Стихотворения

Владимир Владимирович Маяковский


Сочинения
20 сочинения

«Анализ стихотворения В. В. Маяковского «Послушайте!»»

Сочинение

Лирика В. Маяковского поражает, прежде всего, своей силой, мощной энергетикой. Радуется ли его лирический герой или горюет — все это он делает «наразрыв», предельно искренно и сильно.

Лирический герой Маяковского — человек с тонкой, ранимой душой, переживающий не только за себя, но и за все существа в этом мире. Он ратует и готов бороться за счастье людей, за справедливость, за свет.

Особенно ярко эти черты поэзии Маяковского проявляются в его ранней лирике. Пример тому — стихотворение «Послушайте!», написанное в 1914 году. За конкретной, казалось бы, ситуацией кроется глубокое философское обобщение, как всегда бывает у Маяковского.

Лирический герой выступает здесь в двух ипостасях — рассказчика и действующего лица. Про кого он говорит в третьем лице — про себя или про другого человека? Мне кажется, про человека вообще. Ведь каждому из нас нужно, чтобы «каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда».

Стихотворение публицистично по своей форме: оно построено как обращение, очень эмоциональное и сильное. По сути, это крик души лирического героя. К кому он обращен? Я думаю, ко всему миру — к людям, к самому Господу Богу. Так кричит человек в большом отчаянии, не находя ответы на свои вопросы, пытаясь найти помощь:

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают —

значит — это кому-нибудь нужно?

Значит — кто-то хочет, чтобы они были?

Значит — кто-то называет эти плевочки

жемчужиной?

В этом своеобразном вступлении поэт начинает раскрывать метафору, на которой построено все стихотворение. Маяковский обращается к «детскому» вопросу: «Кто зажигает звезды на небе?» и пытается понять — действительно, кто? И если этот кто-то их зажигает, значит, в этом есть смысл. Значит, есть смысл в существовании планеты, над которой горят звезды, и в существовании людей, населяющих эту планету. Таким образом, постепенно звезда становится символом чего-то высшего, светлого — надежды, смысла бытия.

В основной части стихотворения, которая сюжетна по своей форме, показывается вся важность для лирического героя (и любого человека) наличие этой «звезды» в жизни. Ради того, чтобы она не угасала, герой добирается до самого Бога. Страх маленького человека остаться без звезды автор передает с помощью метафоры «надрываясь в метелях полуденной пыли». Герой боится, что он опоздал, умоляет Творца:

просит —

чтоб обязательно была звезда! -

клянется —

не перенесет эту беззвездную муку!

Любопытно, что этот визит к Господу (мне кажется, что это тоже метафора. Так Маяковский обозначает внутреннее обращение каждого человека к высшим силам в момент отчаяния) поэт рисует очень официально, даже официозно. Лирический герой как будто попадает к нему в кабинет, целует его руку. Бог изображен очень схематично и «очеловечено» — мы видим лишь его «жилистую руку».

Но, вероятнее всего, Господь не дает никакого ответа на просьбу лирического героя. Ему остается лишь надеяться. Именно поэтому после он, в ожидании, нервничая, обращается к кому-то:

«Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Да?!»

К кому обращены эти слова лирического героя? К кому-то постороннему или к самому себе? Этим внутренним монологом поэт передает положение человека в мире — одинокого, маленького, неуверенного в завтрашнем дне. Ему так необходимо, чтобы звезды загорались каждую ночь. И поэтому отчаянные вопросы героя, являющиеся заключением стихотворения:

Послушайте!

Ведь, если звезды

зажигают —

значит — это кому-нибудь нужно?

Значит — это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?! -

являются риторическими. Конечно, необходимо, чтобы звезды горели. Это огонек надежды, который поддерживает жизнь каждому из нас.

Таким образом, композиция стихотворения является кольцевой: во вступлении лирический герой задает вопросы, а в заключении дает ответ на них.

Произведение насыщено средствами художественной выразительности, главными из которых являются эпитеты и метафоры: «звезды — плевочки», «метели пыли», «полуденной пыли», «беззвездная мука», «над крышами загоралась хоть одна звезда» и т. д.

Кроме того, стихотворение наполнено восклицательными предложениями и риторическими вопросами, повторами:

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают —

значит — это кому-нибудь нужно?

Значит — кто-то хочет, чтобы они были?

Значит — кто-то называет эти плевочки

жемчужиной?

Знаменитое построение фраз «лесенкой» позволяет Маяковскому выделить значимые слова, сделать акцент на важных фразах.

Другие сочинения по этому произведению


«Гримасы быта» в сатирической поэзии В. В. Маяковского Анализ стихотворений В. Маяковского «Блэк энд Уайт» и «Бруклинский мост» Анализ стихотворения В. В. Маяковского «Бродвей» Анализ стихотворения В. В. Маяковского «Нате!» Анализ стихотворения В. В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно» Анализ стихотворения В. Маяковского «Нате» Изображение революции в творчестве Блока, Есенина, Маяковского Лирический герой ранней поэзии В. В. Маяковского Любовная лирика Есенина и Маяковского Образ бунтаря в поэзии Маяковского. Образ героя-бунтаря в поэзии В. В. Маяковского Образ поэта в лирике Маяковского Поэт и революция в лирике В. В. Маяковского Своеобразие взгляда Маяковского на сущность поэзии. Тема назначения поэта в лирике В. В. Маяковского Тема поэта и поэзии в лирике В. Маяковского Тема противостояния героя и толпы в ранней поэзии В. В. Маяковского Тема революции в поэзии В. Маяковского Тема родины в творчестве Блока, Маяковского, Есенина.