Лирика

Афанасий Афанасьевич Фет


Сочинения
11 сочинений

«Восприятие, истолкование, оценка стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье»»

Сочинение

Стихотворение А. Фета «Шепот, робкое дыханье…» появилось в печати в 1850 году. В дальнейшем оно появлялось в сборниках и собраниях сочинений Фета. Стихотворение обросло таким множеством толкований, что необходимы усилия для того, чтобы отойти от них, преодолеть старое восприятие и прочитать его заново. Так или иначе, оно стало классическим и, по многим причинам, центральным в творчестве поэта.

Ко времени написания стихотворения Фет уже был вполне сложившимся поэтом со своим особым голосом: с резко субъективной окраской лирического переживания, с умением наполнять слово живой конкретностью и одновременно улавливать новые обертоны, нюансы в его значении, с обостренным ощущением роли композиции, структуры развития чувства. Фет новаторски разрабатывал образный слой стиха, его мелодику, удивлял свободным обращением с лексикой.

С виду наивное стихотворение Фета имеет серьезную образную нагрузку. Эта нагрузка может открыться только пристальному взгляду. Между началом и концом стихотворения проходит явно несколько часов, но они тоже слиты всем строем стихотворения как бы в одно единственное мгновение.

Грамматически стихотворение представляет собой одно, проходящее через три строфы восклицательное предложение. Но наше восприятие его как неделимой текстовой единицы связано с ощущением его внутренней композиционной целостности, имеющей начало, развитие и дробное перечисление через запятую. Главный двигатель лирической темы произведения — в ее композиционном развитии, которое основывается на постоянном сопоставлении, соотнесении двух планов — частного и общего, истинно-человеческого и обобщенно-природного.

Стихотворение Фета проникнуто одним настроением. Образный строй произведения отличается семантическим единством. Два мотива (любовь и природа) здесь не просто взаимообусловлены, но и образуют один чувственно-природный ряд образов, в котором главное — чувство неуловимого природного целого.

В стихотворении нет именных намеков на реальность. Чувство в нем выражено вне конкретных категорий и субъектов вообще, как общечеловеческая данность. Отсюда и простота образов, и отсутствие неожиданных эпитетов. Чувство это смутно, неотчетливо, его можно только назвать. Отсюда подбор соответствующих образов. Обозначая разные состояние, цвет, звук, они связываются в единый эмоциональный ряд по общему признаку импрессионистичности, неопределенности: шепот — серебро (как цвет), сонный ручей — как ночной — ночные тени.

Два нерасчленимых мотива (любовь и природа) четко соединены друг с другом, что определяет развитие общей темы стихотворения. Они организованы по принципу тельца: образы природы (стихи 2−6) включены внутри любовного мотива (стихи 1, 7−8). Тем самым любовный мотив становится организующим. Он выражает не просто некое одушевленное состояние природы, а такое одушевление, которое сродни любовному чувству.

Особая роль в соединении двух мотивов принадлежит второму стиху. «Трели соловья» — образ подчеркнуто традиционный, и в поэтической традиции за ним прочно закреплен устойчивый круг метафорических значений. Это не столько образ природы, сколько условное символическое обозначение любовного чувства (песни любви), и потому стих оказывается принадлежащим сразу двум мотивам. Он связывает их и одновременно разрушает определенность образов. Полудремотное, сонное состояние природы, неясные очертания и ночь, в которой страшные тени. Все это волшебство, намекающее на любовное состояние. Так синтаксический параллелизм реализуется как параллелизм психологический.

В стихах 2−6 (мотив природы) дается движение времени как едва заметный переход от него к нам. При этом общее впечатление неясности, неотчетливости виденного и ощущаемого сохраняется. Кроме того, любовный мотив обозначен лишь в двух (начальных — «шепот, робкое дыханье» и конечной — изменение лица) стадиях, и указание на движение времени дает возможность воспринимать любовное чувство как протекающее во времени.

Третья строфа развивает и уже определившуюся эмоциональную тему стихотворения. В ней четко обозначен временной сдвиг. Заря пришла на смену ночи и красоты. О ночи напоминают еще «тучи», но свет рождающегося дня окрашивает их в красно-желтую цветовую гамму («пурпур розы», «отблеск янтаря»). Эти образы третьей строфы контрастны предшествующим образам других строф.

В стихотворении ясно указаны две временные фазы, связанные с развитием главной темы стихотворения: тайна зарождения любви и общая ее тайна как чувства смутного, волшебного, которое сродни ночи, — и апофеоз любви, прекрасный, как рождающийся день.

Стихотворение разделено на краткие периоды, и каждый из них являет собой фазу, состоящую из одного слова. Оно — как бы лирическая музыкальная тема.

Кроме того, стихотворение абсолютно лишено моментов, оно фиксирует ощущение поэта.

Конкретного портрета героини в произведении нет, а неясные приметы ее облика переданы через впечатления самого автора и растворяются в его собственном чувстве. В этом сказывается индивидуальное свойство поэтического подчерка Фета.

Очень важным в поэтическом строе стихотворения является образ розы. Он часто был обусловлен метафорическим обозначением молодости и красоты, а одним из устойчивых поэтических мотивов, с этим образом связанных, был мотив розы-зари, обозначающий и красоту любви.

Стихотворение написано разностопным хореем, что прекрасно сочетается с мелодическим строем и развитием общей поэтической темы лирического произведения А. Фета.

Афанасий Фет — один из немногих в русской литературе XІX века чистейших лириков. Он выразил настроение и чувство как музыкальное единство. Вот почему такое большое значение в стихотворении имеет вся система мелодических, средств, призванных выразить и оттенки поэтической мысли. Все стихотворение читается как «усадебный роман»: страстное свидание и картины природы. Точно выстроенная последовательность существительных прекрасно передает стремительное, движение времени и развитие чувств.

Другие сочинения по этому произведению


«И я слышу, как сердце цветёт…» Какова подача образа в этой строчке? (по стихотворению Фета «Я тебе ничего не скажу…») Анализ стихотверения Фета А. А. «Чудная картина» Анализ стихотворения А. Фета «После бури» Анализ стихотворения А. Фета «Это утро, радость эта…» Анализ стихотворения А. А. Фета «Еще майская ночь…» Анализ стихотворения А. А. Фета «На заре ты ее не буди» Анализ стихотворения А. А. Фета «Ты отстрадала, я еще страдаю» Основные мотивы лирики А. А. Фета Особенности стихотворений А. А. Фета «Фонтан» и Ф. И. Тютчева «Фонтан» (сопоставительный анализ). Сопоставительный анализ стихотворений «Поэтам» и «Поэт и Гражданин»