Отцы и дети

Иван Сергеевич Тургенев


Краткое изложение
Читается примерно за 8 минут
Сочинения
535 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Новый герой русской литературы XIX века»

Сочинение

Сила без содержания. И. С. Тургенев «Отцы» и «дети» у Тургенева — это именно дворяне и разночинцы, их непримиримые противоречия отразились в его романе с такой ясностью и отчетливостью, были изображены с такой художественной силой, что само произведение стало явлением не только русской литературы, но и общественной жизни. Не было тогда в русском обществе человека, который бы отнесся равнодушно к роману, и прежде всего к главному герою его, разночинцу Базарову Евгению Васильевичу... «Я не помню, чтобы какое-нибудь литературное произведение наделало столько шуму и возбудило столько разговоров, как повесть Тургенева "Отцы и дети". Можно положительно сказать, что "Отцы и дети" были прочитаны даже такими людьми, которые со школьной скамьи не брали книгу в руки»,— вспоминала А. Панаева. В критике схлестнулись крупнейшие общественные деятели: роман и решительно превозносился, и столь же безапелляционно отрицался. А это и понятно. Базаров для русской жизни и для русской литературы — фигура новая, во всем необычная. Уже внешний облик его подчеркивает новизну, демократизм героя. Прежде читатель привык встречать внешне изящных, с иголочки и по последней моде одетых благородных героев — Онегина, Печорина, Бельтова, Рудина... А тут — в старинной «одежонке», с большими красными руками без перчаток, с грубыми чертами лица, нелепыми бакенбардами, с грубоватыми манерами, курящий отвратительные вонючие «сигарки» — Базаров. «...От сурового труда грубеют руки, грубеют манеры, грубеют чувства»,— пояснил позднее Писарев читающей публике. Базаров, оригинальный внешне, необычен и по происхождению. «Мой дед землю пахал»,— «с надменной гордостью» заявляет он дворянам Кирсановым. Прежде этого могли только стыдиться. А он и представляется не по-дворянски, а по-крестьянски, произнося отчество на манер фамилии: «Евгений Васильев». Сам по себе разночинец — не такая уж новость для русской литературы. Он известен еще со времен Пушкина — Евгений из «Медного всадника», Самсон Вырин из «Станционного смотрителя», а позже Акакий Акакиевич Башмачкин из гоголевской «Шинели». По отношению к ним даже сложилось особое названи «маленькие люди», забитые судьбой, вечные страдальцы, Ищие, несчастные — они стали символом социального угнетения, всяческих бед и лишений. Покупка шинели могла стать величайшим событием их маленькой жизни, апофеозом всей человеческой деятельности. Но Базаров — не «маленький человек». Силу его натуры признают все, даже ненавидящий и презирающий его Павел Петрович Кирсанов. Да и сам о себе Евгений Васильевич говорит: «Ведь я гигант!» Прежние герои русской литературы — дворяне непременно попадали в разряд «лишних людей». Базаров пришел в жизнь как работник, имеющий перед собой ясную цель. Он не оглядывается на свое воспитание и не ссылается на неблагоприятное время. «Всякий человек сам себя воспитывать должен. А что касается до времени — отчего я от него зависеть буду. Пускай лучше оно зависит от меня»,— и в этом он необычен. Базаров внешне заурядный студент-медик, «лекаришка», как презрительно морщится Павел Петрович, но все чувствуют и понимают: судьба простого уездного лекаря — не для Базарова. Аркадий Кирсанов прямо утверждает в разговоре с отцом Базарова, что сын его прославится, но не на медицинском поприще. В Базарове, без сомнения, угадывается общественный деятель, революционер. Тургенев первый среди русских писателей поразительным художественным чутьем угадал, а затем i отобразил это невиданное явление русской жизни — нигилизм Итак, впервые появился революционер перед русской публикой Именно революционер, хотя в романе «Отцы и дети» он ка] будто далек еще от какой бы то ни было революционной борь бы. Но автор настойчиво подчеркивал: «...если он называете, нигилистом, то надо читать: революционером». Само отрицание беспощадное отрицание Базаровым многих сторон действительности революционно по своей сути. Слово «нигилист» происходит от латинского nihil — HE что. Ничто не принимать на веру — вот знамя нигилизм* Тургенев не сам придумал это слово, но «создал» его, ибо после выхода «Отцов и детей» это слово вошло в общее употребление и приобрело именно то значение, какое придал ему писатель. Достоевский записал у себя: «Нигилисты появились нас потому, что мы все нигилисты». Все революционеры? известном смысле — да. Россия находилась на крутом переломе своей истории; и сам момент был революционным — в широком смысле слова... Одним из символов этого времени стала фигура «нигилиста». Нигилизм Базарова — это попытка преодолеть шаблонность мышления, а также отвлеченных от действительности идей и понятий. «—Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы,— говорит Базаров в диалоге с Павлом Петровичем,— подумаешь сколько иностранных... и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны... — Что же ему нужно, по-вашему?.. Помилуйте — логика истории требует... — Да на что нам эта логика? Мы и без нее обходимся... — Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным,— промолвил Базаров.— В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем. — Все? — Все. — Как? Не только искусство, поэзию... но и... страшно вымолвить... — Все,— с невыразимым спокойствием повторил Базаров». Для того времени утверждение подобных взглядов имело особое — революционное значение. Правда, Тургенев в отрицании видел силу опасную: «Но в отрицании, как в огне, есть истребляющая сила — и как удержать эту силу в границах, когда-то, что она должна истребить, и то, что ей следует пощадить, часто слито и связано неразрывно?» — спрашивает Тургенев в статье «Гамлет и Дон Кихот». В переломную эпоху российской истории необходимо было уяснить и разграничить позиции «отцов» и «детей», ибо внешне и те и другие имели как будто единую цель: общественное благо. Но единой цели еще недостаточно для единства стремящихся к ней. Молодые радикалы-разночинцы и либеральное дворянство видели перед собой разные пути движения к цели. Важной задачей нигилиста, его общественным делом, как показал Тургенев, стало выявление именно этих различий. Базаров со своей задачей справляется блестяще: «...мы догадались, что болтать, все только болтать о наших язвах не стоит труда, что это ведет только к пошлости и доктринерству; мы увидали, что умники наши, так называемые передовые люди и обличители, никуда не годятся, что мы занимаемся вздором, толкуем о каком-то искусстве, бессознательном творчестве, о парламентаризме, об адвокатуре и черт знает о чем, когда дело идет о насущном хлебе, когда грубейшее суеверие нас душит... оказывается недостаток в честных людях, когда самая свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке». До слез знакомая картина, страшно становится, что ничего е меняется в русском обществе. Отношение автора к герою неоднозначно. «Я хотел сделать его лицо трагическое»,— признавался сам Тургенев. «И действительно, ни один из подобных героев не находился в таком трагическом положении, в каком мы видим Базарова»,— отмечал Писарев. Базаров — естественник, он превозносит возможности той науки, которой он занимается. Ему кажется, что развитие науки, наконец, поможет человеку проникнуть во все тайны жизни, даст ему могущество над природой. Во всех рассуждениях о человеке для Базарова анатомия и физиология являются истиной в последней инстанции. Его излюбленный принцип — разрезать и посмотреть: «...ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться загадочному взгляду? Все это романтизм, чепуха, гниль, художество». Исходя из сходства в анатомическом строении людей Базаров рассуждает так: «Все люди друг на друга похожи телом, так и душой, и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься отдельною березой». Но теперь и с медицинской точки зрения это неверно: «человеческие экземпляры» и телом не похожи. Мнение Базарова было определено сравнительно низким уровнем развития науки. Но важнее другое его заблуждение: он отрицает индивидуальную неповторимость человеческой личности. Люди не похожи душой, сак березы в лесу (в сущности, и березы-то не похожи). Но для Базарова это «гниль и художество», поэтому он просто не заметил глубокой по своей социальной значимости мысли Павла Петровича Кирсанова: «Личность...— вот главное; человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней все строится». Порой Базаров впадает в противоречия. Он отрицает личность, но, по сути, утверждает себя именно как личность. Он заявляет: «Нравственные болезни происходят... от безобразного состояния общества. Исправьте общество, и болезней не будет» — и этим как бы декларирует полную зависимость личности от среды. Не он же и другое говорит: «пусть время от меня зависит», то ест] для себя отрицает влияние среды. Столь же категоричен Базаро] и в отрицании искусства: «Рафаэль гроша медного не стоит», j «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Рассуждая об искусстве, Базаров демонстрирует свое удручающее невежество, однако совершенно не смущается этим. Он сплеча ает вещи, которых «не знает или не понимает»... Остается добавить об одной частной ошибке Базарова в отношении этики и эстетики. Он повторяет ошибку Павла Петровича, который ! счел нравственность и искусство принадлежностью одного лишь дворянства. Именно бездельники-дворяне, по убеждению Базарова, придумали себе от скуки все эти «пустяки», трудящемуся же ! человеку они «даром не нужны». «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»,— поучает он Аркадия и деспотически пытается навязать ему свое отрицание эстетики. Подобная система взглядов приводит к обедненному пониманию и восприятию жизни, человека, всего окружающего мира. И в этом великая трагедия Базарова, как и в его одиночестве. Правда, сам он заявляет: «Нас не так мало, как вы полагаете». Но в романе у него нет ни одного единомышленника. Лишь карикатурные фигуры Ситникова и Кукшиной, а еще Аркадий, временный и случайный попутчик. Базаров одинок и в личной жизни. Старики родители чуть ли не боятся его, он с ними скучает, терпит он крах и в своих отношениях с Одинцовой. Эти отношения окончательно надломили героя, ибо была уязвлена «дьявольская» гордость Базарова. Он самоуверенно заявил Аркадию: «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе». И такой человек нашелся — Одинцова. Неожиданно выяснилось, что и с народом, знанием и пониманием которого Базаров так кичился, у него тоже нет подлинной близости, среди крестьян он слывет «чем-то вроде шута горохового». «Известно, барин: разве он что понимает?» Вот поистине приговор, вынесенный Базарову простым мужиком. Позже, полемизируя с Чернышевским и его романом «Что делать?», в «Записках из подполья» Достоевский раскроет несостоятельность рационализма. Существование Базаровых и Рахметовых немало способствовало появлению «подпольных парадоксалистов». То была своеобразная реакция на рационализм. Смерть Базарова — исход его трагической жизни. Внешне она представляется нелепой и случайной, но, в сущности, она явилась логическим завершением развития образа Базарова. Она подготовлена всем ходом повествования. Усталость, бездействие и тоска героя не могли получить иного исхода. Но и в смерти он остается верен себе. Лучше Писарева об этом не скажешь: «Умереть так, как умер Базаров,— все равно что сделать великий подвиг». Именно здесь вспоминается фраза героя: «Ведь я же гигант!»; перед самой смертью он произносит: «Я нужен России... Нет, видно, не нужен». Наказание Базарова в нем самом, в его глубокой тоске, которую разглядел Достоевский и сказал о Евгении Васильевиче, беспокойном и тоскующем (признак великого сердца), несмотря на весь его нигилизм». Тургенев высоко оценил отзыв Достоевского и писал, что так верно, как Федор Михайлович, никто роман и не понял. «Сила без содержания» — это авторский комментарий к образу Базарова. С предельной откровенностью отразил автор в главном герое недоверие к той нарождающейся общественной силе, которую олицетворял Евгений Базаров, не кто иной, как Дон Кихот, переродившийся в Гамлета. Пессимист Гамлет вновь брал верх на, а энтузиастом Дон Кихотом, ввергая писателя в новый, глубокий и затяжной духовный кризис.

Другие сочинения по этому произведению


«Барчуки проклятые» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» "Отцы и дети" в русской критике «Смерть героя» (анализ эпизода смерти Базарова) «Бунтующее сердце» (образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети») «Бунтующее сердце» (образ Евгения Базарова) «Бунтующее сердце» (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети») «Измениться не может никто, но стать лучше может каждый» (Э. Фейхтерслебен) (по романам «Война и мир», «Преступление и наказание», «Отцы и дети») «Николай Петрович — это я…» (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети») «Отцы и дети», как философский роман «Отцы» и «дети» в одноименном романе И. С. Тургенева «Равнодушная» природа в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» "Страстное, грешное, бунтующее сердце" (образ Евгения Базарова) «Учитель» и «ученик» «Человек не может быть доволен собой полностью, ежели он только разрушает и ничего не строит» (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»). Автор и его герой в романе Тургенева "Отцы и дети" Авторская позиция в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Авторская позиция Тургенева в романе «Отцы и Дети» Анализ сцен «Объяснение в любви князя Андрея к Наталье Ростовой» (роман Л. Н. Толстого «Война и Мир»); «Аркадий Кирсанов делает предложение Катерине Локтевой» (роман И. С. Тургенева Анализ сцены дуэли в произведении Тургенева «Отцы и дети» (XXIV гл.) Анализ эпизода 18-ой главы романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Анализ эпизода смерть Базарова (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети») Антитеза в романе И. А. Тургенева «Отцы и дети» Антитеза как художественное средство Антитеза как художественное средство на примере романа И. С. Тургенева "Отцы и дети" Аркадий и Базаров Афоризмы в романе И. Тургенева «Отцы и дети» Базаров «лицо трагическое» Базаров — «новый человек» эпохи 60-х годов XIX века. Базаров — победитель или проигравший? Базаров — представитель разночинной интеллигенции (по роману «Отцы и дети») Базаров в любви и смерти Базаров и Аркадий. Сравнительная характеристика. Базаров и Аркадий: сравнительная характеристика (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»). Базаров и герои Н. Чернышевского Базаров и его мнимые единомышленники. (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».) Базаров и Кирсанов Базаров и Одинцова (анализ главы 18 романа И. А. Тургенева «Отцы и дети») Базаров и Одинцова (по роману И. А. Тургенева «Отцы и дети») Базаров и Одинцова (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети») Базаров и старшие Кирсановы Базаров как зеркало русского нигилизма (роман И. С. Тургенева «Отцы и дети») Базаров перед лицом смерти (анализ эпизода) Базаров- герой своего времени или лишний человек? Бунтующее сердце (образ Базарова) (по роману «Отцы и дети» Тургенева) В чем заключается трагизм нигилиста Е. Базарова? В чем сложность взаимоотношений Базарова и Одинцовой? (по роману И. А. Тургенева «Отцы и дети») В чем смысл испытания Базарова любовью в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» В чем трагедия Базарова? (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети») Взаимоотношения героев романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Визит к Евдоксии Кукшиной. (Анализ главы XIII из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».) Встреча Аркадия с отцом (анализ второй главы романа И. С. Тургенева «Отцы и дети») Герои ищущие и мыслящие (по романам И. С. Тургенева «Отцы и дети» и Л. Н. Толстого «Война и мир») Герои-антагонисты в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети" Герой времени в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети" Герой романа — сама жизнь (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети») Герой своего времени Давайте поспорим, Базаров! (По роману И. С, Тургенева «Отцы и дети») Два героя-студента — Базаров и Раскольников Два Евгения - Онегин и Базаров. Демократ Базаров и либералы Кирсановы Дружба и любовь в жизни Базарова Евгений Базаров — представитель нового времени Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети" Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов: сравнительная характеристика Евгений Базаров и П. П. Кирсанов (по роману И.С. ТУргенева «Отцы и дети») Евгений Базаров и Павел Кирсанов в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров и Павел Кирсанов Евгений Базаров: неоднозначность образа Жанровые и композиционные особенности романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Жанровые и композиционные особенности романа И. Тургенева "Отцы и дети" Женские образы в прозе И. С. Тургенева (по роману «Отцы и дети») Женские образы в романах И. Тургенева «Отцы и дети» и И. Гончарова «Обломов» Женские образы в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Женские образы в романе И. Тургенева «Отцы и дети». Женские образы в романе Тургенева «Отцы и дети», их роль в раскрытии содержания романа. Жизнь и смерть Евгения Базарова Значение предыстории и эпилога в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Значение сюжетной вставки о княгине Р. в романе И. Тургенева "Отцы и дети" Ирония в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети" Испытание героя любовью в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети" Испытание любовью Базарова История княгини Р. в романе И.Тургенева "Отцы и дети" История отношений Базарова с Одинцовой (по роману Тургенева «Отцы и дети») Каково авторское отношение к Базарову? (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети») Конкретно-историческая и общечеловеческая проблематика в романе Тургенева «Отцы и дети» Конкретно-историческое и вечное в образах Чацкого и Базарова Конфликт Базарова и Кирсанова-конфликт двух эпох Конфликт отцов и детей Конфликт поколений в романе «Отцы и дети» Кто нужней России? (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети») Линии споров между Евгением Базаровым и Павлом Кирсановым (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети») Личность Базарова в романе «Отцы и дети» Любовь в жизни Базарова и братьев Кирсановых Любовь в жизни Базарова и Кирсановых (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети») Любовь в жизни Базарова и семьи Кирсановых Любовь в жизни героев в романе «Отцы и Дети» Любовь в жизни героев романа «Отцы и дети». Любовь в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Любовь в романе Тургенева «Отцы и дети» Любовь на страницах романа «Отцы и дети» Мифологические и библейские мотивы в романе И. Тургенева "Отцы и дети" Младшее поколение в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Мое мнение о Базарове Моё отношение к Базарову (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети») Мое отношение к Базарову. Мое первое знакомство с Базаровым и окончательное мнение о нем Моё первое знакомство с Базаровым и сегодняшнее мнение о нём Можно ли Базарова назвать «лишним» человеком? (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»). Можно ли считать Базарова положительным героем? Мой обвиняемый Евгений Базаров (По роману И. С. Тургенева "Отцы и дети") Мой обвиняемый Евгений Базаров Мой подзащитный Евгений Базаров (По роману И. С. Тургенева "Отцы и дети") Мой подзащитный Евгений Базаров Накипь нигилизма Народ и герои романа "Отцы и дети" Нигилизм Базарова (по роману И. А. Тургенева «Отцы и деты») Новый герой русской литературы XIX века (по роману И. Тургенева «Отцы и дети») Нужны ли Базаровы России? Нужны ли России Базаровы? О чем бы я хотел поспорить с Базаровым? О чем спорят Евгений Базаров и П. П. Кирсанов в романе Тургенева «Отцы и дети» Образ Базарова и методы его создания по роману Тургенева «Отцы и дети» Образ Анны Сергеевны Одинцовой и ее роль в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» ОБРАЗ БАЗАРОВА Образ Базарова (по роману Тургенева "Отцы и дети") Образ Базарова в романе И. Тургенева «Отцы и дети» Образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Образ Базарова в романе Тургенева "Отцы и дети" Образ Е. Базарова в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети" Образ Евгения Базарова (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»). Образ Евгения Базарова в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети" Образ Евгения Базарова Образ нигилиста Базарова Образ Павла Петровича в романе Образ разночинца в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Образы "отцов" в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети" Образы Аркадия и Базарова в романе И.Тургенева "Отцы и дети" Объяснение Аркадия и Кати (анализ эпизода из 25-й главы романа И. С. Тургенева «Отцы и дети») Объяснение Базарова с Одинцовой Объяснение Базарова с Одинцовой (анализ эпизода из 18-ой главы романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»). Одинок ли Базаров? Особенности языка романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Отец и сын Кирсановы в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети" Отражение общественной борьбы 60х годов xix века в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети" Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров в романе Тургенева "Отцы и дети" Письмо Аркадия Кирсанова своему отцу, Николаю Петровичу Кирсанову (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети») Письмо Аркадия отцу (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети») Письмо Базарову Письмо Базарову (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети») Письмо Павла Петровича Кирсанова Сергею Павловичу (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети») Почему "сон Обломова" является образным и смысловым ключом к пониманию всего романа? Почему И. С. Тургенев назвал Базарова «лицом трагическим»? Почему можно говорить, что Базаров и Раскольников — герои одной эпохи? Почему не сложились отношения Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым? (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети») Почему одинок Базаров (по роману «Отцы и дети») Почему Тургенев «умертвил» Базарова? Прав ли Базаров, говоря, что «Рафаэль гроша медного не стоит»? Прав ли Базаров, утверждая, что «Рафаэль гроша медного не стоит…» Прав ли был Базаров, утверждая, что «Рафаэль гроша медного не стоит»? Природа в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети" Проблема «отцов и детей» в романе Проблема героя времени в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети" Проблема нигилизма в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети" Проблема отцов и детей в романе И. С. Тургенева Проблема положительного героя в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети" Проблема самоопределения героев в романе "Отцы и дети" Проблематика романа "Отцы и дети" Проблематика романа И. С. Тургенева "Отцы и дети" Путь к моему сердцу, или Дневник Евгения Базарова (По роману «Отцы и дети» И. С. Тургенева) Разночинец Евгений Базаров Религиозная символика в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Роль второстепенных персонажей в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного содержания романа Роль пейзажа в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Роль семьи в воспитании личности (по произведению И. С. Тургенева «Отцы и дети») Роль эпилога в романе Тургенева «Отцы и дети» Роман И. С. Тургенева "Отцы и дети" в русской критике Роман И. Тургенева «Отцы и дети» в русской критике. Сатирические мотивы и их роль в романе И. Тургенева "Отцы и дети" Сатирические образы в романе Тургенева «Отцы и дети» Сила и слабость базаровскго нигилизма Сила и слабость базаровского нигилизма (по роману И. С. Тургенев «Отцы и дети») Сила и слабость базаровского нигилизма (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети») Сила и слабость позиции Базарова в споре с Павлом Петровичем (по роману И.С. ТУргенева «Отцы и дети»). Сильные и слабые стороны нигилизма Смысл заглавия романа "Отцы и дети" Смысл названия романа «Отцы и дети» СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РОМАНА И. С. ТУРГЕНЕВА "ОТЦЫ И ДЕТИ" Смысл названия романа И. Тургенева «Отцы и дети» Смысл названия романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Сопоставительная характеристика Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова Сопоставительная характеристика Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова (по роману "Отцы и дети") Спор двух поколений в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети" Споры между отцами и детьми (по роману Тургенева «Отцы и дети») Способы раскрытия образа Базарова в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети" Сравнительная характеристик Базарова и Павла Петровича Кирсанова Сравнительная характеристика Николая Петровича и Павла Петровича Кирсановых Столкновение мировоззрений (по роману И. Тургенева "Отцы и дети") Столкновение теории с жизнью Столкновение теории с жизнью в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Страстное, грешное, бунтующее сердце Евгения Базарова Страстное, грозное, бунтующее сердце (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети) Судьба Базарова и отношение автора к герою в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети" Суть споров «отцов» и «детей» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Сцена объяснения Аркадия и Кати. (Анализ эпизода из романа И. С. Тургенвва «Отцы и дети», гл. XXV.) Сцена у стога (анализ эпизода из 21-й главы романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»). Таинственная княгиня Р. в романе И. Тургенева «Отцы и дети» Тема дворянской усадьбы в романе И. Тургенева "Отцы и дети" Тема дружбы в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»: Базаров и Аркадий Тема отцов и детей в одноименном романе Тургенева "Отцы и дети" Трагедия Базарова Трагедия Евгения Базарова Трагизм образа Базарова Трагизм образа Базарова (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети») Трагизм образа Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Трагическая фигура Евгения Базарова в романе Тургенева “Отцы и дети” Устарела ли проблема «отцов» и «детей» сегодня? Философия Базарова и ее испытание жизнью Характер конфликта в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети" Характеристика «детей» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Художественное мастерство Тургенева в раскрытии идейных противоречий эпохи в романе "Отцы и дети" Через какие испытания проходят герои романа Тургенева «Отцы и дети»? Чиновничество в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Что такое «базаровщина» Что я люблю и чего не принимаю в Базарове Что я принимаю в Базарове и с чем я спорю Я хочу рассказать вам о книге… (о романе И. С. Тургенева «Отцы и дети») Является ли Базаров сильной личностью? Конфликт поколений в романе Тургенева «Отцы и дети» Какую роль играют образы Кукшиной и Ситникова в романе "Отцы и дети" Как раскрывается характер Базарова в отношениях с родителями «БАЗАРОВ и ОДИНЦОВА. Испытание любовью» Образ Аркадия Кирсанова в романе «Отцы и дети» Зачем в романе "Отцы и дети" представлена история счастливой любви Аркадия Кирсанова и Кати Локтевой Образ Кирсанова в романе "Отцы и дети" Дуэль Павла Петровича с Базаровым История создания и анализ романа "Отцы и дети" Тургенева И.С. Тема любви в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» Тема дружбы в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети" Базаров и Аркадий Тургенев «Отцы и дети» Характеристика образа Кирсанова Николая Петровича Смысл споров Павла Петровича и Базарова и основная идея романа Тургенева «Отцы и дети» Критика романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева Образ Анны Сергеевны Одинцовой и её роль в романе Сила и слабость базаровского нигилизма СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАЗАРОВА И ПАВЛА ПЕТРОВИЧА КИРСАНОВА (И.С. Тургенев "Отцы и дети") Как я понимаю нигилизм Базарова Что мне нравится и что я не принимаю в Базарове (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети») Базаров и его отношение к искусству Можно ли назвать дружбой взаимоотношения Базарова и Аркадия Роль и место любовных историй в романе И. Тургенева "Отцы и дети" Характеристика образа Базаровой Арины Власьевны Споры Базарова и П.П.Кирсанова в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети" Характеристика образа Евгения Базарова в романе «Отцы и дети» Роль диалогов-споров в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети" Тема человека и природы в романе Тургенева «Отцы и дети» Противостояние поколений в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Трагическая смерть Базарова и ее причины Черты характера Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Почему и как произошёл разрыв между Базаровым и его другом Аркадием Конфликт «Отцов и детей" в изображении И. С. Тургенева Базаров, нигилист, представляет «новых людей» Описание природы и ее роль в романе Тургенева «Отцы и дети» Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы (по роману Тургенева «Отцы и дети») Афоризмы в романе «Отцы и дети» Фенечка Анна Одинцова княгиня Р — героини романа Ивана Тургенева «Отцы и дети» Сюжет и композиция романа «Отцы и дети» Образы стариков Базаровых Что я принимаю и что не принимаю в Базарове О ЧЕМ СПОРИЛИ Е. БАЗАРОВ И П. П. КИРСАНОВ В РОМАНЕ И. С. ТУРГЕНЕВА "ОТЦЫ И ДЕТИ"? «Отцы и дети» образец социально-психологического романа Образ Ольги Ильинской в романе Гончарова «Обломов» Кто прав? (споры Базарова) Взаимосвязь образов: Базаров и его родители Авторская позиция и средства ее выражения в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" Характеристика образа Кукшиной Авдотьи Никитишной Суть споров отцов и детей в романе И. С. Тургенева ЕВГЕНИЙ БАЗАРОВ И ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ КИРСАНОВ В ИДЕЙНОМ СПОРЕ “ОТЦОВ И ДЕТЕЙ” (по роману И.С. Тургенева “Отцы и дети”) Система образов в романе Тургенева «Отцы и дети»: Евгений Базаров и Павел Кирсанов Смысл названия романа. "Герой времени" в "Отцах и детях". Художественный прием "психологической пары" Характеристика образа Кати История отношений Базарова с Одинцовой Анализ романа "Отцы и дети" Тургенева И.С. Нигилизм и нигилисты в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети" Анализ сцены дуэли в произведении Тургенева «Отцы и дети» Отцы и дети, Тургенев, Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына Базаров и русский народ Почему встреча Базарова и Одинцовой не привела к счастью взаимной любви Одинцова Анна Сергеевна Чтоя принимаю и не принимаю в характере и поступках Евгения Базарова Споры критиков о романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» О характере идеала Тургенева Спор двух поколений в романе Тургенева "Отцы и дети" Евгений Базаров и Павел Кирсанов в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети” Образ нигилиста в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Характеристика образа Ситникова Описание образов второстепенных героев в романе «Отцы и дети» Споры П. Кирсанова с Е. Базаровым и их идейное значение ОБ ИДЕЙНОЙ МОДЕ И УБЕЖДЕНИЯХ В "ОТЦАХ И ДЕТЯХ" И.С. ТУРГЕНЕВА Базаров и Павел Петрович Кирсанов. (И.С. Тургенев "Отцы и дети") ОБРАЗ БАЗАРОВА. СИЛА И БЕССИЛИЕ ГЕРОЯ РОМАНА ТУРГЕНЕВА "ОТЦЫ И ДЕТИ" Образ Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети», его авторская оценка. Образы демократов (по романам И.С. Тургенева «Рудин», «Накануне», «Отцы и дети») Базаров и Аркадий. Сравнительная характеристика героев Трагическое одиночество Базарова (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети») Сила и слабость Базарова Роман Тургенева «Отцы и дети» и его критики Взаимосвязь образов Базарова и Одинцовой в романе «Отцы и дети» Художественное мастерство Тургенева в романе «Отцы и дети» Конфликт двух поколений в романе Тургенева «Отцы и дети» «Демократ до конца ногтей» Базаров Сюжетная линия Павла Петровича в романе «Отцы и дети» Антитеза в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" О происхождении Базарова Базаров и Павел Петрович Кирсанов, как антиподы и двойники (Сопоставительная характеристика героев романа Тургенева «Отцы и дети») Столкновение теории с жизнью (По роману Тургенева «Отцы и дети») Конфликт «Отцы и дети» Роль портрета в раскрытии характеров героев романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Образ «нового человека» в романе «Лишние люди» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Конфликт двух мировоззрений в романе Тургенева «Отцы и дети» Каково авторское отношение к Базарову О моде и убеждениях (по роману Тургенева «Отцы и дети») Путь к моему сердцу, или Дневник Евгения Базарова Страстное, грозное, бунтующее сердце Конкретно историческое и вечное в образах Чацкого и Базарова Особенности психологизма романа Тургенева «Отцы и дети» Базаров, как трагический герой (по роману Ивана Тургенева «Отцы и дети») Интеллигенты-дворяне в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Почему Базаров одинок в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Павел Петрович 2 Слово и дело Базарова Женские образы в романе Тургенева «Отцы и дети» О сюжете романа Тургенева «Отцы и дети» Полемика с Антоновичем о Базарове Предметный мир в контексте характеристики героев романа «Отцы и дети» Моё отношению к главному герою романа «Отцы и дети» Сила и слабость позиции Базарова в споре с Павлом Петровичем Кульминация взаимоотношений Базарова и Одинцовой На мой взгляд Базаров герой романа Лишний Базаров Герой времени в романе Тургенева "Отцы и дети" Женские образы в романах И.С.Тургенева "Отцы и дети" и И.А.Гончарова "Обломов" Конфликт двух мировоззрений в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети" Базаров - черты личности Ирония как художественный прием в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети" Главный композиционный приём «Отцов и детей» Черновая рукопись романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» "Отцы и дети" Тургенев Вечное в Базарове с Гоголевские мотивы в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" Отец и сын Кирсановы в романе И.О. Тургенева "Отцы и дети" Человек схвачен автором в каждом движении Базарова (По роману «Отцы и дети») Кто такие «дети» в романе Тургенева «Отцы и дети» Непримиримость взглядов и идеологий на страницах романа «Отцы и дети» Базаров — "новый человек" Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов в идейном споре отцов и детей «Отцы и дети» антинигилистический роман Что побеждает: жизнь или нигилизм Базарова Характеристика образа Кирсанова Павла Петровича Сюжетно композиционные особенности романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Почему у Базарова не нашлось других последователей кроме Ситникова и Кукшиной Тип демократа шестидесятника в романе Тургенева «Отцы и дети» Базаров представитель разночинной интеллигенции «Бунтующее сердце» Базарова Катя — младшая сестра Анны Сергеевны Одинцовой Базарова Арина Власьевна — мать главного героя Тема любви в романе Тургенева "Отцы и дети" Базаров — революционер демократ Сатирические мотивы и их роль в романе Тургенева "Отцы и дети" Автор и его герой в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Барчуки проклятые" в романе И. С Тургенева "Отцы и дети Столкновение теории с жизнью (по роману И. С. Тургенева "Отцы и дети") АВТОР И ГЕРОЙ В РОМАНЕ И.С.ТУРГЕНЕВА "Рудин", "Отцы и дети" Аркадий и Базаров (И.С. Тургенев "Отцы и дети") Моё отношение к Евгению Базарову. Образы разночинцев в романе И.С. Тургенева "Отцы и Дети" и в романе Н.Г. Чернышевского "Что делать?". Пейзаж в произведении "Отцы и дети". ВЕЧНЫЕ ТИПЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И. С. ТУРГЕНЕВА (РУДИН, ИНСАРОВ, БАЗАРОВ) Мое отношение к Базарову (1) Мое отношение к Базарову (2) Что нам дорого в Базарове и в чем мы не можем с ним согласиться Полемика с Антоновичем о Базарове — главном герое произведения Тургенева «Отцы и дети» Бог изгнал Адама и Еву из рая за то, что они его ослушались Базаров 2 Павел Петрович 1 Второстепенные образы в романе Тургенева «Отцы и дети» Дворяне и разночинцы двух поколений в романе Тургенева «Отцы и дети» Образ нигилиста, бунтаря, разночинца романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Базаров — предмет подражания и ненависти героев романа И. С. Тургенева Евгений Базаров перед лицом России Евгений Базаров – моя противоположность Рудин, Инсаров, Базаров произведениях И. С. Тургенева Контекст романа «Отцы и дети» Диалогические сцены в романе «Отцы и дети» Базаров и Павел Петрович Кирсанов Судьба поколения: Базаров и братья Кирсанова Фабульная сторона романа «Отцы и дети» Гоголевские мотивы в романе Ивана Тургенева "Отцы и дети" Тема любви в русской прозе XIX века (По роману Тургенева «Отцы и дети») Страстное грозное бунтующее сердце(по роману И. С. Тургенева "Отцы и дети) Образ и характеристика Базарова в романе «Отцы и дети» История работы Тургенева над романом «Отцы и дети» Своеобразная художественная летопись в романе «Отцы и дети» Последняя глава романа «Отцы и дети» Своеобразие конфликта в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Образ «нового человека» и отношение автора к нему в романе Тургенева «Отцы и дети» Перемены в характере Базарова в развитии романа Базаров и вечные ценности Мастерство писателя в романе "Отцы и дети" Женский характер в прозе И.С. Тургенева ВРЕМЕННЫЕ И МНИМЫЕ СОЮЗНИКИ БАЗАРОВА (по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети") В ЧЕМ СУЩНОСТЬ НИГИЛИЗМА БАЗАРОВА (И.С. Тургенев "Отцы и дети") БАЗАРОВ И РАСКОЛЬНИКОВ Приемы комического и их роль в одном из произведений русской литературы XIX века (И.С. Тургенев "Отцы и дети") Павел и Николай Петрович Кирсановы в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети". Базаров как представитель разночинной интеллигенции (по роману "Отцы и дети") Визит к Евдоксии Кукшиной Сцена объяснения Аркадия и Кати По роману И.С. Тургенева "Отцы и дети". Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров. Споры Базарова с Павлом Петровичем: кто же прав? (Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети") Базаров 1 Базаров 3 Замысел и сюжет романа Тургенева «Отцы и дети» Сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» Cравнительная характеристика персонажей: Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов Евгений Базаров и «аристократ до мозга костей» Павел Кирсанов Россия конца пятидесятых годов 19 века Главная психологическая пара романа: Базаров и Павел Петрович Кирсанов Трагическое величие Базарова Страстное сердце в романе «Отцы и дети» Художественный прием «психологической пары» «Отцы» и «дети» в одноименном романе Конфликт разночинцев и дворян в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Базаров и его мнимые единомышленники Художественный прием «психологической пары» в романе Ивана Тургенева «Отцы и дети» «…Они лучшие из дворян и именно потому выбраны мною чтобы доказать их несостоятельность» (по роману Ивана Тургенева «Отцы и дети») Роман «Отцы и дети». Всякий человек сам себя воспитывать Любовь в жизни Базарова и Кирсановых Любовь и дружба в жизни Базаров Трагическое одиночество Базарова Женские образы в прозе И.С.Тургенева Евгений Базаров как представитель нового времени Дерево как символическая деталь в романе “Отцы и дети”. Страстное, грозное, бунтарское сердце. По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» «Русский Инсаров» в романе Тургенева «Отцы и дети» Ученическое произведение по роману «Отцы и дети» И. С. Тургенева Композиция и сюжет романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Принцип контраста в романе «Отцы и дети» В чем заключается драматизм образа Базарова Конфликт двух мировоззрений в романе И. С. Тургенева Давайте поспорим, Базаров Последняя глава романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева Кирсанов Павел Петрович — дядя Аркадия Кирсанова Николай Петрович и Павел Петрович Кирсановы (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети») Базаров — представитель разночинной интеллигенции – по роману Образ «нового человека» в романе "Отцы и дети" Тургенева И.С. Россия конца пятидесятых годов 19 века И. С. Тургенева "Отцы и дети" Три усадьбы в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети" Мифологический и метафорический контекст романа Ивана Тургенева «Отцы и дети» Конфликт двух мировоззрений в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» Почему Базаров так свысока относится к Аркадию Любовь и счастье в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» Жанровые и композиционные особенности романа "Отцы и дети" Был ли Аркадий Кирсанов "добрым приятелем" Базарова Существует ли сегодня проблема отцов и детей Об идейной моде и убеждениях в произведении И. С. Тургенева «Отцы и дети» Афоризмы в романе Тургенева «Отцы и дети» Кто и что повлияло на духовную эволюцию Базарова Женский характер в прозе Тургенева ("Отцы и дети") Способы раскрытия образа Базарова РОМАН И.С.ТУРГЕНЕВА "ОТЦЫ И ДЕТИ". ОБРАЗ БАЗАРОВА. Базаров Евгений Васильевич - главный герой произведения И.С. Тургенева \ Базаров это "новый человек" эпохи 60х годов XIX века. Конфликт Базарова и Кирсанова конфликт двух эпох Роль пейзажа в раскрытии идейно художественного содержания романа Влияние Тургенева на своременников и его место в русской классической литературе. Евгений Базаров и Павел Кирсанов в идейном споре “Отцов и детей” Отцы и дети в изображении И. С. Тургенева (По роману «Отцы и дети») Базаров 4 Основной конфликт романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Художественный прием «психологической пары» в романе «Тайна» Павла Петровича в романе «Отцы и дети» Павел Кирсанов и Евгений Базаров в романе И.С.Тургенева Мое отношение к роману Тургенева «Отцы и дети» Сходное и противоположное в характерах Аркадия и Базарова в романе «Отцы и дети» Сцена у стога (Анализ эпизода из романа Тургенева «Отцы и дети») Базаров и русский народ (по роману И. Тургенева "Отцы и дети") Рассматривая картину В. Перова «На сельском кладбище» я думаю о герое Тургенева Базарове и о его смерти Антитеза в романе Тургенева "Отцы и дети" Трагичность образа Базарова Базаров и его мнимые единомышленники (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»). Герои романа И.С. Тургенева “Отцы и дети” Нравственное противостояние героев в прозе 19 века (на примере романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»). Смогла ли счастливо сложиться жизнь Базарова и Одинцовой? Образ и характеристика Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети» Конфликт, изображенный Тургеневым в романе «Отцы и дети» Роль эпизода «Ночь в Марьино» в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» Полемика с М. Антоновичем о Базарове - главном герое произведения И. С. Тургенева «Отцы и дети» Нужен ли Базаров России? (по статье Д.И. Писарева «Базаров») Как Д.И. Писарев в статье «Базаров» защищает И.С. Тургенева Своеобразие языка романа Ивана Тургенева «Отцы и дети» Роль эпизода в романе Ивана Тургенева «Отцы и дети» Споры Евгения Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым Характеристика образа Кирсанова Аркадия Николаевича Кирсанов Аркадий Николаевич — приятель Евгения Базарова Роль эпизода в романе Ивана Тургенева «Отцы и дети» (приезд Аркадия и Базарова в Марьино) Сатирические мотивы и их роль в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети" ОБРАЗ БАЗАРОВА В РОМАНЕ И.С. ТУРГЕНЕВА “ОТЦЫ И ДЕТИ” Роль пейзажа XI главы в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" Проблема отцов и детей в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Жизненные испытания Базарова в романе «Отцы и дети» Тема дворянства, его роль в жизни по роману «Отцы и дети» Дружба Базарова и Аркадия в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Нужны ли были России такие люди,как Базаров Мировоззренческий кризис Евгения Базарова Базаров Василий Иванович — отец Евгения Проблема отцов и детей в романе Ивана Тургенева ТАИНСТВЕННАЯ КНЯГИНЯ Р. В РОМАНЕ "ОТЦЫ И ДЕТИ" Базаров – Тургенев Любовь и дружба в жизни Базарова Базаров - герой трагический Характеристика женских образов в романе «Отцы и дети» Черты портера Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Фигура Базарова (Роман "Отцы и дети") Отец и сын Кирсановы Художественные особенности романа Тургенева «Отцы и дети» Последняя глава романа «Отцы и дети» Ивана Тургенева Базаров Евгений Васильевич главный герой романа «Отцы и дети» Приёмы Чехова в характеристике героев в романе «Отцы и дети» Три усадьбы в романе Тургенева "Отцы и дети" Герои антагонисты в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети"