Василий Тёркин

Александр Трифонович Твардовский


Краткое изложение
Читается примерно за 5 минут
Сочинения
114 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Тема родной земли в поэме А. Т .Твардовского «Василий Тёркин»»

Сочинение

Основное пространственное понятие «Тёркина» — топос России. Это имя собственное встречается в книге семнадцать раз — чаще, чем другие географические названия. При том, что мы не учитывали многократно встречающиеся определение «русский», слова «родина», «родная земля».

Россия как государство, как страна, как отчизна раскрывается в названиях российских городов, речь о которых заходит в книге. Помимо Москвы (7 раз), упоминаются Сталинград (2 раза), Клин (2 раза), Тула, Тамбов, Харьков, Ростов, Псков, Елец и даже «населённый пункт Борки» (о Смоленщине речь пойдёт особо). Солдаты постоянно вспоминают родные места: «Ну-ка ты, псковской, елецкий Иль ещё какой земляк...», гордятся ими: «Что вы,— вскинул головой, — Я как раз из-под Тамбова...» Города вспоминаются как рубежи, как места боёв: «Не Ростов им был, не Харьков, Населённый пункт Борки».

Один раз страна названа «Русь». Ни разу не встречается в «Василии Тёркине» название «Советский Союз», хотя есть Украина, Белоруссия, Кавказ. Что это не случайность, подтверждает глава «О потере». В середине главы Тёркин произносит, обращаясь к неудачливому бойцу, потерявшему кисет: Сколько лет живём на свете? Двадцать пять! А ты — кисет!

Это разговор ещё шутливый, разговор вращается пока вокруг солдатского быта. Но в конце главы Тёркин вполне патетически говорит о невозможности потерять «Россию, мать-старуху». И, вновь задавая недавний свой вопрос: «Сколько лет живём на свете?», отвечает на него уже иначе: Тыщу? Больше! То-то, брат!

Голос России в «книге про бойца» воплощает всё-таки не «социалистическую родину», а «родную землю». Россия определяется всё время через одну и ту же метафору: матушка, мать родная, мать, мать-старуха. В книге упоминаются советская власть, ЦК, Калинин, сельсовет. Всё это воспринимается как привычные и милые приметы родины, но защищает солдат всё-таки «Россию — мать-старуху».

Образ России-матери персонифицируется в третьей части книги, в главе «По дороге на Берлин»: Поздоровалась и встала, Земляку-бойцу под стать,Деревенская, простая
Наша труженица-мать.

Мать святой извечной силы, Из безвестных матерей, Что в труде неизносимы И в любой беде своей...

Этот образ напоминает женщину с плаката "Родина-мать зовёт!" Мать возвращается в освобождённую бойцами Россию, в Заднепровье, как бы символизируя своим возвращением освобождение старухи-матери России». Не случайно дорога, по которой едет женщина, окружена берёзами. Дерево это связывается в народном сознании с Россией: А х, как радостно и больно Видеть их в краю ином!..

С образом России связаны такие темы: её собственные рубежи («Что там, где она, Россия, по какой рубеж своя?»); национальная и государственная принадлежность солдат («Все мы вместе — это мы, тот народ, Россия»);— высшая ценность и справедливость («И Россия, мать родная, почесть всем отдаст сполна...»)

Иначе говоря, Россия объединяет псковских, елецких и прочих солдат — как мать, как их общая
ценность, и она же есть воплощение народа, то есть самих солдат. Россия, за которую они воюют, — мать-родина и народ, то есть они сами.Образ России утверждает органическую, кровную связь бойца с родиной.

Тема кровной связи бойца с родиной и тема изменения рубежей настолько важны, что каждая становится центральной в Своём особом пространстве. Рассмотрим эти образы подробнее.
Тема рубежа раскрывается через образ фронта и прифронтовой полосы. Фронт — эпическое, фабульное пространство. Именно в этом пространстве находится всё время Тёркин.
Изображение фронта связано с определённым, строго очерченным пространством, меняющимся в зависимости от продвижения войск, но сохраняющим постоянные черты неблагополучия. Вот обычная картинка:

На могилы, рвы, канавы, На клубки колючки ржавой, На поля, холмы — дырявой, Изувеченной земли, На болотный лес корявый, На кусты — снега легли.


В главе «Генерал» фронт показан более развёрнуто, как граница и в то же время в виде отдельных локусов:

Где-то бомбы топчут город, Тонут на море суда...
Где-то танки лезут в горы, К Волге двинулась беда...
За чёткими фронтовыми локусами встаёт единый топос — рубеж, неписаная граница «поперёк страны самой, Что горит, горит в зарницах Вспышек летом и зимой...»

Стоит ли говорить, что герой в этом топосе постоянно соседствует со смертью, примеров можно привести много. Даже вдали от мест боёв жизнь в этом пространстве неблагополучна и близка к смерти: Курят, едут. Гооб — дорога. Меж сугробами — туннель, Чуть ли что, свернёшь немного, Как свернул— снимай шинель.

Основными эпическими темами в топосе фронта являются «смерть», «награда», «война» (бой).
Отношение Тёркина к смерти амбивалентно. Тёркин — «большой любитель жить», противник смерти, упорно не поддающийся ей (в этом отношении наиболее примечательна глава «Смерть и воин»). С другой стороны, в рассуждениях Тёркина (и автора) часто звучит мотив готовности солдата к смерти. Это второе значение тесно связано с темой «родной земли».

В главе «О войне», наиболее декларативной в книге, то есть просто разъясняющей позицию автора и Тёркина (а их позиция едина), соотношение смерти и «родной земли» объяснено так:

А война — про всё забудь И пенять не вправе. Собирался в дальний путь, Дан приказ: «Отставить!»
От Ивана до Фомы, Мёртвые ль, живые,
Все мы вместе — это мы, Тот народ, Россия.
Выше мы уже отмечали, что кровная связь солдата с Россией является главной харакга топоса России. Потеря «родной земли» означает духовную смерть солдата. Гибель же солдата на не («потерять башку» — так это называет Тёркин) — это его физическая смерть. Градация цен на этой шкале отчётливо выражена в главе «О потере»: Потерять башку— обидно, Только что ж, на то война. Но Россию, мать-старуху
Нам терять нельзя никак.

Неразрывная связь солдата с Россией означает и связь поколений, продолжение в будущем, роль физической смерти солдата:

Наши деды, наши дети, Наши внуки не велят.

Связана с темой родной земли и другая важная тема топоса фронта — «награда». Слава, награда приятны и желанны солдату. Однако по мере взросления Тёркина, сближения его с автором отношение его к награде становится всё более лёгким (ср. главы «О награде» и "Генерал»). Такое отношений вырастает из сопоставления темы награды и темы родной земли. Награда, слава — милые пустят в сравнении с жизнью и смертью, противостояние которых постоянно чувствует солдат на фронте: Бой идёт святой и правый, Смертный бой не ради славы — Ради жизни на земле.

Другие сочинения по этому произведению


"Василий Теркин" и время "Теркин — кто же он такой?" (По поэме А. Т. Твардовского "Василий Теркин") Василии Теркин поэма про бойца «Василий Теркин — поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль… и какой необыкновенный народный солдатский язык» (И.А.Бунин) "Василий Тёркин" — поэма про бойца Теркин - кто же он такой Автор и его герой в поэме «Василий Теркин». Движение сюжета поэмы Василий Теркин - народный герой Василий Теркин — главный герой одноименной поэмы А. Т. Твардовского Война глазами солдата "Кому память, кому слава, кому темная вода" (поэма А.Т. Твардовского "Василий Теркин") Герой и народ в поэме А. Твардовского «Василий Теркин» Главный герой в "Василии Теркине" Идейно-художественное своеобразие поэмы Твардовского «Василий Теркин» Изображение Великой Отечественной войны в поэме Твардовского «Василий Теркин» Книга про бойца ("Василий Тёркин") Образ автора в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин» Образ Василия Теркина (по поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин») Образ народа в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин» Образ русского солдата в поэме А.Т. Твардовского "Василий Теркин" Образ русского солдата в поэме Твардовского «Василий Теркин». Основные черты поэтики произведения Александра Твардовского «Василий Теркин» Особенности композиции поэмы Твардовского «Василий Теркин» Памятник русскому солдату (по поэме А. Твардовского «Василий Теркин») Памятник русскому солдату(по поэме А.Т.Твардовского "Василий Теркин") Почему главным героем своего произведения Твардовский сделал простого солдата? Поэма "Василий Теркин" Речевая характеристика героя (По одному из произведений русской литературы XX века. — А. Т. Твардовский "Василий Теркин") Русский солдат в поэме Твардовского “Василий Теркин” Тема войны в современной литературе (по поэме А. Твардовского «Василий Теркин») Тема человеческой судьбы в одном из произведений русской литературы (А.Т. Твардовский "Василий Тёркин") Тема человеческой судьбы в поэме А. Твардовского «Василий Теркин» Характеристика образа Теркина Василия Ивановича Патриотизм, выносливость, мужество, жизнерадостность главного героя Анализ поэмы "Василий Теркин" А.Т.Твардовского История создания и анализ поэмы "Василий Теркин" Твардовского А.Т. Сюжетно-композиционные особенности поэмы Образ русского труженика-солдата в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин» Движение сюжета поэмы «Василий Теркин» Бой идет святой и правый Как в творчестве А. Т. Твардовского представлена тема войны? (По поэме «Василий Теркин») Глава «Переправа» из поэмы «Василий Теркин» Образ главного героя в поэме А.Т, Твардовского «Василий Теркин» Образ солдата-героя в поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин». О военных буднях - солдат герой Поэма Твардовского «Василий Теркин» народная поэма Поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин» Александр А. Т. Твардовский. «Василий Теркин». Образ солдата-героя. Чтение наизусть отрывка из поэмы Василий Теркин — кто же он такой Твардовский "Василий Теркин" Герой и народ в поэме Памятник русскому солдату "Василий Теркин" Твардовского поистине редкая книга Сочинение по поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин» "Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни" (А.П. Платонов) (По одному из произведений русской литературы XX века) Изображение народного характера в произведениях А.Т. Твардовского и М. А. Шолохова ("Василий Теркин" и "Андрей Соколов") Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны (По поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин») Мои размышления над поэмой А. Т. Твардовского «Василий Теркин» «Василий Теркин» поэма о солдате Символ народа-победителя стал в поэме Твардовского «Василий Теркин» Герой и народ в поэме Твардовского "Василий Теркин" Человек на войне (по поэме Твардовского «Василий Теркин») Тема человеческой судьбы в одном из про изведений русской литературы (А.Т. Твардовский "Василий Тёркин") "Василий Теркин" Твардовского - поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль... и какой необыкновенный народный солдатский язык" (И.А.Бунин). Образ народа в поэме Василий Теркин – миф или реальность Одна из вершин русской поэзии (поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин») Солдатские будни Критика о книге А. Твардовского “Василий Теркин” Что мне больше всего нравится в поэме «Василий Теркин» Тема человеческой судьбы в одном из про изведений русской литературы (А. Т. Твардовский "Василий Тёркин") Будни военные в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин» Василий Теркин фактически олицетворяет весь народ Чувство обязательства живых перед павшими Фронт и тыл в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин» Василий Теркин — всенародный любимец Образ защитника родины в поэме Твардовского «Василий Теркин» Летопись войны на страницах поэмы А.Т. Твардовского "Василий теркин" Василий Теркин Тема человеческой судьбы в поэме А. Твардовского «Василий Теркин» Книга про бойца Русский богатырь Василий Теркин (по поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин») (1) Русский богатырь Василий Теркин (по поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин»)" (2) Герой Твардовского Теркин Трагическая правда великой отечественной войны в поэме Твардовского «Василий Теркин» Образы Василия Теркина и Ивана Чонкина О великом подвиге народа в годы войны (на примере поэмы «Василий Теркин») Поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин» Солдатские будни Василия Теркина Краткая характеристика произведения "Василий Теркин" Твардовского А.Т. «Василий Теркин» и время Твардовского А.Т. «Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времени наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает это в кристаллах книг». По поэме Твардовского «Василий Теркин» «Обыкновенный парень» Василий Теркин В чем своеобразие поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин» Народное начало в «Книге про бойца» Идейно-тематическое содержание поэмы «Василий Теркин» История создания поэмы «Василий Теркин» Образ «русского труженика солдата» в поэме Твардовского «Василий Теркин» Образ главного героя в поэме Твардовского «Василий Теркин» Обыкновенный парень Трагедия войны в поэме Твардовского «Василий Теркин» Образ Василия Теркина в одноименной поэме А. Т. Твардовского Своеобразие поэмы А. Твардовского «Василий Теркин» Художественные особенности поэмы А. Твардовского «Василий Теркин» Творческая история поэмы Твардовского «Василий Теркин» Тема «большой» и «малой» родины (по поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин») В чём состоит правда о Великой Отечественной войне, представленная в поэме "Василий Тёркин" Почему так много юмора в поэме "Василий Тёркин" Жанр и композиция поэмы «Василий Теркин» Война глазами солдата «Кому память кому слава кому темная вода» Могучее лирическое начало в поэме А. Т. "Твардовского Василий Теркин" Картина войны в поэме А. Твардовского "Василий Теркин" «Юмор как способ преодоления трагедии войны в поэме «Василий Теркин» Тема войны в творчестве Твардовского