Метаморфозы

Публий Овидий


Краткое изложение
Читается примерно за 13 минут
Сочинения
20 сочинения

«Филемон и Бавкида - характеристика литературного героя»

Сочинение

ФИЛЕМОН и БАВКИДА (лат. Philemon, Baucis) — герои эпоса П.Овидия Назона «Метаморфозы» (написан в первые годы по Р.Х., сожжен автором в порыве отчаяния и издан по спискам, оставшимся у друзей). Для одного из наиболее знаменитых сюжетов этого эпоса поэт использовал местный ликийский миф, обработав его по правилам эллинистической поэтики и переместив действие во Фригию. Юпитер и Меркурий, испытывая благочестие людей, под видом странников обходят дома поселян и только в одном — бедном и убогом — встречают гостеприимство. В этой жалкой, покрытой болотным камышом хижине Ф. и Б. прожили всю свою жизнь — от свадьбы и до глубокой старости. Хозяева стыдятся своего убогого крова; они сами омывают ноги своим гостям теплой водой (это делали только рабы); все, что есть лучшего, подается на стол; когда появляется кратер с вином, боги обнаруживают свое присутствие: кратер пополняется сам собой. Испуганные старики, узнав, кто перед ними, просят прощения за скромный прием; но гости, оценив их благочестие, предлагают им выбрать награду. Добрые хозяева желают стать стражами их храма и окончить свои дни одновременно, чтобы им не пришлось оплакивать друг друга. Боги соглашаются исполнить их волю, и, наказав потопом нечестивых окрестных жителей, превращают хижину Ф. и Б. в храм, а когда истекает срок их земной жизни, супруги превращаются в два дерева, которые напоминают путникам о случившемся. Атмосфера уюта, радушия и благочестия, созданная Овидием, не имеющая аналогов в его собственном творчестве и почти не встречающаяся в античной литературе, сделала Ф. и Б. одними из самых знаменитых героев весьма населенного эпоса. Они привлекали внимание и в новейшие времена: Ж.Лафонтен написал одноименную поэму, весьма близко следуя Овидию, а Гете во II части «Фауста» использовал образы Ф. и Б. как символ крушения старого, уютного и патриархального мира.

Лит.: Dalmasso L. La traraa psicologica nell’episodio ovidiano di Filemone e Bauci // Rivista Indo-Greco-Italica. 1924.

Другие сочинения по этому произведению


Характеристика образов Дедала и Икара Характеристика образов Филемона и Бавкиды Характеристика образов Пирама и Фисба Характеристика образов Девкалиона и Пирра Характеристика образа Психеи Характеристика образа Пигмалиона Характеристика образа Ниоба Марсий — первоначально фригийский речной бог Кипарис — сын Телефа любимец Аполлона Кадм персонаж 3—4 й книг «Метаморфоз» Мидас — фригийский царь Ниоба — персонаж «Метаморфоз» Филемон и Бавкида — персонажи 8 й книги «Метаморфоз» Пирам и Фисба - характеристика литературного героя Фаэтон - характеристика литературного героя Пирам и Фисба персонажи 4 й книги «Метаморфоз» «Метаморфозы» Овидия — Каталог-перечисление мифологических сюжетов Икар - характеристика литературного героя (персонажа) Мое знакомство с «Метаморфозами» Овидия