Прощай, оружие

Эрнест Хемингуэй


Краткое изложение
Читается примерно за 7 минут
Сочинения
14 сочинений

«Роль диалога»

Сочинение

Диалог — слово греческого происхождения, означает разговор между двумя или несколькими лицами. Диалог широко используется в художественной литературе, особенно в драматических произведениях, где он является основным способом характеристики персонажей. В больших эпических произведениях диалог играет дополнительную роль, как способ более глубокого раскрытия персонажей или развития сюжета. В маленьких эпических произведениях, особенно в новеллах, диалог имеет основное значение. Рассмотрим роль диалога в новелле Дж. Олдриджа «Последний дюйм».

В центре внимания автора новеллы — взаимоотношения двух родных людей, отца и сына, сорокатрехлетнего летчика Бена и десятилетнего мальчика Дэви. Взаимоотношения отца и сына изображают ся в развитии, что легко проследить, проанализировав диалоги персонажей.

В начале произведения главенствующая роль в диалогах принадлежит отцу Бену. Он не общается с сыном на равных, а выдает короткие реплики-приказы: «Не плачь! — приказал ему теперь Бен. — Нечего тебе плакать! Подыми голову, слышишь, Дэви! родными сейчас же!»; «Сядь прямо!»; «Смотри не подходи к воде!»; «И не кидай камни в воду...»; «Доставай из песка завтрак и приготовь его на брезенте под крылом, где тень. Кинь-ка мне большое полотенце»; «Если тебя стошнит, — сказал Бен, — пригнись пониже к полу, чтобы не запачкать всю кабину»; «Сядь прямо, — сказал он Дэви, — если хочешь научиться, как идти на посадку»; «...Принеси мне два зеленых мешка, которые стоят в машине, и прикрывай голову. Не хватало еще, чтобы ты получил солнечный удар!» Иногда отец забывает вообще о присутствии сына, о его нуждах и потребностях. Вспомним, к примеру, эпизод, в котором ребенка мучает жажда, а отец вспоминает, что взял с собой только пиво: «Ему претила мысль о том, что десятилетний ребенок будет пить пиво, но делать было нечего. Дэви откупорил бутылку, быстро отпил немножко прохладной горькой жидкости, но проглотил ее с трудом. Покачав головой, он вернул бутылку отцу».

Бен называет множество причин, оправдывая свое равнодушие к сыну, при этом виновным оказывается или кто-то другой, или внешние обстоятельства: сын родился поздно; воспитанием его должна была заниматься мать, ему нужно было заработать больше денег. При этом замалчивается главная причина — неумение и нежелание любить сына и заботиться о нем.

Общаясь с сыном, отец не пытается подбирать слова поделикатнее, предпочитая говорить десятилетнему мальчику правду. Например, Бен не распознает страх сына, грубо отвечая на его беспокойные вопросы о том, смогут ли их найти в этой безлюдной пустыне; «Никто не знает, что мы здесь, — сказал Бен. — Мы получили от египтян разрешение лететь в Хургаду; они не знают, что мы залетели так далеко. И не должны знать. Ты это запомни».

Характер диалогов меняется в драматический момент, когда атакованный акулами Бен, истекающий кровью, теряющий сознание, отчаянно борется за жизнь.

Желание во что бы то ни стало выжить вызвано переживанием и заботой о ребенке, ведь никто не найдет маленького мальчика в этой выжженной пустыне. Только сейчас отец позволяет себе употреблять ласковые слова в обращении к сыну. «Молодчина!», «малыш», «сынок», «хороший парень». Бен еще не знал, как найти подход к сыну, но понимал, что это необходимо. Десятилетнему мальчику предстояло выполнить дело чрезвычайно трудное!

Теперь отец не приказывает, а дает советы, обдумывая каждое слово. «В жизни можно сделать все что угодно, Дэви, — произнес он слабым голосом, — если только не надорвешься. Но надрывайся...& Теперь отец говорит еле слышно, а в голосе сына зазвучали нотки протеста и ярости — именно сейчас его раздражала мягкость отца, которой так не хватало ему раньше. Он уже осознал всю трагичность их положения, он уже понял, что сейчас должен быть сильным, от него зависят их жизни — его и отца. Во время страшного экстремального полета, заглушаемые ревом мотора, герои могут только кричать:

— Ветер! — кричал мальчик... Бен знал, что приближается последний дюйм и все в руках у мальчика...

Оставалась минута до посадки.

— Шесть дюймов! — кричал он Дэви; язык его словно распух от

Напряжения и боли, а из глаз текли горячие слезы. — Шесть дюймов, Дэви!.. Стой! Еще рано. Еще рано... — плакал он.

Тяжелое испытание преодолено. Дэви удалось посадить самолет. Вокруг наступила тишина. Тишина, которая резко пришла на смену гулу, шуму, крику, символизирует спокойствие и продолжение жизни: «Ах, какая тишина и какой покой! Он [Бен] слышал их, чувствовал всем своим существом; он вдруг понял, что выживет, — он так боялся умереть и совсем не хотел сдаваться ». Общее испытание закалило дух героев, оно открыло им путь к взаимопониманию, взаимоуважению, отец и сын поняли, как горячо любят друг друга.

В новелле Дж. Олдриджа «Последний дюйм» диалог играет очень важную роль, выступая основным способом создания и характеристики образов-персонажей.

Диалог — это вид устной речи, разговор двух или более лиц. В литературном произведении диалог является одной из основных форм речевой характеристики персонажей. В своей новелле «Последний дюйм» Джеймс Олдридж мастерски воспользовался этим средством, умело сочетая его с авторской речью, для более полного и яркого раскрытия идеи произведения и характеров своих героев.

Главные действующие лица произведения — отец и сын. Мальчику уже десять лет, но отец все эти годы был настолько занят своим любимым делом и добыванием денег на элементарные нужды, что упустил время. И теперь перед нами два человека, которые даже не знают, о чем говорить друг с другом в те редкие минуты, когда бывают вместе.

Отец смотрит на мальчика с раздражением, воспринимая его как обузу. А мальчик, привыкший к грубоватому тону отца, откровенно побаивается его, старается как можно реже обращаться к нему с вопросами и просьбами. Но общаться им все равно приходится. И именно диалогическая речь их наиболее полно характеризует. Интересно наблюдать, как меняется речь этих персонажей по ходу действия и какие перемены в отношениях отца и сына она отражает.

Профессиональный летчик Бен летит в бухту Акулью, чтобы снимать в море акул — за это обещали хорошо заплатить, а деньги ему очень нужны. Бен взял с собой сына. Поначалу реплики отца сухие, колючие, неласковые, словно его кто-то принуждает разговаривать с сыном, да и ответы сына такие же: «Если тебя стошнит, — пригнись пониже к полу, чтобы не запачкать всю кабину». — «Хорошо». — «Боишься?» — Немножко»; «Не плачь! Нечего тебе плакать! Подыми голову, слышишь, Дэви! Подыми сейчас же!.. Сядь прямо, если хочешь научиться, как идти на посадку». Дэви, в свою очередь, чувствовал, что «когда он о чем-нибудь спрашивал отца, голос у него сразу становился угрюмым: он заранее ожидал резкого ответа. Мальчик и не пытался продолжать разговор и молча выполнял то, что ему приказывали».

Но вот отец и сын прибывают в бухту Акулью, и мы видим, что сын не так уж и безразличен отцу, узнаем, что он даже хотел чем-нибудь порадовать Дэви. Узнаем, что Бен задумывается над причинами отчуждения, которое установилось между ними. И причина эта кроется в равнодушии жены, которое всегда вызывало в Бене «резкий, повелительный тон». Отцу становится жаль мальчика.

И находясь на грани жизни и смерти, превозмогая дикую боль, отец старается словами подбодрить сына, понимая, что десятилетнему ребенку предстоит выполнить дело нечеловеческой трудности.

Бен почти не сомневался, что умрет, но надежда спасти сына не позволяла ему сдаться раньше времени: «...протянуть до Каира и показать мальчику, как посадить самолет. Этого будет достаточно. На это он ставил единственную ставку, это был самый дальний его прицел». И в эти минуты, которые могли стать последними в его жизни, отец находил и мягкие интонации, и успокаивающий тон, и обнадеживающие слова. Именно в тех словах, с которыми он обращался к сыну в самые ответственные минуты, выразилось его истинное отношение к ребенку и осознание действительных ценностей жизни. Сын услышал отца, все понял, смог мобилизоваться. Он преодолел страх и неуверенность в своих силах. Он спас себя и подарил вторую жизнь отцу.

Я думаю, роль диалога в этой новелле можно понимать не только как форму и средство речевой характеристики персонажей, но и в более широком смысле: пускай поздно, пускай несчастный случай помог, но между отцом и сыном впервые состоялся настоящий диалог.

Другие сочинения по этому произведению


Антивоенный пафос в произведениях М. Ремарка И Э. Хемингуэя Сочинение-отзыв о романе Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!» Сюжет стихотворения «Прощай немытая Россия» Хемингуэй «Прощай оружие!» Эрнест Хемингуэй и его роман «Прощай, оружие!» Проблема потерянного поколения в романе «Прощай, оружие!» Сюжетное построение романа «Прощай, оружие!» Проблематика, основы драматизма Сила личности Протест против войны в романе Хемингуэя «Прощай оружие!» Проза Э. Хемингуэя. Проблематика, основы драматизма Герой романа Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!» История создания романа Хемингуэя «Прощай, оружие!»