Реквием

Анна Ахматова


Краткое изложение
Читается примерно за 5 минут
Сочинения
73 сочинения

«Как разворачивается трагическая тема в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»»

Сочинение

Анна Ахматова в своей поэме «Реквием» поставила перед собой задачу создать памятник великому народному горю — и тем, кто стоял вместе с нею в тюремных очередях, и всей стране — обездоленной и замученной сталинскими репрессиями:
Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанн ых слов...
Цель этого сочинения — проследить, каким образом автор развивает трагическую тему в поэме. И уже короткое четверостишие, предваряющее поэму, говорит о том, что поэтесса свое личное материнское горе (ее сын Лев Гумилев был арестован по ложному доносу и приговорен к смертной казни, но потом этот приговор заменили лагерным заключением) тесно связывает с горем общенациональным:
Нет, и не под чужим небосводом, И не под защитой чуждых крыл, -Я была тогда с моим'народом. Там, где мой парод, к несчастью, был.
Ахматова рассказывает в разделе «Вместо предисловия» о случае, который произошел с ней тогда, когда она стояла в тюремной очереди, ожидая свидания с сыном. «Опознавшая» поэтессу женщина спросила:
— А это вы можете описать? И я сказала:
— Могу.
В главе «Посвящение» Ахматова говорит о том, что эту поэму посвящает «невольным подругам / Двух моих осатанелых лет», то есть тем обездоленным женщинам, которые стояли вместе с ней возле ворот Ленинградской тюрьмы в надежде на свидание со своими близкими. Приходили занимать очередь к тюрьме очень рано — «Подымались как к обедне ранней». Общее-состояние собравшихся поэтесса характеризует так: «Мертвых бездыханней». Надежда на что-то лучшее с каждым днем слабеет, но не покидает собравшихся: «А надежда все поет вдали».
В главе «Вступление» Ахматова детализирует начало происходящих страшных событий. Она характеризует время действия:
Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад...
Город в это время превратился в одну гигантскую тюрьму, слышны были гудки паровозов, увозивших по этапу «осужденных полки». Ахматова подчеркивает, что не только ленинградцы переживали этот ужас — «звезды смерти» стояли над всей страной, вся «безвинная Русь» раздавлена была «кровавыми сапогами».
Далее Ахматова рассказывает о своем личном горе, о том, как увели на рассвете ее сына, за которым она шла вслед «как на выносе». Она говорит о том, что осталась совершенно одна:
Эта женщина больна. Эта женщина одна. Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне.
Страдания матери, у которой отняли сына, безмерны. Она не верит в то, что такое вообще могло произойти с нею, что она, когда-то «царскосельская веселая грешница» будет «слезою горячею / Новогодний лед прожигать» у ворот Крестов. Героиня еще не в полной мере осознает, что все это случилось именно с ней: «Нет, это не я, это кто-то другой страдает».
Семнадцать кошмарных месяцев женщина молит о возвращении сына домой, она умоляет «палачей» о помиловании, но «огромная звезда» — символ новой России «скорой гибелью грозит». Приговор для сына, это «каменное слово», состоялся, и она говорит о том, что уже давно морально была к этому готова. Однако, чтобы снова «научиться жить» после этого, необходимо «чтоб душа окаменела» и была «убита» память.
Все дальнейшее повествование говорит нам о том, что «научиться жить» вновь героине не так просто — она мечтает о смерти, призывает ее, «простую и чудную», как способ избавления от нечеловеческих мук. Но смерть не приходит, и женщина чувствует, что ее душу наполовину накрывает «безумие крылом», она в бреду видит «сына страшные глаза», вспоминает минуты свидания в тюрьме, последние слова утешения.
О том, что самая ужасная участь выпала на долю Матери в эти ужасные годы, Ахматова говорит в главе «Распятие». Мы видим, что в поэме возникает образ Марии — как символ страдания всех матерей:
Магдалина билась и рыдала. Ученик любимый каменел, А туда, где молча Мать стояла, Так взглянуть никто и не посмел.
В «Эпилоге» Ахматова подчеркивает, что она разделила судьбу многих матерей и жен:
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною...
Ей бы хотелось назвать «поименно» всех тех, кто пострадал от репрессий, но такой возможности нет. Но она обещает, что никогда не забудет тех, с кем столкнулась в страшные для всех годы.
Тоска, гнев, сопереживание — эти чувства вызывает прочтение поэмы. «Реквием» написан простым, ясным языком. Поэма изобилует художественными средствами. Особенно сильны эпитеты, которые выбирает Ахматова для того, чтобы передать весь ужас насилия над страной и судьбами людей: «Русь безвинная», «тоска смертельная», «черныемаруси», «каменноеслово», «окаменелоесердце», «душа окаменела». Интересно, что Ахматова не пользуется в поэме гиперболой. И это неудивительно — страдания настолько велики, что не нуждаются в преувеличении.
Немало в поэме и метафор: «Перед этим горем гнутся горы», «звезды смерти стояли над нами», «безвинная корчилась Русь». Удивительны комбинации олицетворений, аллегорий, символов. Все это вместе создает огромной мощности силу переживаний и работает так, что читатель сразу же, с первых строк поэмы, проникается той болью и трагизмом, которыми наполнен «Реквием».

Другие сочинения по этому произведению


И безвинная корчилась Русь... А. А. Ахматова. «Реквием» Анализ поэмы А. А. Ахматовой «Реквием» Анна Ахматова. «Реквием» Голос поэта в поэме Ахматовой «Реквием» Женские образы в поэме А. Ахматовой «Реквием» Как развивается трагическая тема в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»? Как разворачивается трагическая тема в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»? Литература XX века (по произведениям А. Ахматовой, А. Твардовского) Почему А. А. Ахматова выбрала именно такое название для своей поэмы «Реквием»? Поэма "Реквием" Поэма "Реквием" А.Ахматовой как выражение народного горя Поэма А. Ахматовой «Реквием» Развитие трагической темы в поэме А. Ахматовой «Реквием» Сюжетно-композиционное своеобразие одного из произведений русской литературы XX века Тема материнского страдания в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» Трагедия личности, семьи, народа в поэме А. А. Ахматовой "Реквием" Трагедия личности, семьи, народа в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» Трагедия народа — трагедия поэта (поэма Анны Ахматовой "Реквием") Трагедия поколения в поэме А. Ахматовой "Реквием" и в поэме А. Твардовского "По праву памяти" Трагизм поэмы А. Ахматовой «Реквием» Художественные средства выражения в поэме "Реквием" А. Ахматовой «Я была тогда с моим народом...» (по поэме А. Ахматовой «Реквием») Мои размышления о поэме Анны Ахматовой «Реквием» Тема родины и гражданского мужества в поэзии А. Ахматовой Тема памяти в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИДЕЯ И ЕЕ ВОПЛОЩЕНИЕ В ПОЭМЕ "РЕКВИЕМ" Поэзия Ахматовой - лирический дневник много чувствовавшего и много думавшего современника сложной и величественной эпохи (А.Т. Твардовский) «Это было когда улыбался только мертвый спокойствию рад» (мое впечатление от прочтения поэмы А А Ахматовой «Реквием») Проблематика и художественное своеобразие поэмы А Ахматовой "Реквием" Трагедия народа в поэме Ахматовой «Реквием» Создание обобщенного портрета и проблемы исторической памяти в поэме Ахматовой «Реквием» Тема реквиема в творчестве Ахматовой Роль эпиграфа и образ матери в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» Она "Ахматова" первая обнаружила, что быть нелюбимой поэтично (К.И. Чуковский) "Звезды смерти стояли нал нами..." (По поэме А.Ахматовой Реквием) Художественные средства в поэеме "Реквием" А.А. Ахматовой Поэма «Реквием» А Ахматовой как выражение народного горя Как развивается трагическая тема в "Реквием" А. Ахматовой Трагедия личности, семьи, народа в поэме Ахматовой «Реквием» Тема материнского страдания в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» Особенности жанра поэмы А. Ахматовой «Реквием» Своеобразие композиции поэмы Образ матери страдалицы в поэме Анны Ахматовой «Реквием» Драма поэта и народа и её отражение в поэме «Реквием» Тема материнского страдания в поэме Ахматовой «Реквием» Преодоление безумия в «Реквиеме» Анны Ахматовой «Реквием» — голос времени и народа Уроки мужества в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» Сюжетно композиционные особенности поэмы «Реквием» Смысл названия поэмы А. А. Ахматовой «Реквием» отражение в ней личной трагедии и народного горя Идейно-тематическое своеобразие поэмы «Реквием» Отображение трагедии личности семьи и народа в поэме А. Ахматовой «Реквием» История создания и анализ поэмы "Реквием" Как разворачивается трагическая тема в поэме Ахматовой «Реквием» Размышления над поэмой А Ахматовой «Реквием» О восприятии поэмы «Реквием» Отражение трагедии личности, семьи и народа в поэме А. Ахматовой «Реквием» История создания поэмы «Реквием» Отображение трагедии личности в поэме А. Ахматовой «Реквием» Комплексный анализ поэмы Ахматовой «Реквием» Отражение трагедии личности семьи и народа в поэме Ахматовой «Реквием» Особенности жанра поэмы Ахматовой «Реквием» «Звезды смерти стояли над нами» (По поэме А. Ахматовой «Реквием») «И я молюсь не о себе одной» (поэма Анны Ахматовой «Реквием») Тема материнского страдания в поэме А. Ахматовой «Реквием» Роль эпиграфа и образ матери в поэме Ахматовой «Реквием» Поэма " Реквием " Анны Ахматовой как выражение народного горя Художественная идея в поэме Поэма А.Ахматовой «Реквием» «Реквием» Анны Ахматовой подлинно народное произведение Проблемы исторической памяти в поэме Анны Ахматовой «Реквием»