Дама с собачкой

Антон Павлович Чехов


Краткое изложение
Читается примерно за 4 минуты
Сочинения
22 сочинения

«“Дама с собачкой” и тема любви в творчестве Чехова»

Сочинение


“Жена, как луна, не каждый день должна появляться на небосклоне”, — иронично писал Чехов в своем дневнике, но уделял огромное внимание миру сложных, зачастую непредсказуемых движений человеческой души и особенно чувству любви. Безусловно, любовь — самое светлое и прекрасное чувство, но жизнь в обществе накладывает на человека ограничения и запреты, призванные направить могучую стихию любви в спокойное семейное русло, где страсть узаконена и становится лишь одним из элементов повседневной жизни.

Во времена Чехова в России были очень сильны патриархальные представления о любви и браке. Считалось вполне нормальным жениться и выходить замуж не по любви, а по “разумному расчету”, либо по договоренности родителей, или из каких-то других соображений житейского здравого смысла.

Сейчас, когда так много свободы в любви, мы понимаем, что в этом был резон. Однако прожить без любви или же загнать в тесные рамки живое свободное чувство далеко не просто. Если человека, обделенного любовью, не поглощали целиком интересы практического или духовного свойства, то в какой-то момент он с мучительной остротой и болью ощущал бессмысленность и бесцельность жизни. Ему становилось страшно и скучно жить лишь для того, чтобы, по словам Пушкина, “благополучно скончаться посреди детей, плаксивых баб, да лекарей”.

Вот и герои рассказа Чехова “Дама с собачкой” живут спокойной и размеренной жизнью, которая уже давно определилась, приобрела вполне завершенную форму, а в перспективе у них — медленное старение. В их жизни нет места сильным страстям, в ней ничего не происходит. Скучно! Героиня едет на море лишь потому, что в обществе принято ездить на море. Она, как сотни других праздных, старательно отдыхающих женщин, исполняет предписанный ритуал: прогуливается по набережной, греется на солнце, дышит полезным морским воздухом.


Нечего удивляться тому, что главный герой, Гуров, живет так же размеренно и скучно. Правда, он время от времени позволяет себе “маленькие шалости”, чтобы как-то скрасить свои унылые серые будни в семье, которая всегда была ему чужой. Он изменяет жене, которую не любит, да и никогда не любил, женившись, скорее всего, чтобы быть “как все”. Его измены — отнюдь не романтические приключения, они — часть все того же рутинного порядка.


Курортная любовная связь Гурова и Анны Сергеевны представляется обоим чем-то случайным и мимолетным, хотя женщина впервые изменила мужу и искренне переживает это. Тем не менее, этот “южный” роман вносит в их существование оживление: их, словно детей, привлекает то, что их связь относится к сфере запретов, над ней тяготеет притягивающее понятие “нельзя”, и они не задумываются о последствиях.

Любовники не сразу замечают, что эта как будто ни к чему не обязывающая игра постепенно перерастает в серьезное чувство, а время летнего отдыха уже подошло к концу. Хотя им и жалко расставаться друг с другом, они уверены, что справятся с собой и забудут приятный курортный роман. Но зародившаяся любовь сильнее их, в общем-то, слабых и безвольных людей. Гуров ничего не может с собой поделать и отправляется в городок, где живет его “дама с собачкой”. Он ни на что не надеется, но при встрече с Анной Сергеевной узнает, что и она тосковала по нему, тщетно пытаясь его забыть.

“Что же здесь возвышенного?” — спросите вы. Гениальность Чехова в том, что он с потрясающей убедительностью показывает нам любовь самых обыкновенных и ничем не примечательных “маленьких людей”. Они — заурядные и, в общем-то, скучные люди. Они не в силах совладать ни с любовью, ни с жизнью, и их связь так и остается обычной связью, ибо они не в состоянии ни разорвать свои отношения, ни вступить друг с другом в законный брак. Гуров боится своей жены, а Анна Сергеевна не хочет ранить своего мужа. Однако на самом деле не это главное: мы понимаем, что их обоих удерживает страх изменить привычный образ жизни. Они продолжают время от времени тайком встречаться, чтобы “урвать” у жизни крупицу счастья, но это счастье искусственно.

Конец рассказа не показывает читателю, как любовь его героев неуклонно погружается в болото пошлой повседневности, но об этом нетрудно догадаться, поскольку рассказанная им история не может иметь конца. Это — своего рода “дурная бесконечность”, ибо ни Гуров, ни Анна Сергеевна ни к чему не стремятся, жизнь их не наполнена смыслом. А ведь если бы они не оказались заурядными, если бы они не были так слабы, их любовь могла бы подарить им счастье на всю жизнь.

Другие сочинения по этому произведению


Размышляя над рассказом А. Чехова «Дама с собачкой» Размышляя над рассказом А. П. Чехова «Дама с собачкой» Тема любви в рассказе А. П. Чехова «Дама с собачкой» Анализ рассказа А.П. Чехова "Дама с собачкой" Сочинение по повести Чехова «Дама с собачкой» Момент прозрения — в любви Как мы можем охарактеризовать жизнь Дмитрия Гурова и Анны Сергеевны героев рассказа «Дама с собачкой» до их встречи Сюжет и главная героиня произведения Чехова "Дама с собачкой" Главный герой рассказа «Дама с собачкой» Дмитрий Дмитрич Гуров Обновляющая сила любви в рассказе Чехова «Дама с собачкой» Тема любви в рассказе Чехова «Дама с собачкой» ВНУТРЕННИЙ МИР ГЕРОЕВ РАССКАЗА А. П. ЧЕХОВА «ДАМА С СОБАЧКОЙ» Сочинение по рассказу А. П. Чехова «Дама с собачкой» О рассказе «Дама с собачкой» Главная героиня произведения Чехова «Дама с собачкой» Анна Сергеевна главная героиня произведения Чехова «Дама с собачкой» Чехов о любви и счастье человека в рассказе «Дама с собачкой» Художественные детали в рассказе «Дама с собачкой» Герои рассказа Чехова «Дама с собачкой» А. П. ЧЕХОВ О ЛЮБВИ И СЧАСТЬЕ ЧЕЛОВЕКА В РАССКАЗЕ «ДАМА С СОБАЧКОЙ» Размышление по рассказу А. П. Чехова «Дама с собачкой»