Лирика

Афанасий Афанасьевич Фет


Сочинения
11 сочинений

«Анализ стихотворения А. А. Фета «Ты отстрадала, я еще страдаю»»

Сочинение

Стихотворение «Ты отстрадала, я еще страдаю» было написано А. Фетом в 1878 году и посвящено памяти возлюбленной поэта — Марии Кузьминичны Лазич.

История чувства Фета и Лазич глубоко трагична — искренне любящие друг друга люди не смогли быть вместе. И виной тому были, по большей части, не внешние причины, а страх и предубеждения Фета. Поэт, с самого раннего детства живущий с ощущением отверженности и обездоленности, испугался союза с Лазич — так же, как и он, небогатой девушки.

Фет пренебрег не только своими чувствами, но и чувствами Марии — и просто бежал. А через некоторое время узнал, что девушка погибла - странно и мучительно: от тяжелейших ожогов. Больше того, ходили даже слухи о самоубийстве Лазич.

Как бы то ни было, Фет, судя по всему, до конца жизни испытывал любовь и огромное чувство вины по отношению к Марии. Подтверждение тому мы находим в стихотворении «Ты отстрадала, я еще страдаю».

Произведение состоит из трех строф, каждую из которых можно считать самостоятельной смысловой частью.

Так, первое четверостишие —

Ты отстрадала, я еще страдаю,

Сомнением мне суждено дышать,

И трепещу, и сердцем избегаю

Искать того, чего нельзя понять —

это констатация настоящего положения лирического героя. Он страдает. Чем вызвано это состояние? Герой «дышит сомнением» — вся его жизнь пронизана им. В чем же он сомневается? Мы можем предполагать, что причин для этого у героя несколько: он может сомневаться в правильности своего ухода — «побега» от возлюбленной; может сомневаться в истинных причинах ее несвоевременной смерти. И мысли, которые повергают героя в сомнение, настолько тяжелы и страшны, что он «трепещет» и «сердцем избегает» размышлять о том, точный ответ на что никогда не найдет.

Выразить угнетенное состояние лирического героя помогают изобразительно-выразительные средства, использованные поэтом. Прежде всего, это метафоры: «сомнением суждено дышать», «сердцем избегаю».

Важно, что поэт начинает стихотворение со слов «ты отстрадала». Это подчеркивает, как мне кажется, с одной стороны, то, что все мысли лирического героя устремлены к его возлюбленной, к ее судьбе. Но, с другой стороны, в этих словах звучит и некоторая попытка героя оправдаться, снять с себя вину — ведь он продолжает страдать, в то время как его возлюбленная уже перестала мучиться.

Передать состояние героя помогает и звуковой ряд первой строфы — обилие свистящих и шипящих согласных создают атмосферу угнетенности, страдания, муки.

Вторая строфа стихотворения — его самая светлая часть. Она представляет собой воспоминания героя о лучших моментах его любви:

А был рассвет! Я помню, вспоминаю

Язык любви, цветов, ночных лучей.-

Как не цвести всевидящему маю

При отблеске родном таких очей!

Эти воспоминания, можно предположить, были самыми счастливыми в жизни героя. Обилие восклицательных предложений в четверостишии помогают понять это. Строфа насыщена метафорами и символами. Так, «рассвет» стал для героя воплощением не только утра дня, но и утра жизни, которая, с появлением любви, озарилась надеждами, радостью счастьем. Все в мире воспринималось героем через «язык любви, цветов, ночных лучей». И причиной тому были глаза возлюбленной, которые говорили лучше любых слов, которые были такими теплыми, родными, волшебными… В душе героя «цвел всевидящий май».

Однако счастье было недолгим:

Очей тех нет — и мне не страшны гробы,

Завидно мне безмолвие твое,

И, не судя ни тупости, ни злобы,

Скорей, скорей в твое небытие!

Блеск очей скоро потух — а вместе с ним потухли все мечты и чаяния, вместе с ним потух и сам герой. Никто и ничто уже не радует его, и в жизни этого человека есть лишь одно желание — поскорее сойти в могилу («Скорей, скорей в твое небытие!») Больше того, он говорит, что завидует своей возлюбленной, которой уже не нужно больше жить в мире «тупости и злобы», которая обрела покой в небытии.

Последняя строфа также насыщена метафорами: «не страшны гробы», «завидно безмолвие», «скорей в твое небытие», «не судя ни тупости, ни злобы».

Кроме того, фонетический строй заключительной части призведения наполнен резкими, «колкими» звуками — сонорными и звонкими. Это, с одной стороны, создает торжественно-пафосное финальное звучание, с другой стороны — помогает выразить скорбь и боль лирического героя.

Стихотворение написано пятистопным ямбом с пиррихиями. В нем использована перекрестная рифмовка, здесь чередуются мужская и женская рифмы, преобладают точные рифмы.

Таким образом, «Ты отстрадала, я еще страдаю» Фета — тонкая лирическая элегия, посвященная потерянной любви, трагическому одиночеству героя. Построенное на метафорах, с широким использованием фонетических изобразительных средств, это произведение погружает нас во внутренний мир человека, опустошенного страданием и тоской, но в жизни которого, однако, существовала настоящая любовь.

Другие сочинения по этому произведению


«И я слышу, как сердце цветёт…» Какова подача образа в этой строчке? (по стихотворению Фета «Я тебе ничего не скажу…») Анализ стихотверения Фета А. А. «Чудная картина» Анализ стихотворения А. Фета «После бури» Анализ стихотворения А. Фета «Это утро, радость эта…» Анализ стихотворения А. А. Фета «Еще майская ночь…» Анализ стихотворения А. А. Фета «На заре ты ее не буди» Восприятие, истолкование, оценка стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье» Основные мотивы лирики А. А. Фета Особенности стихотворений А. А. Фета «Фонтан» и Ф. И. Тютчева «Фонтан» (сопоставительный анализ). Сопоставительный анализ стихотворений «Поэтам» и «Поэт и Гражданин»