Горячий снег
Юрий Васильевич Бондарев
Краткое изложение
Читается примерно за 13 минут
Сочинения
17 сочинений
«Настоящее не может быть оторвано от прошлого (по роману «Горячий снег» Юрия Бондарева)»
Сочинение
«Горячий снег» Юрия Бондарева, появившийся в 1969 году, после «Тишины» и «Родственников», возвращал нас к военным событиям зимы 1942 года. И в этом возвращении просматривалась закономерность: сказывались свойства общественно-исторической действительности, потрясенной до самого основания второй мировой войной и требовавшей дальнейшего художественного осмысления; заявляли о себе потребности мужающего искусства, ищущего форм, адекватных эпическому и трагедийному содержанию пережитого.
Преобладающей чертой литературного развития становилась тяга к эпичности, к масштабным историческим и философским обобщениям. Вторая мировая война привела в движение все слои общественного бытия, дала неслыханной силы импульс нравственно-политическим антагонизмам, по сей день поляризующим силы добра и зла, справедливости и беззакония. Предрешая новые пути в грядущее, она мгновенно, подобно землетрясению, обнажила всеобщие социальные, экономические, национальные и моральные коллизии, разрешив одни из них, до чрезвычайности укрупнив другие, вызвав к жизни новые.
Она не осталась достоянием памяти только тех, кто лично пережил ее трагедию. Она и сегодня питает острейшие противоречия, сближая или разобщая и ожесточая людей. Конфликт между идеологией человеконенавистнического милитаризма и демократического гуманизма не исчерпал себя с последними артиллерийскими залпами в честь победы над гитлеровской Германией. Его зловещие отсветы продолжали омрачать современную жизнь. Противоречия, заложенные в этом конфликте, не переставали детонировать, поддерживая неистощимость фронтового «горючего» в творчестве писателей разных стран и поколений. В том числе и тех, кто не был непосредственным участником войны по возрасту. Примером поражающей проницательности и психологического драматизма может служить повесть Валентина Распутина «Живи и помни», рожденная отзвуками военных потрясений. Новые обретения и открытия, делаемые литераторами на старом, уже, казалось, израсходованном материале, свидетельствовали о глубине и всеохватности пережитого, взывали к истине, которую кое-кто хотел бы забыть или причесать на свой лад.
Романы «Горячий снег» и «Берег» Юрия Бондарева, как и киноэпопея «Освобождение», написанная им совместно с Озеровым и О. Кургановым, отзывались на объективные потребности времени, свидетельствовали о необходимости углубления романного мышления. Обращение Бондарева, как и ряда других писателей, к переломным, трагическим этапам истории - предвоенной, военной, послевоенной - связано, по-видимому, более всего с потребностью анализа истории с высоты современного художественного и жизненного опыта. Но это требовало и более усовершенствованного художественного инструментария. Ни старый многоплановый и многофигурный роман сам по себе, ни роман лирико-психологический даже на том уровне, какого он достиг в последние десятилетия, не были в состоянии полностью удовлетворить этим новым требованиям,
«Горячий снег», если сравнить его с предыдущими романами и повестями автора, произведение во многих отношениях новое. И прежде всего по новому ощущению жизни и истории. Этот роман возник и развернулся на более широком основании, что сказалось в новизне и богатстве его содержания, более масштабного и философически размышляющего, тяготеющего к новой жанровой структуре. И вместе с тем он часть биографии самого писателя. Биографию, понимаемой как непрерывность жизни человека и человечества. Эта генерализующая идея, заявленная в романе о битве под Сталинградом, во всей своей полноте развернется и в последующих произведениях Юрия Бондарева, особенно в «Береге».
«Настоящее не может быть оторвано от прошлого,- говорит Бондарев,- иначе теряются нравственные связи. В настоящем всегда есть прошлое… Человек, отказавшийся от своего прошлого, ставит себя в положение больного, потерявшего память, забывшего отца и мать, своих детей и таким образом начинающего жить с нуля. Наше настоящее - это сумма социальных явлений, счет которых начался не сегодня. Осмыслить настоящее невозможно без уходящих в историю пунктиров, так же как невозможно познать характер человека без его прошлого, вернее - без суммы поступков».
Драматизм истории открывался уже в повестях Юрия Бондарева, сразу всеми замеченных. Их форма гармонировала с содержанием потому, что «движение времени представало как сконцентрированное развитие характеров». Писатель, по его выражению, «не широтой повествования, а глубиной острого зрения искал истину в стремительной направленности, в резком изломе, в предельный момент человеческого взлета и человеческого падения».
В сплаве эпоса с лиричностью и драматизмом зримо сказывались расширяющиеся возможности художественной литературы, углубляющей изобразительные возможности жанров. Дальнейшему жанровому синтетизму благоприятствовал и сам материал действительности, перенасыщенный трагическими . коллизиями субъективного и общечеловеческого значения, и эстетическая природа эпических жанров, и уже отмечавшиеся сдвиги в социальной жизни народа, неустанно укорачивавшие дистанцию между личностью и обществом.
Идея единства, целостности, эстетического и философского осмысливания исторического бытия в формах, свойственных эпосу, была особенно близка событиям, основанным на военном конфликте, ибо в войне принимала участие вся нация, весь народ поднимался на самозащиту и на защиту своих жизненных интересов. Эта поистине эпическая ситуация налагала свой особый отпечаток и на характер литературного героя, который Гегель назвал «эпическим», «естественным» характером. Его генерализующей чертой Гегель полагал в первую очередь храбрость, считая, что храбрость представляет собой черту морали, духовного сознания и воли личности.
Новый эпический роман, опиравшийся на всенародное значение изображаемой ситуации, поэтому не случайно был сосредоточен на духовных коллизиях, на исследовании морали и ее новых черт. «В военных вещах,- говорит Бондарев,- мне особенно интересно то, как солдаты на передовой ежечасно и ежедневно преодолевают самих себя. По-моему, это и есть на войне подвиг. Человек, ее испытывающий на войне естественные чувства, к которым относится чувство опасности и вероятности смерти,- явление патологическое. Вряд ли это может стать предметом реалистического искусства. Как это ни странно, в моменты смертельной опасности воображение людей становится чрезвычайно ярким и обостренным: в своем лихорадочном воображении человек может умереть несколько раз. Подчас это и рождает трусов. Человек, умеющий подавлять чувство страха, способен на каждодневное мужество - и в этом я вижу героическое начало».
Глобальность изображаемого события не заслоняет от Юрия Бондарева отдельной личности со всем богатством ее индивидуальной субъективности, с ее личными переживаниями, с коллизией, ломающей или окончательно формирующей характер героя. Индивидуализация, не противореча эпическому углу зрения, становится одним из убедительнейших средств достижения главной эпической цели писателя.
Проблемы жизни и смерти, свободы и рабства, героизма и трусости, беспощадной жестокости и простой человеческой жалости, философски насыщенные, возникают и развертываются в его произведениях не помимо, а благодаря и вследствие коллизий личных, индивидуальных, стимулируемых общностью социально-исторических обстоятельств.
Другие сочинения по этому произведению
“Горячий снег” Ю. Бондарева Проблема нравственного выбора в одном из произведений русской и родной литературы о войне (на примере повести Ю. Бондарева «Горячий снег») Проблематика романа Ю. В. Бондарева «Горячий снег» Прошлое, настоящее и будущее России в поэзии