Старик и море

Эрнест Хемингуэй


Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
33 сочинения

«Торжество жизни (по повести Э. Хемингуэя «Старик и море»)»

Сочинение

Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить.

Э. Хемингуэй. Старик и море

Время — самый строгий судья и самое трудное испыта­ние подлинной ценности того, что создал за свою жизнь писатель. Э. Хемингуэй с честью выдержал это испытание временем, его книги по-прежнему волнуют нас и заставля­ют переживать, задумываться над затронутыми в его твор­честве проблемами.

Для меня незабываемой стала повесть Э. Хемингуэя «Старик и море». Эта книга не только о старом кубинс­ком рыбаке Сантьяго, которого писатель называет просто старик, и даже не о поединке старика с большой рыбой, которую он все-таки одолел, но не сумел сберечь. Это кни­га о «человеке, который не сдается», о его упорном стрем­лении к цели, о взаимосвязи всего в мире, о торжество жизни.

Восемьдесят четыре дня подряд Сантьяго ходил в море безуспешно — ему не удавалось поймать ни одной рыбы. Родители мальчика, помогавшего старику, сказали, что ста­рик невезучий и велели мальчику ловить рыбу на другой лодке. Но старик не унывал, не признавал своего пораже­ния: «Он и так никогда не терял ни надежды, ни веры в будущее, но теперь они крепли в его сердце, словно с моря подул свежий ветер».

Когда старик в очередной раз вышел в море, ему на крючок попалась огромная рыба-меч. Сильная и не жела­ющая сдаваться, она увлекает лодку рыбака далеко в море. Три дня и три ночи длится противоборство старика и боль­шой рыбы, и за это время успевает раскрыться чудесная, добрая, чистая душа рыбака, его понимание глубинных механизмов, движущих миром, его органичное слияние с природой.

В старике Сантьяго удивительно гармонично сочетают­ся смирение и гордость, пришедшие к нему с возрастом, с жизненным опытом. Но это смирение не слабого человека, поскольку оно не принесло с собой «ни позора, ни утраты человеческого достоинства», а его гордость — не гордыня зазнайки. Ощущая свою свободу и независимость, Сантья­го в то же время понимает, что он часть природы. Рыба, попавшаяся на его крючок, для старика не просто жертва или добыча, это равноправный соперник, вызывающий ува­жение и восхищение. Старик постоянно разговаривает с ней, обращаясь то как к другу, то как к врагу, потому что огромный марлин утащил лодку слишком далеко в море. У старика иссякли силы, закончились еда и вода, руки изрезаны леской, но он и не собирается сдаваться, потому что не умеет отступать: «Рыба, — позвал он тихонько, — я с тобой не расстанусь, пока не умру».Бесконечно утомленный, с рукой, сводимой судорогой, старый человек не приходит в отчаяние, не ощущает раздражения или гнева, которые были бы вполне объяс­нимы в его положении. Но все дело в том, что Сантьяго живет в мире, где есть гармония вечного круговорота природы, где каждое существо действует в соответствии с законами природы, со своим назначением. Человек хочет убить рыбу, чтобы выжить, рыба стремится побе­дить человека, и даже акулы занимают в этом мире свое место. Старик понимает это, и жизненная мудрость по­зволяет ему жить в гармонии с собой, сохраняя спокой­ствие и доброжелательность. Он гордится силой, мощью и красотой своей рыбы, но понимает, что выживет из них в конечном счете только один: «Рыба, я тебя очень люблю и уважаю. Но я убью тебя Прежде, чем настанет вечер».

Старик сумел одолеть рыбу, но ему не удалось довезти ее до берега, потому что на них напали акулы. Старик отбился от зубастых хищниц, но они успели съесть почти всю рыбу, привязанную к лодке. Спокойно и с достоин­ством принимает Сантьяго крушение своих надежд: «Кто же тебя победил, старик? — спросил он себя. — Никто, — ответил он. — Просто я слишком далеко ушел в море», И это спокойствие передается нам, потому что рыбак все рав­но вышел победителем в поединке, потому что он не чув­ствует себя опустошенным, потому что он не одинок — у него есть друг, мальчик.

Как бы мне хотелось научиться у героя повести Хе­мингуэя в любой ситуации сохранять согласие с самим собой и бесконечную веру в победу! И я уверен, эта книга — замечательный учитель.

Другие сочинения по этому произведению


Человек и природа (по повести Э. Хемингуэя "Старик и море") Человек и природа (по рассказу Э. Хемингуэя «Старик и море») (Первый вариант) Старик Сантьяго побежденный или победитель «Старик и море» — книга о человеке, который не сдается Анализ «Старик и море» Хемингуэя Главная тема романа Хемингуэя «Старик и море» Проблематика и жанровые особенности повести Э. Хемингуэя «Старик и море» Гимн человеку (по повести Э. Хемингуэя «Старик и море») Мужественный герой мужественного писателя (по повести Хемингуэя «Старик и море») "Человек создан не для того, чтобы терпеть поражения" (По повести Э. Хемингуэя "Старик и море") Сюжет и содержание повести притчи «Старик и море» Мир был взбудоражен великолепной повестью «Старик и море» Жизненный сюжет и содержание повести притчи Э. Хемингуэя «Старик и море» Особенности стиля Хемингуэя Как я понимаю подвиг старика рыбака в повести «Старик и море» Творчество Э. Хемингуэя после второй Мировой войны Герой повести Э.Хемингуэя «Старик и море» Смысл заключительного образа (львы) в повести «Старик и море» Человека невозможно победить на примере повести Хемингуэя «Старик и море» Повесть «Старик и море» и образ старого рыбака Значение символических образов произведения «Старик и море» Человек и природа (по рассказу Э. Хемингуэя «Старик и море») (Второй вариант) Экранизации повести Э. М. Хемингуэя «Старик и море» Символический смысл и глубокий философский подтекст повести притчи «Старик и море» «Старик и море» Хемингуэя повесть притча о человеке Философский характер повести «Старик и море» История создания повести «Старик и море» Философско-символическое содержание повести-притчи Хемингуэя «Старик и море» Повесть «Старик и море» или человек ни когда не сдается Сантьяго - характеристика литературного героя Понятие о повести притче Символика в повести Хемингуэя «старик и море»