Лирика

Александр Сергеевич Пушкин


Сочинения
27 сочинений

«Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Заклинание»»

Сочинение

Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Заклинание» — одно из наиболее известных произведений в любовной лирике поэта.

Оно было написано в 1830 году, в период Болдинской осени. Считается, что «Заклинание», как и написанное в то же время стихотворение «У берегов отчизны дальней», посвящено Амалии Ризнич; однако существует мнение, что первое связано с воспоминанием об умершей гречанке Калипсо Полихрони. Свидетельством этому может служить имя, которым окрещена умершая возлюбленная — Леила, имя, которым в пушкинских стихотворениях неоднократно была названа Калипсо.

Сквозь текст проступает основная мысль: любовь — длиннее жизни. В контексте пушкинского творчества это вполне закономерно; вспомним хотя бы строки из его стихотворения «Что в имени тебе моем…»:

Но в день печали, в тишине,

Произнеси его, тоскуя;

Скажи: есть память обо мне,

Есть в мире сердце, где живу я,

где столь же ясно прочитываема идея: любовь живет в сердцах любящих и после смерти одного из них. И «Заклинание» полно живой тоски, заклинающей любимую вернуться и проклинающей все, что свело ее в могилу.

Стихотворение проникнуто сильными переживаниями, сильными эмоциями; меж его строк читателю грезятся мрак и ночь. Обращение к загробному миру отбрасывает на слова тень мистицизма, погружает в «темные» ощущения романтического «безумия». Между тем в лирическом герое нет никаких противоречий, сомнений: после долгих мук он уверенно зовет «возлюбленную тень», не боясь того, что она может предстать чем-то ужасным, похожим на кошмар… Горячее и искреннее признание завершает стихотворение (что контрастирует с общей атмосферой холодного загробного мира, представленного в предыдущих строках): «Хочу сказать, что все люблю я, что все я твой…».

Интонация и смысл стихотворения полностью переносят нас в мир, далекий от материального. Это потусторонний мир ночи и тайны, слез и холода, отчужденный, мир образов, связующий со смертью и принадлежащий погубленной любви. Лирический герой обращается к реальности только в строках «…людей, чья злоба Убила друга моего…», но и там он отрицает жестокость человеческого общества.

В этом отчужденном мире выделить можно только два основных образа: лирического героя и его возлюбленной. Они-то и обозначены отдельно от всего реального, в стороне, как бы наедине, что ставится в прямое противоречие с тем, что они разлучены. «Возлюбленная тень» — явление туманное; оно описано многими словами, и описание сводится в одну строфу, вторую по счету. Можно предположить, что в этой строфе лирический герой характеризует ее следующим образом: изображает ее предсмертное состояние: «…Как ты была перед разлукой, Бледна, хладна, как зимний день, Искажена последней мукой…»; за этим следует строка «Приди, как дальняя звезда…», обозначающая возлюбленную лирического героя такой, какой она была для него при жизни (предположим, «звездой», которая осветила его жизнь); любовь потеряна, ее нельзя найти в физическом обличье, — это подчеркнуто словами «…Как легкий звук иль дуновенье…». И последняя характеристика — «ужасное виденье» — как дань устоявшейся традиции представлять усопших в виде наводящих страх призраков. Во всех этих строках использовано одно и то же сочетание тропов — эпитет и сравнение (причем в соседних стихах это — антитеза), чем достигается эффект полной завуалированности Леилы как художественного образа.

Лирический герой — «заклинатель» — поглощен отнюдь не размышлениями о жизни и смерти, тайнами загробной жизни; его внимание занято даже не собственной болью потери («Зову тебя не для того … чтобы изведать тайны гроба, Не для того, что иногда Сомненьем мучусь…»), но признанием в любви, чувством к умершей женщине.

Здесь большую роль играет форма стихотворения, соответствующая выбранному поэтом названию. В связи с этим заглавие частично выступает как производное от глагола «заклинать» (это мольба) — лирический герой просит друга прийти; но мистицизм и структура придают ему значение магических слов. «Заклинание» Пушкина, как магическая формула, имеет жесткий каркас, структура текста достаточно строга (что не мешает строкам быть художественно образными и гармонично слитыми в единое произведение). К примеру, каждую из трех строф можно разбить на два четверостишия, в первом из которых рифма перекрестная, а во втором — кольцевая; кроме того, первые строки этих четверостиший попарно имеют заметное сходство, словно отображая или дополняя друг друга («О, если правда, что в ночи…» и «О, если правда, что тогда…»; «Явись, возлюбленная тень…» и «Приди, как дальняя звезда…»; «Зову тебя не для того…» и «Не для того, что иногда…»). Ярко выделяются также повторяющиеся в каждой строфе последние слова — призыв: «сюда, сюда!..». В каждой строфе после этого призыва различны знаки препинания — восклицательный знак, восклицательный знак и многоточие, многоточие. С последним многоточием остается некоторая недомолвка: возможно, это чувство безнадежности (все-таки загробный мир остается недоступным для человека; и по ночам, когда «лунные лучи скользят на камни гробовые», могилы не пустеют… что, однако, лирическим героем поставлено под сомнение).

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, что придает словам легкость; однако применение ассонанса, обилие прилагательных, пропуски ударений и переносы делают строки более напевными. В общем произведение оставляет за собой сильные эмоции. Все гармонично, прекрасно сложено; стихотворение просто красиво, пленит душу образами и музыкой слова, великолепием русской речи.

Впрочем, это не является примечательным. Талантливое стихотворение талантливого поэта, великого русского гения, не может оставить равнодушным — оно покоряет читателя с первых строк, как и многие другие произведения Александра Сергеевича Пушкина.

Другие сочинения по этому произведению


«…Чувства добрые я лирой пробуждал… «(по лирике А.С. Пушкина) «Чувства добрые я лирой пробуждал» (лирика А.С. Пушкина) Анализ стихотворения «Зимнее утро». Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К Языкову» (1824) Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Вновь я посетил…» Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Пророк» Восприятие и истолкование стихотворения А. С. Пушкина «Пророк». Лирика Пушкина Любовная лирика А. С. Пушкина в период ссылки в Михайловском. Мое любимое стихотворение А. С. Пушкина. «Не дай мне бог сойти с ума…» (Восприятие. Истолкование. Оценка.) О стихотворении А. С. Пушкина «Телега жизни» Пейзажная лирика А. С. Пушкина Сопоставление стихотворений «Памятник» Державина и Пушкина Сравнение стихотворения А. С. Пушкина «Пророк» с библейской легендой Стихотворение А. С. Пушкина «К морю» (Восприятие, истолкование, оценка) Стихотворение А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (восприятие, истолкование, оценка). Стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро» Стихотворение А. С. Пушкина «Погасло дневное светило» (восприятие, истолкование, оценка) Стихотворение А. С. Пушкина «Пророк» (восприятие, истолкование, оценка) Тема любви в лирике А. С. Пушкина Тема любви и дружбы в лирике Пушкина Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина Человек и стихия в лирике А. С. Пушкина