Гранатовый браслет

Александр Иванович Куприн


Краткое изложение
Читается примерно за 4 минуты
Сочинения
118 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«"Горечь" и "сладость" человеческой жизни в изображении И. Бунина и А. Куприна.»

Сочинение

И. Бунин и А. Куприн жили и творили в непростые для России времена. Может быть,
поэтому так своеобразны их взгляды на жизнь. Постараемся разобраться, в чём
писатели видят горечь и сладость человеческой жизни.

"Я хочу говорить о печали" - писал Иван Алексеевич Бунин. Горечью пронизаны все
его произведения. В его представлении мир - это бездна, трясина, пучина.
Человеческая жизнь рядом с этой бездной так же ничтожна, как скорлупка корабля
на штормовой волне. Рассказ Бунина "Господин из Сан-Франциско" напоминает
притчу. Богатый пятидесятивосьмилетний американец, имени которого "никто не
запомнил", "на роскошном, ярко освещённом пароходе", отправляется в Италию. Не
получив от поездки ожидаемого удовольствия, он умирает. Его смерть мучительна и
безобразна; американец здесь впервые вызывает сострадание. Не менее безобразно
и отвратительно всеобщее лицемерие, царящее в этом мире. Даже влюблённая пара,
так красиво танцующая в салоне корабля (который сначала везёт "господина из
Сан-Франциско" в Европу, а потом его труп - назад в Америку), оказывается
нанятой за деньги. От всего в этом мире веет горечью, всё фальшиво: и веселье,
и слава, и богатство…

"Жизнь - скучный, зимний день в грязном кабаке, не более…" - говорит капитан в
"Снах Чанга". В этом рассказе, так же как и в "Господине из Сан-Франциско",
действие разворачивается по соседству с бездной. Собака, подобно хозяину,
страдает, мучается и гибнет. Весь рассказ пронизан горечью и тоской по
незримому, высшему Хозяину, к которому ушёл капитан и которого в предсмертном
восторге видит старый Чанг.

Но неужели только горечь видит писатель в жизни? Где спасение от этой
безысходности? Возможно ли счастье, есть ли сладость в человеческой жизни?

Как нельзя лучше отвечает на эти вопросы строчка из "Темных аллей": "Всякая
любовь - великое счастье, даже если она не разделена". То есть сладость
человеческой жизни, по мнению Бунина, заключается в любви. Не в том фальшивом
её изображении, которое мы видим в "Господине из Сан-Франциско", а в настоящем
сильном чувстве, которое способно преодолеть любые препятствия.

Яркий пример такой любви - Надежда из рассказа "Темные аллеи". Она через всю
жизнь пронесла любовь к барину, некогда соблазнившему ее. Влюбленные не
виделись тридцать лет и случайно встретились на постоялом дворе, где Надежда -
хозяйка, а Николай Алексеевич - случайный проезжий. Он не в состоянии подняться
до ее высоких чувств, понять, отчего Надежда не вышла замуж "при такой красоте,
которую…имела". Как можно всю жизнь любить одного лишь человека? Между тем, для
Надежды Николенька на всю жизнь остался идеалом, единственным и неповторимым:
"Сколько ни проходило времени все одним жила. Знала, что давно вас нет
прежнего, что для вас словно ничего не было, а вот… поздно теперь укорять, а
ведь правда, очень бессердечно вы меня бросили". Сменив лошадей, Николай
Алексеевич уезжает, а Надежда навсегда остается на постоялом дворе. Да,
возможно, Надежда несчастлива сейчас, через много лет, но настолько сильно было
то чувство, столько радости и счастья оно принесло, что забыть о нем
невозможно. То есть любовь для главной героини - счастье.

В рассказе "Солнечный удар" любовь выступает чем-то мгновенным, вспышкой,
которая проносится, оставляя в душе глубокий след. Опять же, влюбленные
расстаются, что доставляет страдания главному герою. Сама жизнь без
возлюбленной - это страдание. Он не находит себе места ни в квартире, ни на
улице, вспоминая счастливые моменты, проведенные с ней.

Чтобы убедиться в искренности чувств, по мнению Бунина, нужна непременно
трагедия. Но, несмотря на весь их трагизм, светлое чувство охватывает читателя,
когда перевернута последняя страничка сборника: необычайная светлая сила и
искренность чувств свойственна героям этих рассказов. Любовь у Бунина долго не
живет - в семье, в браке, в буднях. Короткая, ослепительная вспышка, до дна
озарившая души влюбленных, приводит их к трагическому концу - гибели,
самоубийству, небытию.

Но, тем не менее, в этих счастливых мгновениях, ради которых стоит жить и
переносить любые страдания, и заключается сладость человеческой жизни. Таким
образом, горечь и сладость, по мнению Бунина, тесно переплетены: чтобы ощутить
сладость жизни, надо до дна испить чашу её горечи…

А в чём видит горечь и сладость человеческой жизни А. И. Куприн? Мне кажется,
мнения Бунина и Куприна на этот счёт схожи. Только у Куприна чувство горечи
более завуалировано, нежели у Бунина. В его произведениях нет той бездны,
которая вот-вот поглотит весь мир, и фальшь и примитивность в отношениях людей
не так бросается в глаза. "Княгиня Вера, у которой прежняя страстная любовь к
мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы…" - именно
такими словами представляет нам автор главную героиню произведения. Возникает
вопрос: а была ли у неё вообще когда-нибудь настоящая любовь? Впоследствии мы
находим ответ на этот вопрос. Когда во время разговора с генералом Аносовым
Вера сказала: "Возьмите… нас с Васей. Разве можно назвать наш брак
несчастливым?", тот сначала долго молчал, потом "протянул неохотно:

- Ну, хорошо… скажем - исключение…"

Таким образом, мы видим, что герои живут, руководствуясь не чувствами, а
выгодой. А та неподдельная любовь, о которой Куприн говорит в лице Аносова:
"сильна, как смерть… для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на
мучения - вовсе не труд, а одна радость", становится у них поводом для насмешек
и причиной для угроз. Мне кажется, именно в этой людской чёрствости и
неспособности любить по-настоящему видит писатель горечь человеческой жизни…
А сладость человеческой жизни у Куприна (как и у Бунина) - любовь. В
"Гранатовом браслете" главный герой кончает жизнь самоубийством, и толкает его
на этот поступок неразделённая любовь к княгине Вере. Можно было бы
предположить, что любовь принесла ему лишь страдания (горечь, а не сладость).
Однако это не так. Любовь его погубила, но разве можно говорить о том, что она
была несчастной для Желткова? Я думаю, что нельзя. Умирал Желтков не со страхом
от предчувствия смерти, а с приятным чувством того, что эта любовь все-таки
была в его жизни. Об этом свидетельствует выражение лица умершего: "Глубокая
важность была в его закрытых глазах, и губы улыбались блаженно и безмятежно…".
Для героя любовь, хотя она была не взаимна, была единственным счастьем. Об этом
он пишет в своем последнем послании Вере Ивановне: "От глубины души благодарю
Вас, за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным
утешением, единой мыслью".

Итак, мнения Бунина и Куприна по поводу горечи и сладости человеческой жизни во
многом похожи. Для обоих писателей сладостью жизни, счастьем является любовь,
ломающая все преграды на своём пути и побеждающая несмотря ни на что. Горечь
же, по их мнению, заключается в фальшивости и неискренности людских отношений и
в том, что чувства у большинства людей заменены холодной расчетливостью.

Горечь и сладость связаны друг с другом и невозможны друг без друга. Каждый
человек в своей жизни неизбежно встречается и с тем и с другим. И только ощутив
горечь жизни можно понять ее сладость.

Другие сочинения по этому произведению


«Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире» (По повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет») "Молчать и гибнуть..." (Образ Желткова в повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет") «Благословенна будет любовь, которая сильнее смерти!» (по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет») «Да святится имя твое…» (по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет») «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» (по повести А. Куприна «Гранатовый браслет») "Чистый свет высокой нравственной идеи" в русской литературе Анализ 12 главы повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Анализ произведения «Гранатовый браслет» А. И. Куприна Анализ рассказа "Гранатовый браслет" А.И. Куприна Анализ эпизода «Прощание Веры Николаевны с Желтковым» Анализ эпизода «Именины Веры Николаевны» (по повести А. И. Куприна Гранатовый браслет) Значение символов в рассказе «Гранатовый браслет» Значение символов в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Любовь — сердце всего… Любовь в повести А.И.Куприна "Гранатовый браслет" Любовь в рассказе А. Куприна «Гранатовый браслет Любовь Желткова в представлении других героев. Любовь как порок и как высшая духовная ценность в русской прозе 20 в. (по произведениям А. П. Чехова, И. А. Бунина, А.И. Куприна) Любовь, о которой мечтает каждый. Мои впечатления от прочтения рассказа «Гранатовый браслет» А. И. Куприна Не обедняет ли своей жизни и своей души Желтков, подчиняя всего себя только любви? (по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет») Нравственная проблематика одного из произведений А. И. Куприна (по рассказу «Гранатовый браслет») Одиночество любви (повесть А. И. Куприна «Гранатовый браслет») Письмо литературному герою (По произведению А. И. Куприна "Гранатовый браслет") Прекрасная песнь о любви (по повести «Гранатовый браслет») Произведение А.И.Куприна, которое произвело на меня особое впечатление Реализм в творчестве А. Куприна (на примере «Гранатового браслета») Роль символики в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Роль символических образов в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Роль символических образов в рассказе А. Куприна «Гранатовый браслет» Своеобразие раскрытия любовной темы в одном из произведений русской литературы XX века Символика в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Смысл названия и проблематика рассказа "Гранатовый браслет"А.И.Куприна Смысл названия и проблематика рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Смысл спора о сильной и бескорыстной любви в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Соединение вечного и временного? (на материале рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», романа В. В. Набокова «Машенька», рассказа А. И. Куприна «Гранатовый брас Спор о сильной, бескорыстной любви (по повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет") Талант любви в произведениях А. И. Куприна (по повести «Гранатовый браслет») Тема любви в прозе А. И. Куприна на примере одного из рассказов («Гранатовый браслет»). Тема любви в творчестве Куприна (по повести "Гранатовый браслет") Тема трагической любви в творчестве Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет») Трагическая история любви Желткова (по повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет») Трагическая история любви чиновника Желткова в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Философия любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Что это было: любовь или сумашествие? Мысли о прочитанном рассказе “гранатовый браслет” Тема любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Любовь сильнее смерти (по рассказу А. И. Куприна "Гранатовый браслет") Повесть А.И.Куприна «Гранатовый браслет» "Одержимый" высоким чувством любви (образ Желткова в рассказе А. И. Куприна "Гранатовый браслет") «Гранатовый браслет» Куприна Тема любви в рассказе «Гранатовый браслет» А.И.Куприн "Гранатовый браслет" Любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет. По повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Тема любви в прозе Куприна / "Гранатовый браслет"/ Тема любви в произведениях Куприна (по рассказу "Гранатовый браслет") Тема любви в прозе А. И. Куприна (на примере повести гранатовый браслет) "Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире" (по повести Куприна "Гранатовый браслет") Художественное своеобразие одного из произведений А.И. Куприна Чему научил меня «Гранатовый браслет» Куприна Символ любви (А. Куприн, «Гранатовый браслет») Назначение образа Аносова в повести И. Куприна «Гранатовый браслет» Любовь даже неразделенная есть великое счастье (по повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет") Образ и характеристика Желткова в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Образец сочинения по повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет" Своеобразие раскрытия любовной темы в повести «Гранатовый браслет» Любовь — главная тема повести «Гранатовый браслет» А. И. Куприна Гимн любви (по повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет») Прекрасная песнь о любви (по повести "Гранатовый браслет") Вариант I Реальность образа Желткова Характеристика образа Желткова Г.С. Символические образы в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Поэзия и трагичность любви (по произведениям Куприна) Реализм и романтизм в рассказе «Гранатовый браслет» Спор о сильной, бескорыстной любви Есть такая любовь.. (по повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет») Сочинение на тему "Сила безответной любви в повести Александра Ивановича Куприна "Гранатовый браслет" Поэтика произведений А.И. Куприна. Тема любви в творчестве А.И. Куприна Анализ повести "Гранатовый браслет" Куприна А.И. Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды (по рассказу И.А. Куприна "Гранатовый браслет") Одиночество любви (повесть Куприна “Гранатовый браслет”) Трагизм решения любовной темы в рассказе «Гранатовый браслет» Тема любви в прозе А.И.Куприна. (На примере одного из рассказов.) Портретная характеристика Желткова в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Души героев в рассказе “Гранатовый браслет” А. И. Куприна Сочинение по повести А.И.Куприна "Гранатовый браслет" «Один из самых благоуханных и томительных рассказов о любви и самых печальных — это купринский «Гранатовый браслет» (К. Паустовский) Сочинение по повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Концепция любви в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Поэзия любви (по произведениям А.И. Куприна и И.А. Бунина) Почему большая настоящая любовь прошла мимо(по повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет") Певец возвышенной любви (по повестям Куприна "Гранатовый браслет", "Олеся", "Суламифь") Сочинение Куприн А. И. - Гранатовый браслет Письмо литературному герою "Не верят в мире многие любви" (М. Ю. Лермонтов). Мечта автора о сильной и бескорыстной любви (по повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет») Прекрасная песнь о любви (по повести "Гранатовый браслет") ВариантII Сочинение по рассказу Куприна «Гранатовый браслет» «Гранатовый браслет» одно из самых задушевных и любимых читателями произведений Куприна Что значит любовь в жизни героев произведений А. И. Куприна? ЛЮБОВЬ КАК ТРАГЕДИЯ НЕЗАУРЯДНОЙ ЛИЧНОСТИ (По произведениям А. И. Куприна) Анализ повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет" «...Я ухожу один, молча, так угодно было Богу и судьбе» (по произведению А. И. Куприна «Гранатовый браслет») О любви в литературе (на примере рассказа «Гранатовый браслет») Русский писатель XX века (идеалы, творчество, судьба) Прекрасная песнь о любви (по повести «Гранатовый браслет») (2) Трагизм решения любовной темы Скромный канцелярист Желтков лучше и чище Это было его потребностью, смыслом жизни, и это он доказал Письмо литературному герою (По произведению А.. И Куприна "Гранатовый браслет") 2 Прекрасная песнь о любви (по повести «Гранатовый браслет») (3) А. И. Куприн (1870—1938): годы творческой деятельности Образ Желткова в повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет" Когда в рассказе «Гранатовый браслет» тема великой любви раскрывается полностью Любовь бескорыстная самоотверженная не ждущая награды (по рассказу И. А. Куприна «Гранатовый браслет») Главный герой Иван Тимофеевич