«Вдохновенная эпическая поэма «Песня про удалого купца Калашникова»»
Сочинение
Вдохновенная эпическая поэма - вдохновенная эпическая поэма, по духу своему близкая былинному эпосу. Былинный запев сразу предупреждает, что она сложена «на старинный лад». И первые же слова ее: «Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!» - вводят читателя в царство народной поэзии и переносят в далекий XVI век. Картины русской жизни XVI века нарисованы с живописной сочностью, с поразительным проникновением в самый дух эпохи. Кирибеевич - «верный слуга» царя. Гусляры не жалеют красок, чтобы нарисовать его. И так легко вообразить Кирибеевича на «степном аргамаке», одетого с тем изысканным щегольством, которое по плечу лишь богатому и знатному человеку. У него есть, кажется, все: он красив, не обижен силой, богат и пользуется почестями которые достаются ему как царскому любимцу. Гусляры поют о нем как о «добром молодце» из песни.
Традиционные поэтические образы: «удалой боец», «молодой боец», «плечи богатырские», «сердце жаркое» - в какой-то степени сближают Кирибеевича с героями былинного эпоса и народных песен. Гусляры и любуются Кирибеевичем, и сочувствуют ему до поры до времени. В этой связи полезно обратить внимание на поэтичность сравнений, относящихся к нему, и на его исповедь царю. Как искренне звучат слова: «Опостыли мне кони легкие, опостыли наряды парчовые». Невольное сострадание возникает, когда слушаешь такое предсказание судьбы из его уст:
* Мои очи слезные коршун выклюет,
* Мои кости сирые дождик вымоет,
* И без похорон горемычный прах
* На четыре стороны развеется!
Отношение гусляров к Кирибеевичу легко понять: ведь всегда привлекательны молодость, красота, удаль, сила характера, глубина чувства. Но как резко меняется интонация гусляров, когда они говорят о «нечестности» Кирибеевича. Теперь он для них не «удалой боец» или «буйный молодец», а неискренний, скрывающий правду «лукавый раб». Во II главе гусляры, кажется, даже не хотят видеть Кирибеевича: они передают свой рассказ о нем Алене Дмитревне, для которой он «разбойник», опозоривший ее, даже поцелуи его - «окаянные». В устах Калашникова появляется эпитет «злой опричник» (в народном творчестве этот эпитет часто является постоянным к слову «разбойник». А разбойник в народных песнях - не столько грабитель сколько человек, попирающий «божеские» законы - законы чести и справедливости, разрушитель чужого счастья).
В Степане Парамоновиче Калашникове сложности и противоречивости нет - это человек цельный, мужественный и решительный. Как и о Кирибеевиче, гусляры поют о нем словами народных песен и сказаний: он «статный молодец», плечи его «могутные», речь «ласковая», сердце «молодецкое», «очи соколиные».
Синтаксические параллелизмы, отрицательные сравнения, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, постоянные эпитеты, олицетворения - весь арсенал поэтических средств устного народного творчества найдут здесь семиклассники. Лермонтов, конечно, не механически повторяет те или иные приемы, он нигде не идет по пути стилизации, но проникается самым духом народной поэзии. Гениальный поэт, он преображает традиционные поэтические образы, делает их яркими и незабываемыми. Среди них особое место занимают сравнения, олицетворения и синтаксические параллелизмы, уподобляющие отношения между людьми миру природы. Как своеобразен, например, намек «царя грозного» опричнику:
* Когда всходит месяц, звезды радуются,
* Что светлей им гулять по поднебесью;
* А которая в тучку прячется,
* Та стремглав на землю падает.
* Или вот ответ братьев Калашникову:
* Куда ветер дует в поднебесьи,
* Туда мчатся и тучки послушные;
* Когда сизый орел зовет голосом
* К нему малые орлята слетаются.
Иногда же, наоборот, картина природы оживает от сравнения с человеческой жизнью (можно вспомнить, например, описание зари, разметавшей «кудри золотистые»).
Другие сочинения по этому произведению
Жить не по лжи
За что гусляры прославляют купца Калашникова в произведении М. Ю. Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»?
Каким я представляю себе купца Калашникова? (по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)
Калашников - носитель национальных черт русского народа
Калашников — носитель лучших свойств русского национального характера
Калашников — носитель лучших черт русского национального характера (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня о купце Калашникове»)
Киребеевич и Калашников (по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова…»)
Любимое произведение («Песня про царя Ивана Васильевича...»)
Моё любимое произведение («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)
Над чем меня заставило задуматься произведение Лермонтова?
Образ царя Ивано Грозного в «Песне про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова
Основной конфликт «Песни про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова
Про царя Ивана Васильевича (по произведению М.Ю. Лермонтова
Своеобразие и уникальность «Песня про царя Ивана Васильевича…»
Смерть за честь (По произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)
Сравнительная характеристика опричника Кирибеевича и купца Калашникова
Фольклорные мотивы в «Песне про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова
Чем поэма «песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и купца Калашникова» близка устному народному творчеству?
Что заинтересовало вас в воспоминаниях и высказываниях М. Ю. Лермонтова? (по произведениям «Песня про купца Калашникова» и «Бородино»)
Анализ поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова М.Ю.
Анализ поэмы Лермонтова «Песня про купца Калашникова»
Образ Алены Дмитриевны в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Образ Кирибеевича в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Портретная характеристика образа купца Калашникова
Образы Ивана Грозного, опричника Кирибеевича, купца Калашникова
Сочинение по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова»
Выражение народного идеала в «Песне про купца Калашникова»
Моё любимое произведение
Образ купца Калашникова, как носителя национальных черт русского народа
Фольклорные мотивы в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова
Мое отношение к поступку купца Калашникова
Поединок чести и бесчестия в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про... удалого купца Калашникова»
Образ царя Ивана Васильевича в поэме Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Фольклор и историзм в "Песне про купца Калашникова" М.Ю. Лермонтова
Калашников – носитель лучших черт русского национального характера
«Песня про царя Ивана Васильевича, и молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтова
В чём смысл противопоставления образа Калашникова образам Кирибеевича и Ивана Грозного в поэме "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"
На чьей стороне правда в «Песне про царя…» М. Ю. Лермонтова
Уникальность «Песни про царя Ивана Васильевича…»
Философский смысл «Песни про царя Ивана Васильевича…»
Лиризация поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Изображение эпохи Ивана Грозного (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про... удалого купца Калашникова») (3)
Связь «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» с устным народным творчеством.
Истинные русские характеры в «Песне про царя Ивана Васильевича»
"Песня про царя Ивана Васильевича..." Лермонтова
Романтизм в поэме Лермонтова "Мцыри" и "Песне про купца Калашникова"
Мое отношение к поступку купца Калашникова (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про... удалого купца Калашникова\
Фольклорные традиции в Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова М. Ю. Лермонтова
Удалой купец Калашников (по "Песне про царя Ивана Васильевича молодого опричника и удалого купца Калашникова")
Художественное своеобразие "Песни про царя Ивана Васильевича…"
Какие лучшие женские качества отразил М. Ю. Лермонтов в образе героини поэмы «Песня про купца Калашникова»
Любовь и честь в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про... удалого купца Калашникова»
Почему купец Калашников победил удалого бойца Кирибеевича (по поэме М. Ю. Лермонтова)
Связь поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…» с народным творчество
Трагическое столкновение героев в «Песне про царя Ивана Васильевича…» М. Ю. Лермонтова
«Песня про царя Ивана Васильевича» историческая поэма
Идейно-художественного смысл «Песни про царя Ивана Васильевича…»
Художественные средства создания характеров в «Песне про царя…»
Изображение эпохи Ивана Грозного (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про... удалого купца Калашникова») (2)
Фольклорные традиции в «Песне про царя Ивана Васильевича молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова 2
Содержание стихотворения «Песня про царя Ивана Васильевича, и молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Каковы причины обращения М.Ю. Лермонтова к русской истории? (по стихотворению "Бородино" и поэме "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова")
Мое отношение к поступку купца Калашникова (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про... удалого купца Калашникова) (1)
Своеобразие и уникальность “Песни про царя Ивана Васильевича...”
Образ Степана Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
М. Ю. Лермонтов. «Песня про купца Калашникова»
Во семье родилась она купеческой,прозывается Аленой Дмитревной
Художественный анализ
Мятеж Калашникова в поэме Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…»
Смерть за честь(по произведению М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича молодого опричника и удалого купца Калашникова")
Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
Быт и нравы Москвы XV в. в «Песне про царя…» М. Ю. Лермонтова
Фольклорные традиции в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Авторское отношение к персонажам в поэме «Песня про купца Калашникова»