Божественная комедия

Данте Алигьери


Краткое изложение
Читается примерно за 30 минуты
Сочинения
32 сочинения

«Проблематика поэмы Данте «Божественная комедия»»

Сочинение

Поэма «Божественная комедия» является вершиной творчества Данте. Поэма была задумана как «видение» — путешествие поэта в загробный мир, и состоит из 3 частей: «Ада», «Чистилища», и «Рая». Еще римские поэты изображали загробный мир. Жанр загробных путешествий стал популярным в средние века. Герой поэмы — сам Данте — воплощает в своем образе греховное человечество. Чтобы бы выйти из состояния греховности и политической анархии, оно через мир осуждения (Ад), очищения (Чистилище) должно получить блаженство (Рай).

Под руководством Вергилия (символ земного ума) Данте оказывается в Аду — подземном мире, разделенном на 9 колец, потом поднимается вверх в Чистилище, очищается от грехов и в сопровождении Беатриче (символ божественного ума) поднимается в Рай.

«Комедия» выходит за рамки жанра «видение»: Данте рассматривает там вопрос богословия, морали, истории, науки, эстетичных понятий эпохи. Это поэтическая энциклопедия средних веков и раннего Возрождения. Богословские вопросы Данте чаще решает в духе Фомы Аквинского. Тем не менее, его религия носит частный характер, который обусловлено влиянием еретических и мистических учений XIII столетия.

Центральное место в поэме занимают вопрос морали и политики, грехам Данте предоставляет политическую и социальную окраску. Политику обсуждают загробные жители всех трех миров. Данте — активный флорентийский гражданин — заботится не только о спасении души, но и о таком политическом устройстве, при котором не было бы распрей и люди жили бы счастливо. Его волнует внутренняя флорентийская борьба за власть, судьба Италии, которая разрушалась войнами, падение авторитета церкви, столкновенье папской и императорской власти, идеал монархии.

Поражает в поэме отрицательное отношение автора к предателям, ко всем, кто желает нажить богатство нечестным путем (к таким людям принадлежат и служители церкви). Данте осуждает ростовщичество и продажу церковных должностей. Его идеал, выражен в 17 песне «Рая» — патриархальная Флоренция прошлого.

Личное отношение Данте к каждому из грешников — уважение к Латини, ненависть к Филиппо Ардженти — предоставляет особый колорит поэме. Данте выступает в ней одновременно и как личность, и как представитель человечества в целом.

Согласно теме и жанру «Комедия» является аллегорией, которая была единственно оправданным видом искусства к тому времени. Произведение Данте тесно связано с реальностью, отображает его время, создает лицо современников автора. Самыми яркими возникают в поэме образы грешников «Ада», что не покаялись — трагические фигуры, которые не лишились своих страстей, — их характеры и судьбы раскрываются в исповеди и кратком описании жестов, поз, голоса. Упоминается и нежная Франческа, и Фарината, что пренебрегает Адом, смелый Улисс и злой Уголино, что видел гибель своих детей.

Менее выразительными являются образы грешников, которые покаялись в «Чистилище» — патриот Сорделло, ленивый Белаква, суровый Марк Ломбардский.

Особое место среди персонажей «Комедии» занимают Вергилий, Беатриче и сам поэт. Вергилий изображен как мудрый и снисходительный наставник, грусть делает его мягким и человечным. Беатриче автор изображает как символ божественной мудрости, а в отдельных эпизодах и просто как человека. Сам Данте возникает человеком гордым, страстным, нетерпимым и вместе с тем чутким к человеческим страданиям. В поэме, где согласно ее средневеково-религиозному пафосу время не стоит перед судом вечности, нет исторической перспективы. Персонажи всех времен и народов выступают рядом в каждой сцене.

Проблематика «Божественной комедии» Данте имеет неоднозначный характер. Аллегоричность поэмы была подмечена еще во времена автора. Низменность образов грешников, которые покаялись, и тех, что не смогли покаяться, тоже имеет аллегорическое значение. Политический подтекст предоставляет поэме особое звучание. Неравнодушие автора к политическим проблемам того времени выказывает в нем гражданина-патриота своей родины. Объединение философско-религиозных, моральных и политических мотивов в поэме ставят ее в один ряд с лучшими произведениями человечества всех времен и народов.

Другие сочинения по этому произведению


Мое впечатление от «Божественной комедии"(«Ад») Данте Образ возлюбленной в «Божественной комедии» Актуальна ли «Божественная комедия» в наше время Основное произведение Данте «Божественная комедия» Отражение в поэме Данте «Божественная комедия» нового гуманистического взгляда на человека и его ценности Девять кругов Дантового "Ада" История Франчески и Паоло в произведении Данте «Божественная комедия» О творчестве Данте Алигьери Характер композиции и символика поэмы Данте «Божественная комедия» Поэтика и стилистика «Божественной комедии» "Любовь, что движет солнце и светила" (По поэме Данте Алигьери "Божественная комедия") Гуманистические идеалы «Божественной комедии» Данте «Божественная комедия» Сочинение по произведению Данте «Божественная комедия» Жанр сюжет и система образов в поэме «Божественная комедия» «Божественная комедия» Данте - отражение представлений писателя о мире Вера — путь к спасению (по поэме «Божественная комедия» Данте Алигьери) Смысл первой песни «Божественной комедии» Данте Алигьери "Божественная комедия" и ее поэтический мир «Божественная комедия» Данте Алигьери Тема сочинения «Божественная комедия» и ее герои "Божественная комедия" — Новое слово в европейской литературе Наказание грешников в «Божественной комедии» Дант Наказание грешников в «Божественной комедии» Данте Мои впечатления от «Божественной комедии» Данте Алигьери Особенности композиции «Божественной комедии» Данте Художественные особенности поэмы «Божественная комедия» Эстетичный и этический манифест Данте (по произведению «Божественная комедия») Взгляд Данте на человека на примере «Божественной комедии» Аллегорический смысл поэмы “Божественная комедия” Данте Алигьери Любовь что движет солнце и светила ("Божественная комедия")