Реквием

Анна Ахматова


Краткое изложение
Читается примерно за 5 минут
Сочинения
73 сочинения

«Литература XX века (по произведениям А. Ахматовой, А. Твардовского)»

Сочинение

Я устал от двадцатого века,

От его окровавленных рек.

И не надо мне прав человека,

Я давно уже не человек.

В. Соколов.

Литература 20 века — это, по сути, трагическая литература. Трагическая, потому что описывает трагическое время — время «окровавленных рек». Несколько революций, несколько страшных войн, репрессии — все это унесло миллионы жизней. Но помимо физического уничтожения, в России 20 века происходило и уничтожение моральное, психологическое.

Та эпоха — эпоха тоталитаризма, уничтожения Личности во имя призрачного блага Всех. Об этих страшных процессах и их последствиях говорили многие писатели. Самые выдающиеся произведения остались в истории не только мировой литературы, но и общественной, политической мысли. Они являются ценнейшими памятниками того страшного времени и людей, прошедших через жернова репрессий и ГУЛАГа.

Поэма А. Ахматовой «Реквием», бесспорно, относится к таким произведениям. Написанная в 1935 — 1940 годах, она является «заупокойной мессой» для всех безвинно погибших в застенках советских тюрем и лагерях ГУЛАГа. Лирическое и эпическое в поэме слито воедино: рассказывая о своем горе (аресты сына — Л. Н. Гумилева, мужа — Н.Н. Пунина), Ахматова говорит от лица миллионов «безымянных».

С самого начала произведения в нем появляется библейский образ из Апокалипсиса, сопровождающий героиню на протяжении всего ее крестного пути: «звезды смерти стояли над нами…», «…и скорой гибелью грозит огромная звезда», «…звезда Полярная сияет».

Своей кульминации этот образ достигает в главе «Распятие» — смысловом и эмоциональном центре произведения. Для Матери Иисуса, с которой отождествляет себя лирическая героиня Ахматовой, как и для ее сына, настал «великий час»:

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

Магдалина и любимый ученик как бы воплощают собой те этапы крестного пути, которые уже пройдены Матерью. Магдалина — это мятежное страдание, когда лирическая героиня «выла под кремлевскими башнями» и «кидалась в ноги палачу». Ученик (Иоанн) воплощает тихое оцепенение человека, пытающегося «убить память», обезумевшего от горя и зовущего смерть.

В итоге молчание Матери, на которую «так никто взглянуть и не посмел», разрешается плачем-реквиемом, но не только по своему сыну, но и по всем «миллионам убитых задешево, / Протоптавшим тропу в пустоте» (О.Э.Мандельштам). В этом сейчас — ее долг.

Личную, лирическую тему Ахматова завершает эпически. Согласье на торжество по воздвижению памятника ей самой в этой стране она дает лишь при одном условии: что это будет Памятник Поэту у Тюремной Стены:

Затем, что и в смерти блаженной боюсь

Забыть громыхание черных марусь.

Забыть, как постылая хлюпала дверь

И выла старуха, как раненый зверь.

Поэма А. Твардовского «По праву памяти» была завершена во второй половине 60-х годов, но она развивает тему «Реквиема» Ахматовой. Основной здесь является глава «Сын за отца не отвечает». В ней автор исследует воздействие государства на родственные связи, грубое вмешательство власти в семейную сферу. В результате этого библейские, издревле мыслимые как теплые, добрые, исполненные любви понятия Отец и Сын становятся искаженными, изуродованными.

Твардовский показывает, что самое заветное, несомненное попало под зубцы разрушительной машины перемен: «То был отец, то вдруг он — враг». Лирический герой не понимает, почему нужно делать такой страшный выбор — между родным отцом и благородной идеей, а на деле оказывалось, что выбор этот — между отцом и жизнью.

Искренний порыв идти в ногу со временем оборачивается для юноши трагедией: оставивший отцовский дом для горячего участия в новой истории, сын в руках вершителей судеб лишь щепка, которую именуют «отродьем, Не сыном даже, а сынком».

Но все же сыновнее сердце хранит верность в любви к своему отцу-труженику. О ней напоминает воскресающее в памяти видение отцовских рук: «В узлах из жил и сухожилий, В мослах поскрюченных перстов», неразгибающихся, загрубевших в работе: «отдельных не было мозолей — Сплошная. Подлинно — кулак!»

В поэме вырисовывается истинный облик Отца Народов, имеющий демонические очертания. Он приказывает забыть свои корни, своих родителей. И — что особенно горько — агрессивные законы Демона приняты рядовыми людьми:

А мы, кичась неверьем в бога,

Во имя собственных святынь

Той жертвы требовали строго:

Отринь отца и мать отринь.

Твардовский критикует и осуждает беспамятство, пассивное ожидание указов сверху, которое сродни религиозному поклонению: «Нет, дай нам знак верховной воли, Дай откровенье божества». В своей инфантильности, отсутствии самостоятельности современники заслужили иронии: «Как наигравшиеся дети, Что из отлучки взрослых ждут». Автор требует истинного знания о прошлом, честности, которая поможет людям выдержать испытания, сохранить человеческое лицо.

Таким образом, литература 20 века — это трагическое свидетельство тех событий, которые выпало на долю русского народа. Писатели и поэты, всем сердцем переживавшие трагедию своей Родины, призывали лишь к одному — памяти. Потомки должны знать, должны помнить все, что происходило с их родителями, чтобы никогда больше не повторять этих страшных ошибок.

Другие сочинения по этому произведению


И безвинная корчилась Русь... А. А. Ахматова. «Реквием» Анализ поэмы А. А. Ахматовой «Реквием» Анна Ахматова. «Реквием» Голос поэта в поэме Ахматовой «Реквием» Женские образы в поэме А. Ахматовой «Реквием» Как развивается трагическая тема в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»? Как разворачивается трагическая тема в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»? Почему А. А. Ахматова выбрала именно такое название для своей поэмы «Реквием»? Поэма "Реквием" Поэма "Реквием" А.Ахматовой как выражение народного горя Поэма А. Ахматовой «Реквием» Развитие трагической темы в поэме А. Ахматовой «Реквием» Сюжетно-композиционное своеобразие одного из произведений русской литературы XX века Тема материнского страдания в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» Трагедия личности, семьи, народа в поэме А. А. Ахматовой "Реквием" Трагедия личности, семьи, народа в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» Трагедия народа — трагедия поэта (поэма Анны Ахматовой "Реквием") Трагедия поколения в поэме А. Ахматовой "Реквием" и в поэме А. Твардовского "По праву памяти" Трагизм поэмы А. Ахматовой «Реквием» Художественные средства выражения в поэме "Реквием" А. Ахматовой «Я была тогда с моим народом...» (по поэме А. Ахматовой «Реквием») Мои размышления о поэме Анны Ахматовой «Реквием» Тема родины и гражданского мужества в поэзии А. Ахматовой Тема памяти в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИДЕЯ И ЕЕ ВОПЛОЩЕНИЕ В ПОЭМЕ "РЕКВИЕМ" Поэзия Ахматовой - лирический дневник много чувствовавшего и много думавшего современника сложной и величественной эпохи (А.Т. Твардовский) «Это было когда улыбался только мертвый спокойствию рад» (мое впечатление от прочтения поэмы А А Ахматовой «Реквием») Проблематика и художественное своеобразие поэмы А Ахматовой "Реквием" Трагедия народа в поэме Ахматовой «Реквием» Создание обобщенного портрета и проблемы исторической памяти в поэме Ахматовой «Реквием» Тема реквиема в творчестве Ахматовой Роль эпиграфа и образ матери в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» Она "Ахматова" первая обнаружила, что быть нелюбимой поэтично (К.И. Чуковский) "Звезды смерти стояли нал нами..." (По поэме А.Ахматовой Реквием) Художественные средства в поэеме "Реквием" А.А. Ахматовой Поэма «Реквием» А Ахматовой как выражение народного горя Как развивается трагическая тема в "Реквием" А. Ахматовой Трагедия личности, семьи, народа в поэме Ахматовой «Реквием» Тема материнского страдания в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» Особенности жанра поэмы А. Ахматовой «Реквием» Своеобразие композиции поэмы Образ матери страдалицы в поэме Анны Ахматовой «Реквием» Драма поэта и народа и её отражение в поэме «Реквием» Тема материнского страдания в поэме Ахматовой «Реквием» Как разворачивается трагическая тема в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» Преодоление безумия в «Реквиеме» Анны Ахматовой «Реквием» — голос времени и народа Уроки мужества в поэме А. А. Ахматовой «Реквием» Сюжетно композиционные особенности поэмы «Реквием» Смысл названия поэмы А. А. Ахматовой «Реквием» отражение в ней личной трагедии и народного горя Идейно-тематическое своеобразие поэмы «Реквием» Отображение трагедии личности семьи и народа в поэме А. Ахматовой «Реквием» История создания и анализ поэмы "Реквием" Как разворачивается трагическая тема в поэме Ахматовой «Реквием» Размышления над поэмой А Ахматовой «Реквием» О восприятии поэмы «Реквием» Отражение трагедии личности, семьи и народа в поэме А. Ахматовой «Реквием» История создания поэмы «Реквием» Отображение трагедии личности в поэме А. Ахматовой «Реквием» Комплексный анализ поэмы Ахматовой «Реквием» Отражение трагедии личности семьи и народа в поэме Ахматовой «Реквием» Особенности жанра поэмы Ахматовой «Реквием» «Звезды смерти стояли над нами» (По поэме А. Ахматовой «Реквием») «И я молюсь не о себе одной» (поэма Анны Ахматовой «Реквием») Тема материнского страдания в поэме А. Ахматовой «Реквием» Роль эпиграфа и образ матери в поэме Ахматовой «Реквием» Поэма " Реквием " Анны Ахматовой как выражение народного горя Художественная идея в поэме Поэма А.Ахматовой «Реквием» «Реквием» Анны Ахматовой подлинно народное произведение Проблемы исторической памяти в поэме Анны Ахматовой «Реквием»