Старик и море

Эрнест Хемингуэй


Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
33 сочинения

«Человека невозможно победить на примере повести Хемингуэя «Старик и море»»

Сочинение


Давным-давно на побережье Черного моря жили люди. Как их звали, сейчас уже никто и не помнит. Они были замечательными пахарями, скотоводами и охотниками. Осенью, когда заканчивались полевые работы, люди выходили на берег моря и устраивали большие праздники: пели, танцевали возле огромных костров. Развлечения заканчивались метанием стрел счастья. Если юноша мечтал стать охотником, он пускал стрелу в лес, если пастухом - стрелял в сторону стада, а если пахарем - в сторону поля. Смотреть на эти игры выходил из морских глубин - Нептун. Каждого раза, наблюдая развлечения молодежи, он говорил: Как люди не щеголяют своей силой, а меня боятся: никто не отважился пустить стрелу в сторону океана. Так как в море нет дорог и тропок. А волна более сильная, чем человек. Никто не отважится искать счастья в море. Однажды к костру вышли юноши. Они вдруг повернулись к морю и все, как один, пустили туда стрелы.

В 1952 году Хемингуэй написал философскую повесть «Старик и море», за которую получил Нобелевскую премию. Это произведение имело неслыханный успех, он был распродан за 48 часов в количестве 5 млн. 435 тыс. экземпляров. Много писателей названия своих произведений строят по принципу антитезы: «Красное и черное», «Война и мир», «Люди и звери». Хемингуэй писал: «Я старался дать настоящего старика и настоящего мальчика, настоящее море и настоящую рыбу, и настоящих акул. И как то мне удалось это сделать достаточно хорошо и правдиво, они, конечно, могут толковаться по-разному». Итак, в повести присутствует эффект айсберга. Говорят, что глаза - это символ души человека. Недаром на иконах Богоматерь рисуют с большими глазами. Которой же была душа Сантьяго? - «… глаза были цветом похожи на море, веселые глаза человека, который не сдается». А дальше в тексте находим такие слова: «Он и так никогда не терял ни надежды, ни веры в будущее, но теперь они крепли в его сердце, словно с моря подул свежий ветер».

Такого старика не могло выбить из равновесия то, что многих приводило в отчаяние. Вспомните того реального старика, который плакал из отчаяния, потеряв рыбу. И это дает основание Сантьяго сказать: «Я - необыкновенный старик». Сантьяго хотя и старый, но «крепкий орешек». Несмотря на свой преклонный возраст, старик и физически был сильным, закаленным человеком: «Эти удивительные плечи, могучие, несмотря на старость, да и шея была сильная, и теперь, когда старик спал, морщины были не так заметны».
Манолино считает Сантьяго наилучшим рыбаком, любит его, верит в его победу и сначала, и в конце. Это очень важно. «На свете немало хороших рыбаков, есть и просто замечательные. Но таких, как ты, нет нигде…» - говорит мальчик. Очевидно, человеку с чистой совестью и совестью могут сниться такие замечательные сны - снилось то, что он
любил: «Ему больше …не снились ни бури, ни женщины, ни великие события, ни состязания в силе, ни жена. Ему снились только далекие страны и львята, выходящие на берег. Словно котята, они резвились в сумеречной мгле, и он любил их так же, как любил мальчика».

Одинокость старика бросается в глаза лишь с первой точки зрения. И дело не только в том, что у него остается мальчик. Сантьяго все время старается избавиться от помощи малыша, так как привык давать себе совет сам. Итак, во взаимоотношениях с миром им руководит понятное и природное желание избегнуть повседневных напоминаний, что он старый и немощный. Да, Сантьяго одинокий. Однако эта одинокость особая: суть ее в том, что жизнь - трудная, сложная, и одолевать трудности человек вынужден преимущественно сама. Каждый обречен нести свой крест. Другое дело, что одни достойно принимают вызов жизни, а другие, к сожалению, оказываются слабыми, неспособными противостоять обстоятельствам.

Старик говорит о себе: «В бога я не верую». Но в экстремальных ситуациях обращается к молитве, знает Библию. Его постоянно тянет к высшему. Бог приоткрывается человеку в тягчайшие минуты. Ум этого не сознает, сознает душа. Итак, в критических ситуациях старика спасает вера. Вера приводит Сантьяго к смирению. «Он знал, что смирение пришло, не принеся с собой ни позора, ни утраты человеческого достоинства»

Старик - опытный рыбак. Не каждому по силам поймать такую рыбу. Сантьяго сам сознается, что преодолел ее хитростью, но это быстрее компетентность в своем деле, опытность. За направлением ветра он может прогнозировать погоду на несколько дней. Уже когда рыба была истерзана акулами, старик говорит: «Но человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. Человека можно уничтожить, но нельзя победить». Сантьяго мужественно соревнуется с акулами «Я и не рассчитывал, что могу их убить… теперь, в мои годы».

Другие сочинения по этому произведению


Человек и природа (по повести Э. Хемингуэя "Старик и море") Человек и природа (по рассказу Э. Хемингуэя «Старик и море») (Первый вариант) Старик Сантьяго побежденный или победитель «Старик и море» — книга о человеке, который не сдается Анализ «Старик и море» Хемингуэя Главная тема романа Хемингуэя «Старик и море» Проблематика и жанровые особенности повести Э. Хемингуэя «Старик и море» Гимн человеку (по повести Э. Хемингуэя «Старик и море») Мужественный герой мужественного писателя (по повести Хемингуэя «Старик и море») "Человек создан не для того, чтобы терпеть поражения" (По повести Э. Хемингуэя "Старик и море") Сюжет и содержание повести притчи «Старик и море» Мир был взбудоражен великолепной повестью «Старик и море» Жизненный сюжет и содержание повести притчи Э. Хемингуэя «Старик и море» Особенности стиля Хемингуэя Как я понимаю подвиг старика рыбака в повести «Старик и море» Творчество Э. Хемингуэя после второй Мировой войны Герой повести Э.Хемингуэя «Старик и море» Смысл заключительного образа (львы) в повести «Старик и море» Повесть «Старик и море» и образ старого рыбака Значение символических образов произведения «Старик и море» Человек и природа (по рассказу Э. Хемингуэя «Старик и море») (Второй вариант) Экранизации повести Э. М. Хемингуэя «Старик и море» Символический смысл и глубокий философский подтекст повести притчи «Старик и море» «Старик и море» Хемингуэя повесть притча о человеке Философский характер повести «Старик и море» История создания повести «Старик и море» Философско-символическое содержание повести-притчи Хемингуэя «Старик и море» Повесть «Старик и море» или человек ни когда не сдается Сантьяго - характеристика литературного героя Понятие о повести притче Символика в повести Хемингуэя «старик и море» Торжество жизни (по повести Э. Хемингуэя «Старик и море»)