Прощай, оружие

Эрнест Хемингуэй


Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
14 сочинений

«Сила личности»

Сочинение

Взрослые обычно любят много говорить по поводу воспитания детей. При этом обсуждаются различные вопросы: как воспитать ребенка правильно? Какой метод воспитания является наиболее действенным? Можно ли согласиться с тем, что хорошо воспитать своего ребенка легко может каждый человек?

По словам А. С. Макаренко, «правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». Поведение взрослого играет решающую роль в воспитании. Воспитывают ребенка не только тогда, когда с ним разговаривают, или поучают его, или приказывают ему. В воспитании нет перерывов, нет мелочей. Здесь важно все: как взрослый одевается, как разговаривает с другими людьми и о других людях, как радуется или печалится, как обращается с друзьями и врагами, как смеется, читает газету, находит выход из трудной жизненной ситуации, — все это для ребенка имеет большое значение. Малейшие изменения в интонации ребенок уже чувствует, все повороты мысли взрослого доходят до него невидимыми путями. Хорошо воспитать своего ребенка легко может каждый человек, если только он этого действительно захочет. Не нужно надеяться на какие-то воспитательные приемы или уловки. Нужно быть серьезным, доступным, последовательным и искренним. Надо предъявлять самые строгие требования прежде всего к себе. Нужно уметь уважать ребенка, а не оберегать его от жизни.

Какими же воспитательными принципами руководствовался герой новеллы Дж. Олдриджа «Последний дюйм» летчик Бен? Прожив сорок три года, Бен разочаровался в жизни. Он не мог больше зарабатывать на жизнь как профессиональный летчик. Не было счастья у Бена и в личной жизни: жена не любила его, а проблемами сына, десятилетнего Дэви, он никогда не интересовался. «Бену хотелось чем-нибудь порадовать мальчика, но за много лет ему это ни разу не удавалось, а теперь, видно, было поздно. Когда ребенок родился, начал ходить, а ПОТОМ СТАНОВИЛСЯ подростком, ВвИ почти постоянно бывал В полетах и ПОДОЛГУ пени дел сипа». Все бы так и продолжалось до конца дней Вена, если бы не резкий поворот судьбы, изменивший его устоявшееся представление о жизни.

По заданию телевизионной компании, платившей по тысяче долларов за каждые пятьсот метров фильма об акулах и тысячу долларов отдельно за съемку рыбы-молота, Бен вместе с сыном прилетел в бухту Акулью выполнять подводную съемку. Отец и не пытается воспитывать сына, он «совсем забыл о мальчике, и время от времени только давал ему распоряжения». Резким, повелительным тоном отвечает на вопросы ребенка, не замечая ни его страха, ни беспокойства.

Беда пришла неожиданно. Во время подводных съемок акула-кошка атаковала Бена. Обливаясь кровью, мужчина с трудом выбрался на поверхность. Понимая, что произошло, он попытался оценить ситуацию, «поглядел на руки и увидел, что правая почти оторвана совсем; он увидел мускулы, сухожилия, крови почти не было. Левая была похожа на кусок жеваного мяса и сильно кровоточила». В этот момент Бен начинает понимать, что переживает он уже не за свою жизнь: «если он умрет, мальчик останется один, а об этом страшно даже подумать... Мальчика не найдут вовремя в этом выжженном начисто краю, если его вообще найдут».

Бен постоянно теряет сознание, но, не теряя присутствия духа, ищет выход из создавшегося положения. Он понимает, что единственная надежда спастись и мальчику и ему — это заставить Дэви самостоятельно думать, уверенно делать то, что он должен сделать: «Надо было ощупью найти дорогу к объятому страхом незрелому сознанию ребенка».

Необходимо было добраться до самолета и заставить Дэви самого управлять машиной. Изменяется тон обращения отца к сыну. Бену нельзя совершать ошибку, нужно говорить с мальчиком, обдумывая каждое слово. Но главное условие — искренность и откровенность. Нет необходимости вникать «в психологию этого бледного, молчаливого, настороженного и слишком послушного мальчика», так как изначально самой природой заложено, что отец и сын должны понимать друг друга, и они должны преодолеть «последний дюйм», то есть то расстояние, что разделяет их.

Дэви достойно справился со своей задачей, ибо он был воспитан достойным отцом. Дэви сам поднял самолет в воздух, в нужный момент смог выровнять, держать нужные обороты мотора и скорость. Мальчик разбирался в картах, поэтому мог рассчитать курс. Но главная задача — посадить самолет.

Наступала решающая минута. Земля приближалась, а навстречу стартовал большой самолет. На последнем дюйме, отделявшем их от земли, страшно было и отцу и сыну.

Бен потерял самообладание, силился что-то крикнуть, но страх был слишком велик. Удар самолета о землю, рев еще не заглохшего мотора и... томительное ожидание. Ветер кружил самолет, он описал на земле круг, а потом замер — и наступила тишина. Дэви удалось посадить самолет на землю. Мальчик добился успеха не только благодаря своей смелости и сообразительности; перед ним был достойный пример для подражания его смелый, мужественный, отважный, искренний отец.

В жизни каждого человека бывают решающие минуты и остаются последние дюймы. Не ошибиться, сделать правильный выбор — одна из главнейших задач, разрешить которую помогает багаж, знаний и опыт, подаренный нам родителями. Родительская требовательность к себе, уважение к своей семье, личный пример — вот главные составные воспитания.

Другие сочинения по этому произведению


Роль диалога Антивоенный пафос в произведениях М. Ремарка И Э. Хемингуэя Сочинение-отзыв о романе Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!» Сюжет стихотворения «Прощай немытая Россия» Хемингуэй «Прощай оружие!» Эрнест Хемингуэй и его роман «Прощай, оружие!» Проблема потерянного поколения в романе «Прощай, оружие!» Сюжетное построение романа «Прощай, оружие!» Проблематика, основы драматизма Протест против войны в романе Хемингуэя «Прощай оружие!» Проза Э. Хемингуэя. Проблематика, основы драматизма Герой романа Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!» История создания романа Хемингуэя «Прощай, оружие!»