Стихотворения

Михаил Юрьевич Лермонтов


Сочинения
31 сочинение

«За что я люблю поэзию М. Ю. Лермонтова»

Сочинение

М. Ю. Лермонтов — гениальный поэт и писатель, творивший в 20- 30-ые годы 19 столетия. Эти годы были нелегким периодом в жизни страны. Историк литературы Н. А. Котляровский писал: «Поэзия М. Ю. Лермонтова была самым ярким отражением тревожного времени в нашей жизни, и она с особенной силой выразила этот переходный момент в развитии нашего общественного самосознания…»

Творчество Лермонтова стало новым словом в истории русской литературы. Все оно было подчинено одной цели: самоанализу, попыткам самопознания, познания себя и своего поколения. Эта тема, в той или иной степени, проявляется во всех произведениях Лермонтова. И эта тема очень близка мне. Переживания, мысли и чувства героев этого поэта созвучны моим размышлениям о себе и окружающем мире.

Одним из самых ярких произведений в этом плане, на мой взгляд, является стихотворение «Дума», написанное в 1838 году. Его можно считать программным в творчестве поэта.

Горечь и боль за поколение, которому суждено жить в безрадостной действительности, отнимающей у человека возможность действия, борьбы, звучит в «Думе». У поколения поэта отнята возможность деятельного участия в жизни, оно обречено быть всего лишь наблюдателем. У него нет ясных идеалов. Поэт говорит о противоречии между внутренними силами, жаждой жизни и невозможностью все это осуществить. Это противоречие накладывает неумолимый отпечаток на сам облик поколения, иссушает его душу, подрывает энергию и цельность чувств:

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

Лермонтов делает горький вывод о том, что его поколение ничего не оставит в истории. Про современников поэта забудут, не будут вспоминать ни добрым словом, ни плохим. А что может быть хуже равнодушия и безразличия?

Стихотворение «Как часто пестрою толпою окружен…» продолжает тему размышлений поэта над судьбами современников. В нем поэт воссоздает картину высшего общества, которое он презирает:

Как часто пестрою толпою окружен,

Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,

При шуме музыки и пляски,

При диком шепоте затверженных речей,

Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски…

Лирическому герою крайне неприятен и чужд этот псевдомир пустых людей, ходячих мертвецов. К сожалению, это касается всех, даже женщин:

Когда касаются холодных рук моих

С небрежной смелостью красавиц городских

Давно бестрепетные руки…

Ничего, кроме скуки и отвращения, не испытывает автор к людям «высшего света». Внешне красавицы, а внутренне похожие на кукол-марионеток, отвратительны женщины на этом балу. Их нарочито небрежная кокетливость способна лишь только раздражать. Каждый их жест давно отрепетирован перед зеркалом и не содержит в себе ни капли живых эмоций. Руки этих женщин «давно бестрепетны», не знают ни волнения чувств, ни смущения. Ничто в этом мире не способно их удивить. Эти городские красавицы знают себе цену и ложно предполагают, что никто не способен устоять перед их «очарованием».

Лирический герой Лермонтова — это, во многом, портрет его современников. Это гордая, одинокая личность, противопоставленная миру и обществу. Одиночество — вот основная его черта. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви, ни в дружбе, ни в отчизне.

В стихотворении «И скучно, и грустно», написанном поэтом в 1840 году, внутренние противоречия определены сразу же. Мотив одиночества, «красной нитью» проходящий через все произведение, подводит к скептическому сознанию бренности жизни. Она оказывается всего лишь «пустой и глупой шуткой». Рядом с мотивом одиночества присутствует еще один мотив. Если раньше одиночество романтического героя рассматривалось как естественная позиция избранной личности, то теперь во внутреннем мире герой не видит никаких идеалов:

Любить… но кого же?.. на время — не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа

И радость, и муки, и все там ничтожно…

Желания, любовь, страсти, то есть те переживания, в которых герой хотел бы найти себя и найти смысл жизни, отвергаются из-за их временности, конечности, а не потому, что они не представляют для него никакой ценности.

Лермонтов одновременно и переживает, и выражает свои переживания. Внутренний монолог героя способствует раскрытию его противоречий, через которые выражается противоречие жизни вообще.

Лермонтов — мой самый любимый поэт, которого я чувствую и понимаю до мельчайших деталей, интонаций, подробностей. Его метания, поиски и разочарования, пафос творчества этого художника очень близки моей душе. Именно за это я и люблю все творческое наследие М. Ю. Лермонтова и его лирику, в частности.

Другие сочинения по этому произведению


«Люблю я цепи синих гор» (по поэзии М. Ю. Лермонтова) «Пушкинские» традиции лирики М. Ю. Лермонтова Анализ стихотворения «Дума». Анализ стихотворения «К***" («Я не унижусь пред тобою…») Анализ стихотворения «Молитва» Анализ стихотворения «Три пальмы». Анализ стихотворения Валерик Анализ стихотворения Лермонтова «Дума» Анализ стихотворения Лермонтова М. Ю. «Парус» Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта» (восприятие, истолкование, оценка) Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Сон». Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Три пальмы» Восприятие, истолкование, оценка стихотворения М. Ю. Лермонтова «Дума» Идейная взаимосвязь стихотворений М. Ю. Лермонтова «Дума» и «Бородино» Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» Лермонтов в моей жизни Мое знакомство с Лермонтовым Мотивы лирики М. Ю. Лермонтова и проблематика романа «Герой нашего времени». Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова Пейзажная лирика М. Ю. Лермонтова Пророк Пушкина и Лермонтова Раздумья М. Ю. Лермонтова над судьбами своего поколения Романтизм на примере стихотворения «Ангел» М. Ю. Лермонтова Сопоставление стихотворений Некрасова и Лермонтова Сравнение стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина» и А. А. Блока «Россия» Сравнительный анализ стихов А. С. Пушкина «Туча» и М. Ю. Лермонтова «Тучи» Стихотворение «Пророк» А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Завещание» (восприятие, истолкование, оценка) Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен…». Истолкование и оценка. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «К Сушковой» («Вблизи тебя до этих пор»)