Гранатовый браслет

Александр Иванович Куприн


Краткое изложение
Читается примерно за 4 минуты
Сочинения
118 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Русский писатель XX века (идеалы, творчество, судьба)»

Сочинение

XX век подарил нам немало замечательных писателей. Им выпало жить в “минуты роковые” российской истории, в эпоху социальных потрясений. Это было время, когда надежды на обновление мира соединялись с тревогой и настороженным отношением к неизбежным переменам в жизни русских людей. Многим писателям судьба уготовила серьезные испытания, но путь истинного художника никогда не бывает простым. Одним из тех, кто никогда не боялся жизни и не переставал работать над собой, был А. Куприн. Его произведения давно стали любимыми для русских людей, его имя известно не только в нашей стране, но и за рубежом. Однако жизнь писателя не менее интересна, чем его книги.

С самого начала А. Куприну приходилось полагаться на собственные силы и мужество. Отец умер, когда сыну был год, поэтому с раннего детства мальчик был вынужден жить в “больших казенных домах”. Он прошел обычный по тем временам путь сироты “из благородных”: московский пансион, Вторая московская военная академия, Александровское военное училище, четыре года службы в пехотном полку. Но трудностей писатель не боялся никогда. А. Куприн рвался увидеть и испытать все, что доступно человеку. После отставки наступил период столь желаемой писателем воли, открылась, как он сам говорил, “большая, широкая, свободная жизнь”. Сколькими профессиями гордился А. Куприн! Вся жизнь его была стихией, в которую он бросался очертя голову. Биография писателя напоминает авантюрный роман. Он прыгал со второго этажа и отказывался от обещанного за это поцелуя взбалмошной дамочки; верхом на лошади въезжал в ресторан, чтобы выпить рюмку коньяка; со знаменитым Уточкиным летал на воздушном шаре, а с борцом Заикиным — на аэроплане. Все эти приключения, как и все профессии, которые перепробовал А. Куприн, были необходимы ему для творчества. Он рыбачил, чтобы писать о рыбаках, пропадал в цирке, чтобы рассказать о циркачах, даже бывал судьей на борцовских состязаниях. Жизненные впечатления писатель ценил на вес золота. Он жадно впитывал все, что видел и слышал, чтобы потом перенести на бумагу. Знакомясь с произведениями писателя, легко представить вехи его судьбы, понять идеалы. В ранний период творчества А. Куприн испытал сильное влияние натурализма. В рассказах “Лунной ночью”, “Капризы дивы” автор размышляет над ролью случая в человеческой жизни. Эти произведения обычно называют подражательными. По-настоящему об А. Куприне как о талантливом писателе заговорили после появления повести “Молох”. В этом произведении автор выступил беспощадным обличителем современного ему капиталистического общества. Языческий бог Молох стал символом буржуазной цивилизации, хищничества и насилия. Писатель показал, что в жестоком и фальшивом мире духовные ценности превратились в предмет купли-продажи. Безоговорочное отрицание устоев буржуазного общества связано с образом интеллигента и гуманиста Боброва, которому вверены многие авторские мысли. Но, к сожалению, главный герой повести, наделенный обостренной совестливостью, оказался слишком слабым, чтобы протестовать. Как и многие русские писатели, разочаровавшиеся в буржуазных ценностях, увидевшие их пагубное влияние на человеческую душу, А. Куприн искал свой нравственный идеал среди людей, не изуродованных денежными отношениями. Его героями становились “естественные” люди: бродяги, нищие, артисты (“Белый пудель”, “В цирке”). Ярче всего особенности мировоззрения писателя в этот период воплотила повесть “Олеся”. В основу произведения положен конфликт между красотой, цельностью главной героини и безобразием современного мира. В образе Олеси дан глубоко народный характер, сохранивший в неприкосновенности свое величие и чистоту. Обаяние героини — в ее благородстве, яркой самобытности, способности безоглядно отдаваться любви, не становясь пленницей своих чувств. Однако идеал писателя неосуществим. Как отмечал один литературовед, “природный” человек 'чувствует себя свободным “только на своей территории”. Для героини гибельно соприкосновение не только с городской цивилизацией, но и с патриархальной деревней. А. Куприну пришлось “спрятать” свою полесскую колдунью от людей. Ее попытка общения с ними заканчивается трагически.

С поражением России в русско-японской войне и началом первой русской революции открылись новые пути для литературы. Под влиянием исторических событий и собственного опыта А. Куприн пишет повесть “Поединок”.

Художественный смысл сцен, картин, эпизодов произведения составляет осуждение “мертвой пустоты жизни” (жизни в целом, а не только армейского быта), всего, что уродует человеческую душу. О торжестве разумных, чистых, искренних отношений страстно мечтают наиболее близкие автору герои — Ромашов и Назанский. Последний предчувствует неотвратимость глубоких социальных потрясений, в итоге которых жизнь человеческая “станет сладким трудом, свободной наукой, дивной музыкой, веселым, вечным и легким праздником”. Устами этого героя высказаны многие идеи, мысли и настроения писателя. Ромашов же — воплощение любимого авторского образа правдоискателя и гуманиста, в размышлениях и поступках которого отразилась проблема выбора человеком пути к истине и справедливости. Изображая этого молодого героя, А. Куприн прослеживает процесс духовного “распрямления” личности. Но, увы, соприкоснувшись с жизнью и сделав первый шаг на пути к самостоятельности, герой гибнет. Его смерть — приговор бесчеловечной, жестокой действительности. В годы реакции писатель все чаще обращается к теме любви, которая изображается как “первоисточник мира и его властелин”. Авторское отношение к одному из прекраснейших человеческих чувств легко понять, прочитав “Олесю” и “Поединок”. Но окончательно концепция любви оформляется к моменту написания повестей “Суламифь” и “Гранатовый браслет”. А. Куприн изображал ее как чувство, возносящее “в бесконечную высь ценность человеческой личности”. Любящий человек должен быть способен на самопожертвование, нравственный подвиг. Требования писателя очень высоки, потому что любовь для него — это божественный дар, которым наделены только по-настоящему талантливые люди. В повестях А. Куприна один из двух героев приносит себя в жертву, чтобы пробудить душу другого. В бескорыстном служении своему избраннику писатель видел подлинный смысл любви. “Девушка из виноградника” Суламифь в одноименной повести подарила возлюбленному новый взгляд на мир. К моменту первой встречи знаменитый царь Соломон подошел пресыщенным всеми благами, равнодушным к себе и печальным. Любовь к Суламифи открывает ему небывалое счастье и новое понимание бытия. С прекрасной девушкой уставший, разочарованный человек заново переживает свою молодость. Так же естественно, как дарила любовь, Суламифь отдает жизнь, спасая Соломона. Если иудейский царь и его избранница — личности романтические, необыкновенные, то герой повести “Гранатовый браслет” — человек совершенно, казалось бы, прозаический. Он всего лишь скромный телеграфист. Но социальное положение ничего не значит, когда речь идет о способности любить. Незаметный Желтков наделен великим даром платонической любви к женщине. Ценой своей жизни он пробудил душу Веры Николаевны, которая вдруг поняла ненормальность своей размеренной, но фальшивой жизни.

В большинстве произведений А. Куприна печальный финал, хотя его самого считают самым жизнелюбивым среди русских писателей. Гармонии с миром он достигал благодаря творчеству, которое приносило радость и удовлетворение. А, Куприн был счастливым человеком очень долго — до отъезда в эмиграцию. Восемнадцать лет, проведенные за границей, писатель впоследствии назвал годами своего несчастья. Вдали от родины ему жилось хуже, чем кому-либо. Сам он говорил: “Мне нельзя без России. Я дошел до того, что не могу спокойно письма написать туда, ком в горле”. Русским, живущим во Франции, писатель посвятил роман “Жанета” В нем показана душевная драма человека, одинокого, всеми забытого в чужой стране. Эти переживания стали глубоко личными для А. Куприна: невыносимой была скитальческая жизнь изгоя. В конце концов он принял решение вернуться домой. Незадолго до смерти писатель сказал жене: “Мамочка, как жизнь хороша! Ведь мы на родине? Скажи, скажи, кругом — русские! Как это хорошо!”

А. Куприн прожил нелегкую, но яркую жизнь и написал прекрасные книги. Мы благодарны ему за глубокую человечность, тончайший талант, любовь к своей стране, непоколебимую веру в счастье. Произведения А. Куприна — это своеобразная энциклопедия нравственно безупречных человеческих желаний и чувств.

Другие сочинения по этому произведению


«Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире» (По повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет») "Молчать и гибнуть..." (Образ Желткова в повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет") «Благословенна будет любовь, которая сильнее смерти!» (по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет») «Да святится имя твое…» (по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет») «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» (по повести А. Куприна «Гранатовый браслет») "Чистый свет высокой нравственной идеи" в русской литературе Анализ 12 главы повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Анализ произведения «Гранатовый браслет» А. И. Куприна Анализ рассказа "Гранатовый браслет" А.И. Куприна Анализ эпизода «Прощание Веры Николаевны с Желтковым» Анализ эпизода «Именины Веры Николаевны» (по повести А. И. Куприна Гранатовый браслет) Значение символов в рассказе «Гранатовый браслет» Значение символов в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Любовь — сердце всего… Любовь в повести А.И.Куприна "Гранатовый браслет" Любовь в рассказе А. Куприна «Гранатовый браслет Любовь Желткова в представлении других героев. Любовь как порок и как высшая духовная ценность в русской прозе 20 в. (по произведениям А. П. Чехова, И. А. Бунина, А.И. Куприна) Любовь, о которой мечтает каждый. Мои впечатления от прочтения рассказа «Гранатовый браслет» А. И. Куприна Не обедняет ли своей жизни и своей души Желтков, подчиняя всего себя только любви? (по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет») Нравственная проблематика одного из произведений А. И. Куприна (по рассказу «Гранатовый браслет») Одиночество любви (повесть А. И. Куприна «Гранатовый браслет») Письмо литературному герою (По произведению А. И. Куприна "Гранатовый браслет") Прекрасная песнь о любви (по повести «Гранатовый браслет») Произведение А.И.Куприна, которое произвело на меня особое впечатление Реализм в творчестве А. Куприна (на примере «Гранатового браслета») Роль символики в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Роль символических образов в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Роль символических образов в рассказе А. Куприна «Гранатовый браслет» Своеобразие раскрытия любовной темы в одном из произведений русской литературы XX века Символика в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Смысл названия и проблематика рассказа "Гранатовый браслет"А.И.Куприна Смысл названия и проблематика рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Смысл спора о сильной и бескорыстной любви в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Соединение вечного и временного? (на материале рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», романа В. В. Набокова «Машенька», рассказа А. И. Куприна «Гранатовый брас Спор о сильной, бескорыстной любви (по повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет") Талант любви в произведениях А. И. Куприна (по повести «Гранатовый браслет») Тема любви в прозе А. И. Куприна на примере одного из рассказов («Гранатовый браслет»). Тема любви в творчестве Куприна (по повести "Гранатовый браслет") Тема трагической любви в творчестве Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет») Трагическая история любви Желткова (по повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет») Трагическая история любви чиновника Желткова в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Философия любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Что это было: любовь или сумашествие? Мысли о прочитанном рассказе “гранатовый браслет” Тема любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Любовь сильнее смерти (по рассказу А. И. Куприна "Гранатовый браслет") Повесть А.И.Куприна «Гранатовый браслет» "Одержимый" высоким чувством любви (образ Желткова в рассказе А. И. Куприна "Гранатовый браслет") «Гранатовый браслет» Куприна Тема любви в рассказе «Гранатовый браслет» А.И.Куприн "Гранатовый браслет" Любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет. По повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Тема любви в прозе Куприна / "Гранатовый браслет"/ Тема любви в произведениях Куприна (по рассказу "Гранатовый браслет") Тема любви в прозе А. И. Куприна (на примере повести гранатовый браслет) "Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире" (по повести Куприна "Гранатовый браслет") Художественное своеобразие одного из произведений А.И. Куприна Чему научил меня «Гранатовый браслет» Куприна Символ любви (А. Куприн, «Гранатовый браслет») Назначение образа Аносова в повести И. Куприна «Гранатовый браслет» Любовь даже неразделенная есть великое счастье (по повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет") Образ и характеристика Желткова в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Образец сочинения по повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет" Своеобразие раскрытия любовной темы в повести «Гранатовый браслет» Любовь — главная тема повести «Гранатовый браслет» А. И. Куприна Гимн любви (по повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет») Прекрасная песнь о любви (по повести "Гранатовый браслет") Вариант I Реальность образа Желткова Характеристика образа Желткова Г.С. Символические образы в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Поэзия и трагичность любви (по произведениям Куприна) Реализм и романтизм в рассказе «Гранатовый браслет» Спор о сильной, бескорыстной любви Есть такая любовь.. (по повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет») Сочинение на тему "Сила безответной любви в повести Александра Ивановича Куприна "Гранатовый браслет" Поэтика произведений А.И. Куприна. Тема любви в творчестве А.И. Куприна Анализ повести "Гранатовый браслет" Куприна А.И. Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды (по рассказу И.А. Куприна "Гранатовый браслет") Одиночество любви (повесть Куприна “Гранатовый браслет”) Трагизм решения любовной темы в рассказе «Гранатовый браслет» Тема любви в прозе А.И.Куприна. (На примере одного из рассказов.) Портретная характеристика Желткова в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Души героев в рассказе “Гранатовый браслет” А. И. Куприна Сочинение по повести А.И.Куприна "Гранатовый браслет" «Один из самых благоуханных и томительных рассказов о любви и самых печальных — это купринский «Гранатовый браслет» (К. Паустовский) Сочинение по повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Концепция любви в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Поэзия любви (по произведениям А.И. Куприна и И.А. Бунина) Почему большая настоящая любовь прошла мимо(по повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет") Певец возвышенной любви (по повестям Куприна "Гранатовый браслет", "Олеся", "Суламифь") Сочинение Куприн А. И. - Гранатовый браслет Письмо литературному герою "Не верят в мире многие любви" (М. Ю. Лермонтов). Мечта автора о сильной и бескорыстной любви (по повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет») "Горечь" и "сладость" человеческой жизни в изображении И. Бунина и А. Куприна. Прекрасная песнь о любви (по повести "Гранатовый браслет") ВариантII Сочинение по рассказу Куприна «Гранатовый браслет» «Гранатовый браслет» одно из самых задушевных и любимых читателями произведений Куприна Что значит любовь в жизни героев произведений А. И. Куприна? ЛЮБОВЬ КАК ТРАГЕДИЯ НЕЗАУРЯДНОЙ ЛИЧНОСТИ (По произведениям А. И. Куприна) Анализ повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет" «...Я ухожу один, молча, так угодно было Богу и судьбе» (по произведению А. И. Куприна «Гранатовый браслет») О любви в литературе (на примере рассказа «Гранатовый браслет») Прекрасная песнь о любви (по повести «Гранатовый браслет») (2) Трагизм решения любовной темы Скромный канцелярист Желтков лучше и чище Это было его потребностью, смыслом жизни, и это он доказал Письмо литературному герою (По произведению А.. И Куприна "Гранатовый браслет") 2 Прекрасная песнь о любви (по повести «Гранатовый браслет») (3) А. И. Куприн (1870—1938): годы творческой деятельности Образ Желткова в повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет" Когда в рассказе «Гранатовый браслет» тема великой любви раскрывается полностью Любовь бескорыстная самоотверженная не ждущая награды (по рассказу И. А. Куприна «Гранатовый браслет») Главный герой Иван Тимофеевич