Челкаш

Максим Горький


Краткое изложение
Читается примерно за 5 минут
Сочинения
45 сочинений

«Два мира — два мировоззрения в рассказе Максима Горького "Челкаш"»

Сочинение



Максим Горький имел большой опыт скитальческой жизни и в ранних романтических рассказах выражал свое отношение к жизни и людям, свой взгляд на эпоху. Герои многих из этих рассказов — так называемые босяки. Писатель изображает их людьми смелыми, сильными душой. Главное для них — это свобода, которую босяки, как и все мы, понимают по-своему. Они страстно мечтают о какой-то особой жизни, далекой от обыденности. Но найти ее не могут, поэтому уходят бродяжничать, спиваются, кончают жизнь самоубийством.

Самый выразительный из таких людей, на мой взгляд, изображен в рассказе "Челкаш". Челкаш — "старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор". В нем чувствуется что-то опасное, холодное и хищное: "Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством со степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал".

Челкаша устраивает жизнь, которую он ведет: он сам себе хозяин, а проявив "немного труда и много ловкости", может заработать большие деньги. Главное, что он ценит в жизни, — это свобода. Свобода от людей, труда, каких-либо обязанностей.

Его антиподом является крестьянский парень Гаврила, который случайно стал помощником вора и контрабандиста Челкаша. У Гаврилы свои представления о свободе: "Гуляй как хошь. Бога только помни". Челкаша он считает темным и опасным человеком, совершенно лишним и бесполезным. "Пропащий ведь ты… Нет тебе пути…" — говорит он. Наверное, в подобных словах есть доля правды, потому что они выводят из себя Челкаша, он воспринимает их как оскорбление. Вот как он реагирует на слова Гаврилы: "больно ты закомурист… темен ты…": "Он кипел и вздрагивал от оскорбления, нанесенного ему этим молоденьким теленком, которого он во время разговора с ним презирал, а теперь сразу возненавидел за то, что у него такие чистые голубые глаза, здоровое загорелое лицо, короткие крепкие руки, за то, что он имеет где-то там деревню, дом в ней, за то, что его приглашает в зятья зажиточный мужик".

А ведь Челкаш и Гаврила имеют одинаковое социальное происхождение: оба они из крестьян. Но Челкаш давно порвал с деревенской средой, он "чувствовал себя… выброшенным навсегда из того порядка жизни, в котором выработалась та кровь, что течет в его жилах". Тем не менее, многие особенности крестьянской психологии хорошо понятны Челкашу. Привязанность к земле и хозяйству, даже скупость. "А жаден ты!.. Нехорошо… Впрочем, что же? Крестьянин…" — подмечает Челкаш.

Но и выходцы из крестьян по-разному относятся к труду. Если Гаврила мечтает о деньгах для того, чтобы вложить их "в землю", то Челкаш никак не может понять, в чем радость крестьянского труда. Он упорно спрашивает у Гаврилы: "Ну, скажи мне, — заговорил Челкаш. — придешь ты в деревню, женишься, начнешь землю копать, хлеб сеять, жена детей народит, кормов не будет хватать; ну, будешь ты всю жизнь из кожи лезть… Ну, и что? Много в этом смаку?" Смысл жизни для него в другом. Вольная босяцкая жизнь, просторное и могучее море очищают Челкаша от страсти к деньгам. Он глубоко презирает Гаврилу за его жадность, стяжательство.

Горький показывает мучительную борьбу в душе религиозного деревенского парня, которая завершается победой неодолимой силы денег. Когда Гаврила узнает, в какое дело втянул его Челкаш, он мечтает сбежать, боится "душу загубить на всю жизнь". Но после вопроса: "Ну, ежели бы две радужных (двести рублей — автор)?" — настроение парня меняется. Он уже готов согласиться на новое воровство и пожертвовать спасением души: "Да ведь, может… и не загубишь! — улыбнулся Гаврила. — Не загубишь, а человеком на всю жизнь сделаешься".

Следующий поворот сюжета убеждает нас в том, что ради денег Гаврила действительно готов на все. За украденную мануфактуру Челкаш получил 540 рублей. И Гаврила всерьез замышляет убийство напарника. В этот момент вор и гуляка Челкаш вызывает большую симпатию у автора и читателей. "На! Жри… — крикнул он дрожа от возбуждения, острой жалости и ненависти к этому жадному рабу. И, бросив деньги, он почувствовал себя героем". Не удивительно. Челкаш понимает, что духовно он выше и чище, чем тот, кто называл его лишним, ненужным на земле человеком. Мечта Гаврилы осуществляется. "Потом Гаврила снял свой мокрый картуз, перекрестился, посмотрел на деньги, зажатые в ладони, сноба но и глубоко вздохнул, спрятал их за пазуху и широкими, твердыми шагами пошел берегом в сторону, противоположную той, где скрылся Челкаш". Эта, казалось бы, незначительная деталь говорит о многом. Во-первых поступок Челкаша не изменил мировоззрение крестьянского парня. Во-вторых, Гавриле и Челкашу действительно не по пути, слишком по-разному они смотрят на жизнь — Ведь "… вор, гуляк оторванный от всего родного — никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя. Никогда не станет таким… !"

Хотя со времени написания рассказа "Челкаш" прошло более ста лет, он не потерял своего значения и в наше время. Экономический кризис, обнищание большинства населения, падение престижа нравственных ценностей — все это привело к тому, что многие люди считают деньги самым главным в жизни, и неважно, каким способом они добыты. Преодолеть психологию стяжательства непросто, но тот, кто сможет это сделать, станет выше, чище и духовно богаче.

Другие сочинения по этому произведению


«Гордый человек» М. Горького (по рассказу М. Горького «Челкаш») Анализ рассказа М. Горького «Челкаш» Босяки — герои или жертвы?(по рассказу "Челкаш") Герои ранней романтической прозы М.Горького Образ босяка в рассказе М. Горького «Челкаш» Образ Челкаша в рассказе Горького "Челкаш" Образы Челкаша и Гаврилы (по рассказу М. Горького "Челкаш" ) Проблема сильной свободной личности в произведениях Горького рубежа веков (на примере анализа одного рассказа). Роль пейзажа в рассказах И. А. Бунина «Кавказ» и М. Горького «Челкаш» Роль пейзажа в рассказах Л. Н. Толстого «После бала», И.А.Бунина"Кавказ", М. Горького"Челкаш". Роль пейзажа в рассказе Своеобразие проблематики ранней прозы М. Горького на примере одного из рассказов («Челкаш»). Сочинение по рассказу Горького "Челкаш" Сравнение Челкаша и Гаврилы (по рассказу М. Горького «Челкаш») Сходство героев М. Горького и В. Г. Короленко Челкаш и Гаврила в рассказе М. Горького «Челкаш». Человек в творчестве М. Горького Анализ рассказа "Челкаш" Горького Концепция человека в творчестве М. Горького (рецензия на рассказ М. Горького "Челкаш") Челкаш и Васька Пепел (сравнительная характеристика героев) Челкаш и Гаврила — герои противопоставленные друг другу Челкаш и Гаврила в рассказе “Челкаш” Образ Челкаша В чем драма Челкаша и Гаврилы в рассказе Горького «Челкаш» Челкаш и Гаврила в рассказе 4 Пейзаж в рассказе Горького «Челкаш» 1 Сцена финального объяснения Челкаша и Гаврилы, как кульминация повествования в рассказе М. Горького «Челкаш» Своеобразие проблематики ранней прозы М.Горького на примере одного из рассказов Челкаш и Гаврила в рассказе 5 Своеобразие проблематики ранней прозы М. Горького (на примере одного из рассказов) Идейно-художественное своеобразие Челкаш и Гаврила в рассказе 2 Челкаш и Гаврила в рассказе 1 Тема поиска смысла жизни проблемы гордости и свободы Челкаш и Гаврила в рассказе 3 Челкаш и Гаврила в рассказе 6 Сцена финального объяснения Челкаша и Гаврилы, как кульминация повествования Романтичные босяки (М. Горький «Челкаш») Чему посвящен рассказ Горького «Челкаш» Челкаш и Гаврила в рассказе 7 Сочинение по рассказу Максима Горького «Челкаш» Проблема положительного героя в рассказе Горького «Челкаш» Конфликт двух мировоззрений в рассказе М. Горького "Челкаш" Пейзаж в рассказе Горького «Челкаш» 2