Горячий снег

Юрий Васильевич Бондарев


Краткое изложение
Читается примерно за 13 минут
Сочинения
17 сочинений

«Народ как главный герой военной прозы»

Сочинение


Главным героем «Горячего снега», «Освобождения», «Берега» был народ, представленный во всем богатстве своего национального и духовного многообразия; в центре повествования народный подвиг и героизм в трагический момент национальной истории, подвиг, трактуемый автором не как результат «исступленного отчаяния, отрешенной удали или ослепленного толчка в бок», а как проявление «наивысшего нравственного подъема, когда человек ощущает себя частицей всех людей, одержимых справедливостью борьбы за свободу и независимость родины».

К моменту появления «Горячего снега» о Сталинградской битве было написано уже немало значительных художественных произведений, в том числе получившие широкое признание «Дни и ночи» К. Симонова, «Они сражались за Родину» М. Шолохова, «За правое дело» В. Гроссмана. Но это были книги, изображавшие оборону города на Волге, так и не сдавшегося врагу.

Роман Юрия Бондарева рассказывал о новом этапе многомесячного Сталинградского сражения, а в действительности и о новом этапе Отечественной войны - о переходе Красной Армии в наступление, о сокрушающем разгроме немецких войск, предпринявших последнюю попытку спасти плененную армию Паулюса.

Ощущение близких перемен, предчувствие победы по неведомым законам проникали в сознание воюющей армии. Ее знаки улавливались в горящих вражеских танках, в ночных пожарах за немецкой передовой, «даже в ищущем гудении транспортных «юнкерсов», сбрасывающих контейнеры с боеприпасами и продовольствием в тылах 6-й армии. Наша пехота в звездные декабрьские ночи короткого затишья чувствовала в морозном воздухе запах пепла. И это тоже был запах ожидаемой победы-в немецких штабах жгли бумаги, бросали в печи корпусные и дивизионные печати, наградные листы, копии донесений, плавились в огне Железные и Рыцарские кресты…».

Порой доносились одиночные сухие выстрелы - это немцы творили суд над своими обезумевшими от отчаяния солдатами. Немецкие медпункты пропахли гниющими бинтами несчетного числа обмороженных и раненых, снежные поля страшили окоченевшими трупами убитых солдат, офицеров, лошадей.

Тогда наши солдаты не знали всего этого в подробностях, в ошеломляющих воображение масштабах, каких достигло катастрофическое положение окруженной армии Паулюса. «Но если бы и знали,- пишет Бондарев, вспоминая те недели,-то не испытали бы жалости. Мы стискивали кольцо с одним желанием уничтожения. Жестокость врага рождает ненависть, и она жила, неистребимо жила в нас, как память о сорок первом годе, о Смоленске, о Москве, о том надменном воинственном веселье викингов «третьего рейха», когда они подходили к Сталинграду после непрерывных бомбежек, в поднятых танками завесах пыли, с пилотками за ремнем, с засученными по локоть рукавами…»



«Горячий снег» был романом о победе наших войск, которую Маршал Г. К. Жуков назвал началом перелома войны в пользу Русского народа, началом изгнания вражеских войск с нашей территории и о цене этой победы. Момент не формальный, а сущностный, ибо он выявлял не только событие как таковое, по и моральное его содержание, тот самый морально-политический фактор, которому предстояло играть все возрастающую роль в дальнейшем ходе войны.

События под Сталинградом приобретали поистине всеобщее значение, касались всех и каждого, приводили в движение судьбы огромных человеческих масс, меняли направление и ход истории. И одновременно с естественной необходимостью воздействовали на психологию, духовный строй каждого отдельного человека, переживавшего общую победу, как свою.

Среди немецких офицеров и генералитета, а также среди немецкого народа, пишет он в книге «Воспоминания и размышления», стало более резко проявляться отрицательное отношение лично к Гитлеру и всему фашистскому руководству. Немецкий народ все более начинал понимать, что Гитлер и его окружение втянули страну в явную авантюру и что обещанные победы погибли вместе с их войсками на Дону, Волге, Неверном Кавказе.

В книге цитировались слова генерал-лейтенанта Вестфаля: «Поражение под Сталинградом повергло в ужас, как немецкий народ, так и его армию. Никогда прежде за всю историю Германии не было случая столь страшной гибели такого количества войск…»

Важным следствием разгрома немецких, итальянских, венгерских и румынских армий на Волге и на Дону Г. К. Жуков считал резкое падение былого влияния Германии на своих союзников. «Начались разногласия, трения, вытекавшие из потери веры в гитлеровское руководство и желание как-то выпутаться из тех сетей войны, в которые вовлек их Гитлер. Впрочем, восемнадцатилетний артиллерист Юрий Бондарев, сражавшийся в 1942 году на речке Мышковой, вряд ли представлял себе тогда подобные масштабы и последствия одержанной победы. Но автор «Горячего снега», сочетавший в романе личный и исторический опыт, мог и желал восстановить картины минувшего во всей их реалистической правде и полноте. Высокий удельный вес личностного элемента, ощутимо влияющего на весь строй и атмосферу повествования, не противоречил эпичности замысла и его осуществления. Такова была диалектика исторической действительности.

«Где решается успех боя, от чего он зависит? - спрашивал маршал А. И. Еременко в уже известной нам книге «Сталинград». И отвечал: В первую очередь от человека (воина), непосредственно ведущего бой, действующего в танке, у миномета, пушки, во взводе, роте, батальоне, полку. Успех решают именно эти люди, которые в составе небольших, подвижных, хорошо сколоченных подразделений ведут ближний бой и каждую минуту бесстрашно смотрят в глаза смерти. Если в этом звене успех - то успешны действия дивизии, армии; если в этом звене нет успеха, все тормозится»

Оставаясь верным правде действительности, автор «Горячего снега» не торопил события, не модернизировал их. Но благодаря высоте точки зрения, широте исторической и философской концепции писателя все содержание романа выражало дух и масштабы, цену и суть одержанной победы.

Другие сочинения по этому произведению


“Горячий снег” Ю. Бондарева Проблема нравственного выбора в одном из произведений русской и родной литературы о войне (на примере повести Ю. Бондарева «Горячий снег») Проблематика романа Ю. В. Бондарева «Горячий снег» Прошлое, настоящее и будущее России в поэзии А. А. Блока Роман Ю. В. Бондарева "Горячий снег" Юрий Васильевич Бондарев "Горячий снег" Горячий снег Борьба, время, нравственность в романе «Горячий снег» Настоящее не может быть оторвано от прошлого (по роману «Горячий снег» Юрия Бондарева) Особенности проблематики одного из произведений военной прозы Впечатляющая сила реализма в романе «Горячий снег» Правда войны в романе Юрия Бондарева "Горячий снег" События романа Бондарева "Горячий снег" Война беда мечта и юность! (по произведению «Горячий снег») Особенности проблематики одного из произведений военной прозы (По роману Ю. Бондарева «Горячий снег») Подвиг молодых лейтенантов в повести «Горячий снег»