Архипелаг ГУЛаг

Александр Исаевич Солженицын.


Краткое изложение
Читается примерно за 9 минут
Сочинения
21 сочинение

«Способ изображения истории в «Архипелаге гулаг» Солженицына»

Сочинение


"Архипелаг ГУЛАГ" был написан А. И. Солженицыным между 1958 и 1967 годами и стал составной частью потока документальной литературы в послесталинскую эпоху. В "Послесловии" к этому произведению автор признал: "Эту книгу писать бы не мне одному, а раздать бы главы знающим людям... Уж я начинал эту книгу, я и бросал её... Но когда вдобавок к уже собранному скрестились на мне еще многие арестантские письма со всей страны -- понял я, что раз дано все это мне, значит я и должен".
Сам автор "Архипелага" определил его жанр и способ изображения в нем истории как "опыт художественного исследования". Солженицын предлагает нам воспринимать эту книгу скорее как "художественный", чем как исторический текст. При этом он рассматривает правду с точки зрения нравственного выбора.
Подтверждение этому можно найти в рассуждениях рассказчика в четвертой главе первого тома: "Я приписывал себе бескорыстную самоотверженность. А между тем был -- вполне подготовленный палач... Пусть захлопнет здесь книгу тот читатель, кто ждет, что она будет политическим обличением. Если б это было так просто! -- что где-то есть черные люди, злокозненно творящие черные дела, и надо только отличить их от остальных и уничтожить. Но линия, разделяющая добро и зло, пересекает сердце каждого человека... В течение жизни одного сердца линия эта перемещается на нем, то теснимая радостным злом, то освобождая пространство рассветающему добру.
Один и тот же человек бывает в свои разные возрасты, в разных жизненных положениях -- совсем разным человеком... А имя -- не меняется, и ему мы приписываем все. Завещал нам Сократ: познай самого себя!"
Допуская возможность того, что он сам, либо кто-нибудь из его сокамерников, либо кто-то еще мог бы стать палачом, Солженицын говорит о главном в своей книге -- поиске правды и человеческой душе. Проблема нравственного выбора человека -- выбора между добром и злом -- для Солженицына важнее любой политической истины.
Для раскрытия главной темы произведения Солженицыну понадобилось хорошо разобраться в исторической обстановке, которую он описывал в "Архипелаге". Поэтому можно сказать, что во внутренней структуре этой книги переплелось личное и историческое.

Из вводной части "Архипелага ГУЛАГ" становится ясно, что многое в нем основано на личном опыте рассказчика -- опыте одиннадцати лет заключения. Автор говорит о том, что личный опыт неотделим от истории, от пережитых событий и опыта поколения. Кроме того, свидетельства эпохи, описываемой Солженицыным, подкреплены показаниями 227 человек. Автор пишет: "Эту книгу непосильно было бы создать одному человеку. Кроме всего, что я вынес с Архипелага... материал для этой книги дали мне в рассказах, воспоминаниях и письмах [перечень из 227 имен]. Я не выражаю им здесь личной признательности: это наш общий дружный памятник всем замученным и убитым".
Эти рассказы привлекаются Солженицыным не только для большей объективности описания, но и для того, чтобы получить право говорить от имени всего поколения. Можно сказать, что личная память Солженицына расширяется за счет показаний свидетелей, а они, в свою очередь, дополняются документами описываемых времен (политическими манифестами, партийными докладами, судебными отчетами и др.).
И все же автор "Архипелага" постоянно напоминает о невозможности "объективной истории". В начале четвертой главы первого тома ("Голубые канты") он объясняет читателю свою точку зрения: "Мы слишком страдаем, углублены в свою боль слишком, чтобы взглядом просвечивающим и пророческим посмотреть на бледных ночных катов, терзающих нас. Внутреннее переполнение горя затопляет нам глаза -- а то какие бы мы были историки для наших мучителей!" В десятой главе ("Закон созрел"), где рассказывается о процессах периода чисток, Солженицын вновь говорит об искаженном восприятии событий жертвами. Он пишет, что на партийных лидеров -- например, на Бухарина -- смотрели, как на "сверхлюдей", как на выдающихся личностей. Солженицын отвергает это, подчеркивая, что эти люди были простыми смертными, а действительно выдающиеся личности среди них встречались редко.
Множество голосов свидетелей в книге противопоставлены Солженицыным единогласию идеологии. Она представлена в книге прямыми цитатами из политических манифестов, документов, судебных отчетов, речей партийных деятелей, газетных статей. Эту "объективную" историю мы встречаем на протяжении всего повествования. Солженицын гневно осуждает идеологию: "...это она дает искомое оправдание злодейству и нужную долгую твердость злодею". По Солженицыну, идеология -- это "та общественная теория, которая помогает ему (злодею) перед собой и перед другими обелять свои поступки, и услышать не укоры, не проклятья, а хвалы и почет".
Можно сделать вывод, что исторический взгляд Солженицына не только субъективный, но и пристрастный. Он резко выступает против духовного и физического подавления человека системой, которую и обслуживает идеология. Своей ярко выраженной оценочностью "Архипелаг ГУЛАГ" отличается от традиционных исторических повествований. Потому что художественная правда неотделима для Солженицына от правды нравственной, правды о человеческой душе, о борьбе между добром и злом, между истиной и ложью. Выбранный автором для "Архипелага ГУЛАГ" способ описания истории, несмотря на сильные элементы субъективности и оценочности (а может, и благодаря им?), создает у нас значительно большее ощущение истории, чем любой самый достоверный исторический источник.
"Скажут нам: что ж может литература против безжалостного натиска открытого насилия? А не забудем, что насилие не живет одно и не способно жить одно: оно непременно сплетено с ложью, -- писал Солженицын. -- А нужно сделать простой шаг: не участвовать во лжи. Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, -- но не через меня". Про самого Солженицына можно сказать, что он сделал этот "простой шаг". Он не только не участвовал во лжи, но и всем своим творчеством постарался разоблачить ее.

Другие сочинения по этому произведению


Цепи рвем на ощупь" сопротивление в условиях несвободы (на примере главы "Сорок дней Кенгира" книги А.И. Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ Архипелаг ГУЛАГ Художественный анализ романа «Архипелаг ГУЛАГ» Жить не по лжи размышления над страницами книги А. И. Солженицына «Архипелаг гулаг» Мироздание Александра Солженицына («Архипелаг ГУЛАГ») Правда, это основная тема книги «Архипелаг ГУЛАГ» Мои размышления о книге Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ" Страшная правда о России ХХ века Многообразие тематики в произведении А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» Страницы книги А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» Палачи и жертвы "Архипелаги" А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» и «Красное колесо» – два совершенно особых произведения в русской художественной литературе Интеллигент в романе Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» Публицистическое исследование романа «Архипелаг ГУЛАГ» Сочинение размышление над романом Солженицына «Архипелаг Гулаг» Неведомый прежде Архипелаг «Архипелаг ГУЛАГ» и «Красное колесо» Сочинение по рассказу А. И. Солженицына "Матренин двор" О книге «Архипелаг ГУЛАГ»