Преступление и наказание
Фёдор Михайлович Достоевский
«Значение эпизода «Встреча Раскольникова и Свидригайлова» для понимания романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»»
«Преступление и наказание» — одно из самых сложных и совершенных произведений Достоевского, вокруг которого ведется много споров, так как это «идеологический» роман. Подобных произведений раньше не было ни в русской, ни в мировой художественной литературе. Писатель попытался решить в нем множество проблем: от социальных до нравственных и философских. Главным образом, Достоевский решает их через своих героев.
В анализируемом нами эпизоде встречи Раскольникова и Аркадия Ивановича Свидригайлова затрагиваются многие ключевые вопросы романа.
Этот эпизод закрывает третью и открывает четвертую часть романа. Свидригайлов появляется в тот момент, когда Раскольникову снится его преступление. Видя в полусне Свидригайлова, Родион принимает его за продолжение своего кошмара. Все это неслучайно. Испытывая муки совести во сне, Раскольников притягивает к себе Аркадия Ивановича, который испытывает такие же страдания, но не только во сне, но и наяву. Недаром он рассказывает Раскольникову о привидениях Марфы Ивановны и слуги Фильки, которые ему периодически являются.
Свидригайлов приходит к Раскольникову по поводу его сестры Дуни. Душу Аркадия Ивановича пробудила любовь к Дуне. После того как он неожиданно пожалел ее, в нем заговорила совесть. Он решает спасти Дуню от брака с мерзавцем Лужиным. Именно поэтому Свидригайлов приходит к Раскольникову и предлагает передать Дуняше десять тысяч рублей взамен ее отказа Лужину.
Но неожиданно разговор между героями переходит на личность Аркадия Ивановича. В этом эпизоде он раскрывается не только как человек глубоко порочный и циничный, но и как человек, страдающий и раскаивающийся. Об этом говорят его слова о вечности, которую он заслуживает: «…представьте себе, будет там одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот и вся вечность. Мне, знаете, в этом роде иногда мерещится… А почем знать, может быть это и есть справедливое, и знаете, я бы так непременно нарочно сделал!.."
В разговоре с Раскольниковым Свидригайлов упоминает о некотором «вояже», который он собирается предпринять и который по прочтении романа оборачивается его самоубийством из-за больной совести. Намек на это есть в анализируемом нами эпизоде: «…в самом деле, я вам говорил про вояж… Ну, это вопрос обширный… А если б знали вы, однако ж, об чем спрашиваете! — прибавил он и вдруг громко и коротко рассмеялся."
На мой взгляд, Аркадий Иванович Свидригайлов — это своеобразный «двойник» Раскольникова. Между ними много точек соприкосновения. Недаром сам Свидригайлов говорит, что между ними имеется «точка общая» и что «они одного поля ягоды». Мы приходим к мысли, что развратный и циничный Свидригайлов в глубине души осознает свою нравственную опустошенность. Он ни во что не верит и давно утратил различия между добром и злом, так же как и Раскольников. Я считаю, что теория Родиона Раскольникова о «правильном» преступлении в своем развитии непременно должна выродиться в свидригайловщину, то есть привести к полному моральному разложению личности, которой все дозволено.
Можно сказать, что Раскольникова спасло наказание правосудия. Каторга дает Раскольникову возможность осознать всю губительность своей теории, ее огромную разрушающую силу. Если бы не раскрытие преступления, как долго смог бы жить Родион, испытывая муки совести и внутренний раскол, вызванный несоответствием его теории и жизни?.. Я думаю, он рано или поздно покончил бы с собой, как это сделал Свидригайлов. А до того страшного момента он вел бы свидригайловскую жизнь, пытаясь заместить физической греховностью греховность духовную.
Аркадий Иванович не видит другой возможности разрешить муки своей совести, кроме как застрелиться. В отличие от него Раскольников, который духовно стоит выше, способен увидеть путь к спасению. Благодаря Соне герой приходит к Богу.
И Свидригайлов, и Раскольников по сути своей люди неплохие, но они как-то морально раздавлены тем страшным временем, главная черта которого — аморальность, то есть невозможность различать добро и зло. Можно сказать, что каждый в мире Достоевского преступник и каждый жертва. В связи с этим фигуру Свидригайлова можно считать не только отталкивающей, но и трагической. Вспомним, что в свое время Свидригайлов прошел «жизненную школу» в петербургских притонах. Потом неожиданно пришедшее богатство, жизнь хоть и сытая, но в полной зависимости от своей нелюбимой жены.
Достоевский открыто не обвиняет своего героя, поэтому окутывает его жизнь тайной. Мы не можем точно сказать, какие злодеяния действительно совершил Свидригайлов, в чем он повинен, что порождено больным воображением или клеветой.
Таким образом, эпизод знакомства Свидригайлова и Раскольникова играет важную роль в трактовке образов этих героев, помогает раскрыть их внутреннюю сущность, понять их «болезненность» и противоречивость. Именно данный отрывок романа показывает сходство и различие теорий Свидригайлова и Раскольникова, а также намечает их дальнейшую судьбу.
Другие сочинения по этому произведению
Бедные люди" в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание "Корень злых дел — в дурных мыслях". Л.Н.Толстой. (По одному из произведений русской литературы. — Ф.М.Достоевский. "Преступление и наказание") "Шаги" Раскольникова к преступлению (По роману Ф М Достоевского "Преступление и наказание") «Боль о человеке» в романе