Песнь о вещем Олеге

Александр Сергеевич Пушкин


Краткое изложение
Читается примерно за 5 минут
Сочинения
26 сочинений

«Историческая правда и вымысел в «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина»

Сочинение

Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт, основоположник русской реалистической литературы. Поэт заставляет забыть все мелочи и заботы жизни, пробуждает в человеке все лучшее, глубокое и настоящее. Он является автором особого восприятия мира, поэтому до конца постичь суть его мыслей и чувств невозможно.

В творчестве Пушкина с исключительной яркостью и полнотой выступают лучшие черты русского характера. Тема исторического прошлого родины всегда волновала поэта. Им было написано такое произведение, как «Песнь о вещем Олеге». Это стихотворение описывает конкретное историческое событие, определенную эпоху.

«Песнь о вещем Олеге» была написана в 1822 г., в ней дается поэтическая версия кончины великого русского князя, который прославился своими удачными военными походами и победами над сильными врагами:


Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам,
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.


Согласно летописи Олег совершает поход на Царьград, столицу греческой империи. Он велит вытащить корабли на сушу, поставить их на колеса и поднять паруса. Видя, как на их город посуху движутся морские суда, греки в ужасе соглашаются немедленно выплатить любую дань. Правда, они предпринимают попытку изменить ход войны в свою пользу и выносят Олегу в знак мнимого гостеприимства отравленные пищу и вино. Но хитрость не удается, потому что Олег не принимает угощения. С тех пор прозвали Олега вещим (мудрым). Это случилось не только потому, что он предугадал попытку отравления, но и потому, что он умел предвидеть ход событий и управлять ими, обеспечив удачный исход великой военной кампании.

Кроме того, важное место в стихотворении занимает тема рока, предопределенности будущего:


Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю,
И холод, и сеча ему ничего…
Но примешь ты смерть от коня своего.


Так начинается у автора процесс сомнения, процесс перехода к примирению с действительностью. Он еще будет не раз прерываться в творчестве Пушкина. Иногда поэт будет верить и в лучшее будущее.

Понятие «судьба» занимает центральное место в этом стихотворении. Жизнь человека – это не только область разума, она наполнена чувствами, эмоциями, волнениями:


Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.


Существование такого русского князя, как Олег, – это историческая правда, и автор взял этот факт за основу своего произведения, описал его подвиги, его сильную личность, смелый характер. Но поверье о предопределении судьбы является мифологическим, образным выражением идеи о неизменности законов природы и мироздания. Идея судьбы возникла еще в первобытном обществе, когда человек только начинал понимать и осознавать зависимость своей жизни от окружающей его природы и людей.

Легенду о смерти Олега Пушкин знал с детства, и ее драматизм поразил воображение поэта. Используя эту легенду, он переработал ее, выделив мотив привязанности князя к своему коню и добавив новый образ вдохновенного кудесника, имеющего особую значимость.


Из темного леса навстречу ему
Идет вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.


Считается, что змея – признак смерти и хаоса, основной символ зла и греха.

Судьба может быть подвластна богам, ассоциируется с их волей, а может властвовать над ними. Человек не может предотвратить то, что ему предопределено, потому что от судьбы никуда не уйдешь, ее не изменишь.

Другие сочинения по этому произведению


Песнь о вещем Олеге Сопоставительный анализ «Песни о Вещем Олеге» А. С. Пушкина и эпизода «Смерть Олега» в «Повести временных лет». Сочинение по произведению А. С. Пушкина «Пснь о вещем Олеге» Летописная основа «Песни о вещем Олеге» Пушкина Образ князя Олега в «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина Анализ баллады Пушкина «Песнь о вещем Олеге» (2) Анализ баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» Основная идея «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина Летописный источник «Песни о Вещем Олеге» Песнь о вещем Олеге" Пушкина — "предание веков Баллада Александра Пушкина «Песня о вещем Олеге» Раздумья над произведением «Песня о вещем Олеге» Способы изображения характеров в «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина Основная идея «Песни о вещем Олеге» Александра Пушкина «Песнь о вещем Олеге» баллада из подлинного исторического источника Легенда о славном князе (по стихотворению А.С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге") Поэтизация русского прошлого в произведении Пушкина «Песня о вещем Олеге» Судьба князя Олега (по стихотворению А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге») (2) Сила предсказания (по стихотворению А.С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге") Историческая правда и вымысел в «Песни о вещем Олеге» Александра Пушкина Песнь о вещем Олеге (1) Смерть героя (по произведению Александра Пушкина «Песнь о вещем Олеге») Поэтизация прошлого в балладе «Песнь о вещем Олеге» Судьба князя Олега (по стихотворению А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге») (1) Сочинение по стихотворению Пушкина «Песнь о вещем Олеге»