальные условия виноваты в проблемах героев пьесы М. Горького «На дне»? Три правды в пьесе «На Дне» Три правды в пьесе М. Горького «На дне» Художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне» Человек в творчестве М. Горького Человек — это звучит гордо (по пьесе М. Горького «На дне»). Человека жалеть надо? (По пьсесе М. Горького «На дне») Что лучше – истина или сострадание Что лучше — истина или сострадание? (по творчеству М. Горького) Что лучше, истина или сострадание? (по пьесе А. М. Горького «На дне») Я прочитал пьесу М. Горького «На дне» Обитатели ночлежки Судьбы героев пьесы "На дне" Горького Образ Луки в пьесе М.Горького «На дне». Какова же правда Сатина Люди "дна" характеры и судьбы Школьное сочинение на тему правда героев в пьесе «На дне» «Есть - люди, а есть - иные - и человеки...» (По пьесе М.Горького «На дне».). Спор о правде и лжи в пьесе М.Горького «На дне». «Что лучше: истина или сострадание?» (по пьесе Горького «На дне») Ложь во спасение Луки Голая правда Бубнова в пьесе «На дне» Правда Сатина СПОР О НАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ» Правда Сатина в пьесе «На дне» Роль женских образов в пьесе М. Горького Описание персонажей: трагический образ пьесы “На дне” Проблема пьесы Горького "На дне" Сочинение по пьесе М. Горького “На дне” Что есть правда и что есть ложь Анализ 4 действия пьесы М. Горького «На дне» Почему обитатели ночлежки оказались на «дне» жизни Философия Луки Тема любви в пьесе Горького «На дне» Сатин, Барон и Бубнов Поиски правды в пьесе М.Горького «На дне». Лука и Сатин в пьесе «На дне» Характеристика образа Бубнова Рассказ Луки про "праведную землю". (Анализ эпизода из III акта пьесы М.Горького "На дне".) СПОРЫ О ЧЕЛОВЕКЕ В ПЬЕСЕ М.ГОРЬКОГО "НА ДНЕ" Появление Луки в ночлежке Образ и характер Луки и Сатина АНАЛИЗ IV ДЕЙСТВИЯ ПЬЕСЫ Философский спор о правде и человеке в драме М. Горького «На дне» История создания и анализ драмы "На дне" Внешний и внутренний конфликты в драме «На дне» О жанре, сюжете и композиции «На дне» Характеристика образа Актера О монологе Сатина Появление Луки в ночлежке (Анализ сцены 1 акта пьесы М. Горького «На дне») Что лучше истина или состраданье (Пьеса М. Горького «На дне») Дно жизни - трагический образ пьесы А. М. Горького "На дне" Система персонажей пьесы. Место образа Луки в ней Лука и Сатин Сочинение на тему личность человека в пьесе М. Горького «На дне» Спор ночлежников о человеке Описание персонажей: Лука Сюжет пьесы «На дне» Философский спор о правде "На дне" Люди дна (по пьесе М. Горького «На дне») Сатин и Бубнов – художественный анализ Размышления над пьесой Горького «На дне» Три правды и их трагическое столкновение (по пьесе М. Горького «На дне») "На дне" как философская драма Образы Луки и Сатина Современность пьесы Горького «На дне» Философия Луки - вера в человека Драматический конфликт в пьесе М. Горького «На дне» Анализ эпизода из III акта пьесы М. Горького «На дне» Социально философский смысл драмы М. Горького "На дне" Что лучше – истина или сострадание? Что нужнее? Размышления над страницами пьесы М.Горького “На дне” Характеристика образа Луки Человек в пьесе М.Горького "На дне" Рассказ Луки про "праведную землю" Нравственность философии и нравственная философия в пьесе М. Горького «На дне» Есть ли истинная правда в пьесе Горького «На дне» Характеристика образа Сатина Константина ИДЕЙНО-КОМПОЗИЦИОННАЯ РОЛЬ ПЕЙЗАЖА В РАННИХ РОМАНТИЧЕСКИХ РАССКАЗАХ М. ГОРЬКОГО Первая проблема пьесы "На дне" — философский спор о правде Жизнь ночлежников до появления Луки Социально-философская драма Что есть правда и что есть ложь в пьесе Горького «На дне» Наташа и Васька Пепел Сочинение по пьесе Максима Горького "На дне". Можно ли среди споров ночлежников о правде, о вере и человеке выделить позицию, созвучную авторской? (По драме М. Горького "На дне") Ложь - якорь, держащий людей на «дне» Пьеса «На дне» социально-философская пьеса Зачем врет Лука «На дне» — пьеса о силе человека Размышления над страницами пьесы Горького «На дне» Судьбы ночлежников обвинение бесчеловечному обществу Что для меня правильнее спасительная ложь Луки или «Правда — бог свободного человека» Человеческие чувства в пьесе М. Горького «На дне» Критика российской действительности в пьесе А.М.Горького “На дне” Дно" как основной мотив пьесы А. М. Горького "На дне Мрачный быт ночлежки в пьесе Горького «На дне» Социально философский конфликт — основа пьесы Горького «На дне» Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького "На дне" (3) Пьеса «На дне» неограниченный материал для исследования «Униженные и оскорбленные» в русской классике (по пьесе Горького «На дне») По пьесе М.Горького "На дне" С кем вы: С Лукой или с Сатиным? Ложь во спасение Луки (образы Луки и Сатина) Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького "На дне" (4) "Правда святая" иль "сон золотой" (по произведению М.А.Горького "На дне") Пестрая галерея персонажей пьесы "На дне" Кто же они, эти жалкие обитатели человеческого «дна» Идейно-художественное своеобразие пьесы «На дне» Идейно художественное своеобразие пьесы М. Горького "На дне" Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького "На дне" (5) Жанровое своеобразие драмы М. Горького «На дне» Гуманистический пафос пьесы Горького «На дне» Бесчеловечные условия буржуазной России в пьесе "На дне" Острая критика действительности в пьесе М. Горького «На дне» Проблема истинного и ложного гуманизма по пьесе Горького "На дне" Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века (по пьесе Горького «На дне») Близорукие гуманисты (М. Горький «На дне») Проблема гуманизма в пьесе А. М. Горького «На дне» Анализ диалога в начале третьего действия пьесы Горького «На дне» Только ли соц.условия виноваты в проблемах героев Горького ("На дне") Драма «На дне» этапное произведение в творчестве Горького Лука — выражение того гуманизма, за который ратовал Горький Мир иллюзий и мир страданий в пьесе Максима Горького «На дне» (Первый вариант) Художественный мир пьессы "На дне" Анализ IV действия пьесы Горького «На дне» Лука и Сатин (по пьесе "На дне") Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького "На дне" (2) Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького "На дне" (6) Анализ финала третьего действия пьесы Горького «На дне» Идеи Луки в пьесе «На дне» Отображение дествительности в пьесе «На дне» В чем «правда» и «свобода» персонажей В пьесе «На дне» Ненависть к пошлости скуке жизни в пьесе «На дне» Мир бывших людей в философской драме Максима Горького "На дне" Дно жизни" - трагический образ пьесы А.М.Горького "На дне Роль женских образов в пьесе Горького «На дне» Первая проблема пьесы "На дне" Мир ночлежки — это мир «бывших людей» Проблематика пьесы А. М. Горького "На дне" Пьеса М. Горького "На дне" как социально философская драма Бродячий философ Лука Общие мотивы в прозведениях «Старуха Изергиль», «На дне» Изображение «дна» Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века. Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" Оболт-Оболдуев, Утятин, Шалашников и Фогель Особый сюжетный узел в пьесе «На дне» Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни - есть высочайшее счастье для литератора... Какой основной вопрос драмы «На дне» Судьбы персонажей пьесы «На дне» Мир иллюзий и мир страданий в пьесе Максима Горького «На дне» (Второй вариант) Мир иллюзий и мир страданий в пьесе Максима Горького «На дне» Суть спора Луки и Сатина Философский спор о человеке в драме Горького "На дне" Тема веры и безверия в драме Горького «На дне» Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького "На дне" (1) Идейно-художественное содержание пьесы Горького "На дне" Истинный и ложный гуманизм Открыть человеку глубины его души по пьесе М. Горького «На дне» Образ Луки и проблема истины и сострадания в пьесе М. Горького «На дне» Россия конца 1890-х — начала 1900-х годов в пьесе Трагический образ пьесы “На дне” «Дно жизни» трагический образ пьесы А. М.Горького «На дне» Главный мотив пьесы «На дне» О чем может думать человек, стоящий на низшей ступеньке общества Реалистическое изображение Горьким дна Мнимые и подлинные хозяева жизни в изображении романа Гуманизм пьесы М. Горького «На дне». На дне Горький Тема веры и безверия в пьесе М. Горького «На дне» О замысле и постановках пьесы «На дне» Социальная проблематика пьесы Горького «На дне» ПРАВДА - БОГ СВОБОДНОГО ЧЕЛОВЕКА Пьеса «На дне» это иносказание о правде и жизни Идейно художественное содержание пьесы Горького “На дне”