Стихотворения

Владимир Владимирович Маяковский


Сочинения
20 сочинения

«Тема назначения поэта в лирике В. В. Маяковского»

Сочинение

Писать стихи — невероятный талант, который дается не каждому. И этот дар божий имеет две стороны. Да, поэт имеет власть над словом, он способен с помощью рифм влиять на других. Но сколько эмоциональных усилий требуется для создания стиха!

Поэтический дар — это не преходящий талант, это особая организация души. «Бабочка поэтиного сердца» тонко чувствует и переживает события жизни, в самом обычном она видит удивительное, часто что-то преувеличивает, излишне драматизирует — этим настоящий поэт и отличается от простого человека. Там, где для одних «пустое слово», для творца — «крик тысячедневных мук».

Поэзия Владимира Маяковского предельно эмоциональна. В своей статье «Как писать стихи» он описывает процесс создания рифм и строк. Они постоянно «крутились» в его голове, поэт бубнил их на улице, записывал в бесчисленные блокноты, практически всё знал наизусть. Он писал о быте, о любви, об обществе — почти обо всем. И, конечно, особо его интересовала тема назначения поэта.

В своих стихах Маяковский указывает на необычность внутреннего мира поэта. Например, он может делать так:

Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

Но красота красотой, а в чем же смысл поэзии, каково назначение поэта?

В дореволюционном творчестве Маяковский видел назначение поэзии в подготовке общества к революции. Стихи — движущая сила, вдохновляющая массы, и на плечах искусства лежит ответственность за народное благополучие, к которому приведет революция:

А что, если я народа водитель и одновременно — народный слуга?

Класс гласит из слова нашего, а мы пролетарии, двигатели пера.

В этих строках еще больше чувствуется неотрывность Маяковского от народа. К чему талант, если он не приносит ничего хорошего, если он не движим великой целью? Такое искусство, ради эстетического удовольствия, поэт презрительно называл «чистым», аполитичным искусством, а его создателей — «Митрейками», «Кудрейками» и «балалаечниками». Вместе с тем, Маяковский не считает свою поэзию чем-то невероятным и возвышенным. Сам себя он определяет не самыми восторженными, но острыми словами:

Я, ассенизатор

и водовоз,

революцией

мобилизованный и призванный.

Поэт, по его мнению, это «горлан-главарь», «агитатор», которому не страшны «хребты веков» и «головы правительств». Ведь все это рано или поздно будет оправдано благополучной жизнью потомков в «коммунистическом далеко».

В стихотворении «Необычайно приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» назначение поэзии объясняется простыми словами:

Светить всегда,

светить везде,

до дней последних донца,

светить —

и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой —

и солнца!

Здесь поэт сравнивает себя с солнцем, без которого невозможно жить. Светило иногда устает светить, но оно обязано каждое утро вставать и давать людям свет. Так же и поэт — наделенный талантом, он должен нести духовное озарение в народные массы, в «серый хлам» мира. Не случайно здесь поэт сравнивает поэзию с солнечным светом, а самого поэта — с солнцем, которое снизошло с неба. Это отсылает читателя к языческим поверьям славян: одним из самых главных богов в славянском пантеоне был Ярило. Словом, поэт достоин поклонения, конечно, если он умеет «светить».

«Эти слова приводят в движение тысячи лет миллионов сердец», — провозглашает Маяковский. Значит, вот оно, истинное значение поэзии — вдохновлять, двигать, побуждать к действию, «реветь медногорлой сиреной». На плечах поэта — огромная ответственность, ведь он должен делать то, за что обычно не платят. Но поэт платит огромную цену за свой талант:

Поэт

всегда

должник вселенной,

платящий

на горе проценты и пени.

Из стихов Маяковского мы видим, что он отводит поэзии огромную роль в жизни общества. Служить людям, верить в завтрашний день и «заражать» этой верой других — вот настоящая сущность поэзии. Маяковский навсегда связал себя с поэзией, таков был его выбор:

Видите —

Гвоздями слов

Прибит к бумаге я.

Другие сочинения по этому произведению


«Гримасы быта» в сатирической поэзии В. В. Маяковского Анализ стихотворений В. Маяковского «Блэк энд Уайт» и «Бруклинский мост» Анализ стихотворения В. В. Маяковского «Бродвей» Анализ стихотворения В. В. Маяковского «Нате!» Анализ стихотворения В. В. Маяковского «Послушайте!» Анализ стихотворения В. В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно» Анализ стихотворения В. Маяковского «Нате» Изображение революции в творчестве Блока, Есенина, Маяковского Лирический герой ранней поэзии В. В. Маяковского Любовная лирика Есенина и Маяковского Образ бунтаря в поэзии Маяковского. Образ героя-бунтаря в поэзии В. В. Маяковского Образ поэта в лирике Маяковского Поэт и революция в лирике В. В. Маяковского Своеобразие взгляда Маяковского на сущность поэзии. Тема поэта и поэзии в лирике В. Маяковского Тема противостояния героя и толпы в ранней поэзии В. В. Маяковского Тема революции в поэзии В. Маяковского Тема родины в творчестве Блока, Маяковского, Есенина.