Песнь о Роланде

Другой автор


Сочинения
36 сочинений

««Песнь о Роланде» – монументальный памятник средневекового эпоса»

Сочинение

Эта деталь дорисовывала бы ту линию «Песни», которую можно было бы рассматривать как попытку восстановить идею империи в интересах растущих политических планов анжуйской фамилии, объединившей под своей властью почти всю Францию.

Тобой я взял Анжуйский лен с Бретанью И Пуату и весь Мен без изъятья. Тобой я взял весь вольный край Норманский И взял тобой Прованс и Аквитанию.

Но если эта деталь остается «недостающим звеном цепи», то, во всяком случае, Роланд изображен в цитированном месте поэмы как объединитель земель, входивших в планы анжуйской экспансии.

Где и почему могла возникнуть и укрепиться такая идея во Франции XI – начала XII в.? Собственно французское королевство в то время было совсем слабо. Его окружали со всех сторон могучие вассалы – графы Шампани, Тулузы, владельцы Бургундии. Маркс отметил это положение французского королевства, называя графа Теобальда (Тибо) Шампанского «…почти столь же могущественного, как и король…».

История государства, возглавленного анжуйским родом Плантагенетов, остро заинтересовала и буржуазную науку. В 1933 г. вышла специальная работа выдающегося медиевиста Шарля Пти-Дютайе – «Феодальная монархия во Франции и в Англии X- XIII вв.», в которой прямо выдвигается понятие «анжуйской империи» – такое название дает Дютайе этому объединенному англофранцузскому королевству.

При целом ряде специфических дефектов (Дютайе игнорирует проблемы экономики и классовой борьбы) эта работа дает яркую картину создания государства-Плантагенетов. Приведенные в ней документы раскрывают политический кругозор эпохи. Генрих Плантагенет, сын графа Анжуйского, именует себя «королем Англии, герцогом Нормандии и Аквитании, графом Анжу» и приветствует «своих баронов» – «французских и английских». Каждый английский король лелеял мечты о присоединении к своей короне Шотландии и Ирландии – и король Шотландии стал вассалом Генриха II, а завоевание’Ирландии было им начато. Дочери Генриха II стали королевами Кастилии и Сицилии, король Арагонии был его союзником, графство Тулуза (Прованс) еле избежало его цепких рук.

Немецкий перевод «Песни», сделанный в 30-х гг. XII веке Конрадом, добавляет еще одну интересную подробность: у Конрада Диррих (Тьедри) объясняет свою готовность биться с Пинабелем тем, что Роланд воспитывал его. «Я – росток того же корня», говорит Диррих,-»я – ближайший родич Роланда». Эта версия мести Дирриха-Тьедри за Роланда дает две возможности толкования: либо Конрад для себя объяснил показавшееся ему странным заступничество какого-то неизвестного барона за Карла (у Конрада – за Роланда), либо это – утерянная и очень важная деталь анжуйской тенденции в цоэме: ведь если Диррих-Тьедри – «ближайший родич» Роланду, а Роланд – племянник Карла, значит, Диррих-Тьедри – какой-то косвенный родич самого Карла.

Внимательно следя за феодальными интригами и борьбой нескольких феодальных групп во Франции XII в., Маркс в своих конспектах отмечает все растущее значение одного из соперников и в то же время вассалов французского короля – Анжуйской графской фамилии. К середине XII в. граф Анжуйский Жоффруа Плантагенет был, по замечанию Маркса, «могущественнейшим феодалом», сын его Генрих – «могущественнейшим вассалом в государстве Людовика».

Вообще анжуйцы – три брата Готфрид, Диррих и Аргун (?) – у Конрада встречаются гораздо чаще, чем в Оксфордском списке, и за Готфридом (Джефрейтом) было закреплено его звание знаменосца: всюду он со знаменем в руках (семь упоминаний на всю переделку-перевод Конрада). Король Артур в книге Груффуда становится главой всего мира, прокладывает себе путь к Риму и торжественно вступает в него. Уже в 1154 г. известный англо-нормандский трувер Васе перевел (с большими переделками) книгу Груффуда на старофранцузский, и его перевод, названный им «Брут», имел очень заметный успех. Васе был придворным поэтом Генриха II Плантагенета – государя, при котором анжуйская династия достигла наибольших успехов на материке. Была ли анжуйская имперская ориентация придана жонглером, подвизавшимся при анжуйском дворе, или «Песнь» в ее Оксфордском списке была задумана с этой ориентацией – вопрос остается открытым.
Тобой смирил я скоттов и ирландцев, Англию всю…

«Песнь о Роланде», королевская джеста, характерна своими централизаторскими тенденциями: параллельно им выдвигается идея большого многонационального европейского государства, объединенного под властью императора Карла. Конечно, это государство – память об империи Каролингов- знакомо и по другим джестам, циклизировавшимся вокруг образа Карла. Но все же ни в какой другой джесте эта идея многонационального христианского государства не выступает так настойчиво, как в «Песни»: от Восточной Европы (поляки и сербы) до Англии и Ирландии лежат границы этого государства.

Этот политико-географический размах знаком нам по «Песни о Роланде». Пересчитывая земли, завоеванные для Карла мечом Дюрандалью, Роланд поочередно их называет:

Генрих Плантагенет, обладатель 13 французских графств, был наследником английского трона (а с 1151 г.- королем Англии Генрихом II) и «претендовал», по выражению Маркса, «на французские города и местности». Под властью Анжуйской фамилии Плантаге-иетов к середине XII в. были уже объединены (или могли отойти по праву наследования) герцогство Нормандия, и графство Бретань, земли Мен, Анжу и Пуату, герцогство Аквитанское и герцогство Гасконское (граничившее с Провансом) и Овернь, а за морем – Англия. В 1154 г. это подготовлявшееся гигантское для средневековой Европы объединение феодальных земель было закончено, но, конечно, блестящее завершение этой карьеры анжуйского дома явилось результатом долгой и упорной подготовительной работы, кстати, отмеченной Марксом в его конспектах.

Другие сочинения по этому произведению


Песнь о Роланде Образ Роланда во французской балладе «Песни о Роланде» Поэма о героической гибели графа Роланда «Песнь о Роланде» и главный герой граф Роланд Популярность Роланда в Европе Какие исторические события легли в основу песни о Роланде Фольклорная природа памятника французского средневекового эпоса РОЛАНД — ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ФРАНЦУЗСКОГО НАРОДА Роланд (герой «Песни о Роланде») Песнь о Роланде характеристика образа Карла Великого Характеристика образа Роланда Идея родины в «Песни о Роланде» Что такое рыцарский долг (по сказанию "Песнь о Роланде") (1 вариант) Карл Великий (персонаж «Песни о Роланде») Историческая правда в поэме «Песнь о Роланде» (поход Карла Великого) "Песнь о Роланде" — героический эпос средневековья Что такое рыцарский долг (по сказанию "Песнь о Роланде") (2 вариант) Образы героев в эпосе «Песнь о Роланде» Роланд идеал воина рыцаря Героическая эпопея «Песнь о Роланде» Пейзажные образы «Песня о Роланде» Что такое рыцарский долг (по сказанию "Песнь о Роланде") (3 вариант) Песнь о Роланде, Что такое рыцарский долг (по сказанию «Песнь о Роланде» Героический эпос народов «Песня о Роланде» Какое же событие легло в основу "Песнь о Роланде" Описание произведения «Песнь о Роланде» Герой французской эпической поэмы «Песнь о Роланде» Что такое рыцарский долг (по сказанию «Песнь о Роланде») Принципы эпической картины мира «Песни о Роланде» Сид — главный персонаж поэмы национальный герой Испании Мотив рыцарской чести, долга, служения королю в «Песне о Роланде» Объясните роль объединения исторической правды и художественного вымысла в героическом эпосе «Песня о Роланде» Общая характеристика средневекового готического эпоса («Песнь о Роланде») Каким я представляю себе главного героя «Песни о Роланде» Ганелон (персонаж «Песни о Роланде»)