Бесы

Фёдор Михайлович Достоевский


Краткое изложение
Читается примерно за 13 минут
Сочинения
15 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Образ Николая Ставрогина в романе «Бесы»»

Сочинение



В романе «Бесы» рассматриваемый мотив также подготавливает момент окончательного подчинения Николая Ставрогина бесовскому началу. Мотив соблазна связан с событиями преступной жизни героя, дающего волю своим сладострастным желаниям, доходящим в нём до «до совершенного огня». Иван Шатов считает, что Ставрогин женился на Лебядкиной, прежде всего, по «сладострастию нравственному» (он вступает в брак после растления Матрёши). В исповеди Ставрогин признаётся, что хотел как-нибудь искалечить свою жизнь, поэтому и женился на Хромоножке.

После нескольких лет «угловой» Петербургской жизни он отправляется в губернию к матери, где совершив несколько гнусных поступков, заболевает белой горячкой. В болезни, явившейся следствием «нервного надрыва», герой ведёт себя как одержимый. Однако он не умирает и не сходит окончательно с ума: для Ставрогина остаётся возможность изменить свою жизнь. Не случайно позже герой ищет для себя исход в исповеди (при этом в главе «У Тихона» он отвергает единственный путь спасения - многолетнее тайное послушничество). Но Ставрогин множеством нитей связан с бесовским миром: в галлюцинациях героя пугает бесёнок, наяву сеть вокруг него плетёт Верховенский. Последнего тянет к Ставрогину его демоническая сущность. В борьбе за окончательное отлучение героя от Бога Верховенский прибегает к третьему дьяволову искушению. В то же время он предлагает Ставрогину исправить искалеченную браком с Хромоножкой жизнь - убить Лебядкиных.

Причём, их смерть связана с соблазнением Лизы Тушиной, прельстившейся выдуманным Верховенским образом Ставрогина. Интересующий нас мотив предопределяет нежелание Лизы «воскресать» вместе с героем. «Кровопийца» Ставрогин оказывается «инертной массой», как и члены «пятёрки», чувствующие, что «попали в паутину к огромному пауку». Герой, отказываясь от подвижничества, «бросается» в новое преступление, обрекая себя на гибель. Ставрогин нужен Верховенскому для реализации «обаятельной идейки» разрушения. Однако «политический обольститель» вовсе не нуждается в живом Ставрогине - ему нужен Иван Филиппович бог Саваоф, «в колеснице на небо» вознёсшийся. Не случайно Верховенский несколько раз угрожает повесить Ставрогина. Рассматриваемый мотив подготавливает ситуацию смерти героя, попавшего под власть «паука» - Верховенского, торжествующего в «обезбоженном пространстве романа». В романе «Бесы» мотив соблазна способствует решению образа Ставрогина как нераскаявшегося грешника. Однако рассматриваемый мотив может быть связан и с образом святого, имеющего опыт греховной жизни.

Князь Мышкин в романе «Идиот» тоже приходит «к людям», чтобы исполнить своё дело. Встретив Настасью Филипповну и узнав её грустную историю, он «набрасывается на деятельность». Ему кажется, что героиню можно спасти. Однако благодаря интересующему нас мотиву создаётся ощущение иллюзорности идеи спасения Настасьи Филипповны. Князь, уверяя героиню в своей любви и своём уважении, «был ослеплён» её «демоническою красотою», «соблазнительным образом». Примечательно, что и «обольститель» Тоцкий, решив продать Настасью Филипповну Гане Иволгину, говорит с героиней об обновлении её жизни. Кроме того, Настасья Филипповна понимает, что обольстила Мышкина. Не случайно свой отказ от брака с ним она объясняет тем, что не хочет уподобится Тоцкому. Именно Тоцкий вовлекает героиню в «пространство» греха. Но благодаря мотиву соблазна в романе создаётся ситуация, когда Настасья Филипповна получает власть над закоренелым сластолюбцем. Интересно, что через рассматриваемый мотив князь заключает с героиней своеобразную сделку в день её именин. А после она напоминает Мышкину об его обещании жениться на ней, разрушает брак князя с Аглаей. Причём, Настасья Филипповна увлекает Мышкина в бездну: князь готов отдать душу и жизнь за героиню.

Не случайно канцелярист, увидев Настасью Филипповну в подвенечном уборе, кричит, что готов за неё «душу продать». Однако, по мысли Лебедева, Бог спас Мышкина от окончательной гибели. Примечательно, что и Настасья Филипповна временами невыносимо страдает от разговоров с князем: он доводит её до того, что она иногда опять «видела кругом себя свет». Именно приближение к «свету» как бы опаляет героиню, впадающую в такие мгновения в неимоверную гордыню. Значимо, что она бежит с Рогожиным из-под венца, умаляя героя спасти её и увезти от Мышкина. Но помимо всего к Рогожину Настасью Филипповну влечёт соблазн самоубийства - гибели. В этом смысле героиня, отчасти, сближается с Ипполитом Терентьевым. Она понимает, что в Рогожине много «больной страсти», влекущей его к совершению греха, преступления. Об этом же догадывается и князь, хотя он и не хочет верить в то, что Рогожин «неспособен к свету». Причём, именно благодаря интересующему нас мотиву не может осуществиться мечта о примирении Мышкина и его крестового брата.

Смущаемый мыслью о Рогожине, князь отправляется к дому Филисовой. Тем самым он, отчасти, провоцирует нападение на него крестового брата. Однако Мышкин лишь на время подчиняется ужасному демону, не имеющему над ним абсолютной власти. Не случайно Рогожин так и не смог убить Мышкина в гостиничном коридоре. Мотив соблазна делает тщётными все попытки князя привести к «свету» Рогожина и Настасью Филипповну. Интересно, что проповедь рая на земле никого не преображает и в великосветском обществе. При этом, особо отмечается, что Мышкин находился под «обаянием прелести» своего первого впечатления о высшем свете. Отказываясь верить в свои предчувствия, герой соблазняется. Хотя Бог и спасает Мышкина от окончательной гибели, рассматриваемый мотив способствует дискредитации слов и поступков князя.

Другие сочинения по этому произведению


Сюжет романа Достоевского «Бесы» Единственный критерий художественной истины верность (по роману «Бесы») Сочинение по роману Достоевского «Бесы» Петр Верховенский - характеристика литературного героя Шатов - характеристика литературного героя Бесы Шатов — центральный персонаж романа Ф.М. Достоевского «Бесы» Замысел романа Достоевского «Бесы» Кириллов центральный персонаж романа Ф. М. Достоевского «Бесы» Центральный персонаж романа Достоевского «Бесы» Центральный персонаж романа Ф.М. Достоевского «Бесы» Герой романа Ф.М. Достоевского «Бесы» Роман «Бесы» принадлежит к числу наиболее спорных Ф.М. Достоевский. "Бесы". (1871-1872)