Пигмалион

Джордж Бернард Шоу


Краткое изложение
Читается примерно за 8 минут
Сочинения
29 сочинений

«Мои размышления над пьесой Б. Шоу «Пигмалион»»

Сочинение


Творчество Б. Шоу побуждает читателя к раздумьям по многим причинам. Прежде всего потому, что сами произведения драматурга - это «интеллектуальные пьесы», или «пьесы-дискуссии» -так определили их направление критики. Прочитав «Пигмалион» Б. Шоу, я могу аргументировано с критиками согласиться. Это произведение на самом деле является отображением конфликта идеологий, произведением интеллектуальным, в основе которого - конфликт идей, взглядов, а не просто спором между отдельными людьми-персонажами. Как на меня, большое значение для понимания произведения имеет его название, а затем - и мифологический сюжет, как его переосмыслил художник. Всем известен миф о Пигмалионе, который создал скульптуру прекрасной женщины и сам влюбился в нее. По просьбе Пигмалиона, сама Афродита оживила статую - и со статуи явилась девушка Галатея. В чем-то сюжет мифа похож на сюжет Б. Шоу, но я вижу и много отличий. В конце концов, профессор фонетики Хиггинс, который учит правильному произношению Элизу Дулитл, определенным образом создает из цветочницы настоящую леди. Но то, что прячется за этим фабульным действием, совсем не похоже на соответствующие мифологические мотивы.

Действие драмы разворачивается вокруг профессора Хиггинса и цветочницы (т.е. человека из наиболее низких пластов лондонского общества) Элизы Дулитл. Конфликт в этом произведении - филологический. Профессор заключает пари с полковником Пикерингом, утверждая, что сможет научить Элизу произношению так, что никто не отличит ее от герцогини. Но обучение, которым интересуется и сама Элиза, происходит взаимно. Пока профессор учит свою ученицу языку, она учит его человечности. Об этом свидетельствуют последние сцены произведения, а именно - монолог Элизы, в котором она называет профессора неопрятным, грубым и т.п. Эти слова не просто поражают и приводят в удивление Хиггинса, но и побуждают его к раздумьям, изменяют его. Итак в пьесе есть не один Пигмалион, который лепит скульптуру. Может, это совсем не профессор, а обычная цветочница? Возможно, и так. Но более всего мне нравится другой ответ на вопрос «кто именно в этой драме является Пигмалионом?», и ответ этот такой: собственно, где сам автор возникает перед нами мифическим героем, который лепит, изменяет, создает. Б. Шоу, что поставил новые границы драмы, изменил художественные приемы, нарушил другие проблемы, - вот кто настоящий творец. Он изменяет общество. Своими интеллектуальными драмами автор разрушает постоянные, но бессодержательные стереотипы. Призывает посмотреть на них по-новому и посудить: то что определяет уровень человека - рождение, принадлежность к определенной социальной прослойке или уровень образования, эрудиция, духовность?




В произведении Элиза Дулитл, одна из многих девушек лондонских низов, оказывается в высочайших прослойках общества. Но это не является сказкой о Золушке. Так как такие изменения не стали подарком судьбы: Элиза училась и работала над собой, пусть эту работу сопровождали многочисленные нюансы и курьезы, а временами и неприятности. Б. Шоу - человек невероятного чувства юмора, оптимизма и, конечно, литературного таланта. Но он - большой гуманист. Так как именно личность человека становится для драматурга ценностью. Права человека, его перспективы, его возможности, в понимании писателя, должны зависеть от самого человека, а не от его происхождения. Бернард Шоу в своих произведениях часто парадоксален. В пьесе «Пигмалион» указывает на ту пропасть, которая фактически разделяет богатых и бедных. Ну разве не парадоксально? Разве те социальные стереотипы, которые сложились в обществе того времени, а кое-где бытуют и сейчас, не являются настоящими парадоксами?! И Б. Шоу на самом деле побуждает задуматься.

Парадоксальность, гуманизм и оптимизм, особый конфликт идеологий, дискуссии между героями, которые характеризуют их больше, чем поступки. Но же есть еще что-то, что и принадлежит настоящему искусству, - что-то неуловимое, какие-то подтексты, впечатления, детали. Произведения Б. Шоу не дают читателю правильных ответов. Но помогают ставить правильные вопросы! Парадокс? Нет, искусство…

Другие сочинения по этому произведению


Готовое сочинение по пьесе Б. Шоу «Пигмалион» Хиггинс - характеристика литературного героя "Двое мужчин и одна глупая девушка" (По пьесе Б. Шоу "Пигмалион") Интеллектуальное и моральное превращение Элизы Дулитл Элиза Дулиттл героиня Б.Шоу «Пигмалион» Характеристика образа главной героини в пьесе «Пигмалион» Элиза Дулиттл - характеристика литературного героя Ожившая Галатея или Пьеса «Пигмалион» Он так и остался холодным обломком около горячего сердца девушки Счастье почувствовать себя человеком. Произведение по пьесе Б. Шоу «Пигмалион» Рождение личности в пьесе «Пигмалион» Бернарда Шоу (отзыв на спектакль) Миф о Пигмалионе и пьеса Б. Шоу Двое мужчин и одна глупая девушка История Элизы Дулитл Счастье ощутить себя человеком по пьесе Б. Шоу «Пигмалион» Путь Элайзы Дулитл к «волшебной леди» Судьба Элизы Дулиттл (По произведению Б. Шоу "Пигмалион") «Пигмалион» Шоу: герои, замысел, символы Эксперимент профессора Хиггинса (по пьесе Б. Шоу «Пигмалион») «Осовременивание» античного мифа в пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион» Судьба Элизы Дулиттл Мифологическая основа комедии «Пигмалион» Сравнение образов Хигинса и Дулитла в произведении «Пигмалион» Античный миф в пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион» Прошлое, настоящее и будущее Элизы Дулиттл (По пьесе Б. Шоу "Пигмалион") Прошлое настоящее и будущее Элизы Дулиттл Аспекты к изучению пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион» Герой «романа в пяти действиях» Шоу «Пигмалион»