Лирика

Александр Сергеевич Пушкин


Сочинения
27 сочинений

«Тема любви в лирике А. С. Пушкина»

Сочинение

Поэты смертны, их стихи о любви — нет…

План.

1. Тема любви — одна из важнейших тем в творчестве Пушкина.

2. Любовная лирика Пушкина:

1) стихотворение «"К***" - виртуозное сочетание простоты и философской глубины;

2) «На холмах Грузии…» — «легкая» зарисовка, исчерпывающе передающая эмоциональное состояние влюбленного человека.

3. Любовная лирика учит нас ценить чувство любви, которое является смыслом жизни каждого человека.

Тема любви — одна из важнейших тем в творчестве А. С. Пушкина. Именно любовь вдохновляла поэта на творчество и на жизнь. Поэтому в стихотворениях, посвященных этой теме, рассматриваются и решаются все проблемы бытия — от философских до бытовых.

Стихотворение Пушкина «К***" - образец гениальной любовной лирики. Оно было написано в 1825 году. Считается, что оно посвящено Анне Петровне Керн (1800 — 18790).

Стихотворение написано в жанре послания. Об этом говорит и его название — «К***". Оно посвящено возлюбленной, которая всколыхнула в лирическом герое все самое светлое, настоящее, возродила его к жизни.

Основная мысль стихотворения заключается в том, что в лирической героине для поэта сосредоточена сама жизнь. Без нее, без ее обаяния, молодости, красоты, лирический герой потерял ощущение прелести жизни. Он больше не чувствовал «божества, вдохновенья, слез, жизни, любви». И только с новым появлением героини поэт почувствовал, что он живет, он вновь возродился к жизни.

Соответственно, эмоциональную окраску стихотворения можно охарактеризовать как светлую, лирическую, возвышенную, жизнеутверждающую.

Стихотворение построено как описание жизни героя, освященной двумя событиями: двумя встречами с лирической героиней. Первая встреча была для героя «чудным мгновением»:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Героиня стала для него опорой и поддержкой, она давала ему силы жить, преодолевать трудности, существовать.

Со временем чувство к девушке стало забываться, суета начала стирать из памяти ее черты, наконец, даже воспоминание о ней исчезло:

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

Но, уйдя из жизни героя, лирическая героиня забрала с собой что-то важное, жизненно необходимое, без чего существование теряет прелесть, остроту, даже смысл.

Но жизнь преподнесла герою подарок — еще одну встречу с лирической героиней. И все встало на свои места, жизнь вновь приобрела все оттенки, засияла всеми цветами радуги:

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Герой возродился к жизни, он вновь научился чувствовать, дышать полной грудью, наслаждаться жизнью.

Таким образом, в стихотворении можно выделить два основных образа — лирической героини и героя. Мы не знаем внешности героини, поэту важны ее внутренние характеристики, вдохновляющие его, дающие ему силы. Это «голос нежный», «милые черты», «небесные черты», «гений чистой красоты».

О герое мы узнаем, что жизнь его была нелегка, наполнена житейскими бурями, невзгодами, тягостными переживаниями. В стихотворении много автобиографических мотивов: есть здесь, например, и намек на ссылки поэта («В глуши, во мраке заточенья»). Свою жизнь герой делит на несколько периодов: встреча с лирической героиней, жизнь без нее, новая встреча с героиней.

Стихотворение «На холмах Грузии…» — яркий психологический эскиз состояния поэта, передающий импульсивную смену его чувств и настроений. Элегическое начало, в котором грусть и легкость, светлая печаль кажутся столь созвучными состоянию вечной, засыпающей природы, сменяется «моментальной фотографией» пробуждения бурного чувства — чувства любви:

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою…

Не умиротворенность ночи, а немолчный шум Арагвы, о котором сказано во втором стихе, созвучен любовному порыву, выраженному во второй части стихотворения. Сердце поэта вновь во власти воспоминания о далекой возлюбленной.

Таким образом, любовная лирика Пушкина — образец любовной лирики. Это признавали уже современники поэта. Она учит нас превыше всего ценить чувство любви, которое является смыслом жизни каждого человека.

Другие сочинения по этому произведению


«…Чувства добрые я лирой пробуждал… «(по лирике А.С. Пушкина) «Чувства добрые я лирой пробуждал» (лирика А.С. Пушкина) Анализ стихотворения «Зимнее утро». Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Заклинание» Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К Языкову» (1824) Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Вновь я посетил…» Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Пророк» Восприятие и истолкование стихотворения А. С. Пушкина «Пророк». Лирика Пушкина Любовная лирика А. С. Пушкина в период ссылки в Михайловском. Мое любимое стихотворение А. С. Пушкина. «Не дай мне бог сойти с ума…» (Восприятие. Истолкование. Оценка.) О стихотворении А. С. Пушкина «Телега жизни» Пейзажная лирика А. С. Пушкина Сопоставление стихотворений «Памятник» Державина и Пушкина Сравнение стихотворения А. С. Пушкина «Пророк» с библейской легендой Стихотворение А. С. Пушкина «К морю» (Восприятие, истолкование, оценка) Стихотворение А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (восприятие, истолкование, оценка). Стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро» Стихотворение А. С. Пушкина «Погасло дневное светило» (восприятие, истолкование, оценка) Стихотворение А. С. Пушкина «Пророк» (восприятие, истолкование, оценка) Тема любви и дружбы в лирике Пушкина Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина Человек и стихия в лирике А. С. Пушкина