Макар Чудра

Максим Горький


Краткое изложение
Читается примерно за 4 минуты
Сочинения
20 сочинения

«Ранняя проза М. Горького (по рассказу "Макар чудра")»

Сочинение

М. Горький известен нам в большей мере как «поэт пролетариата», «выразитель его коллективной души». Действительно, многие произведения этого писателя, ставшие образцом социалистического реа­лизма, посвящены людям, стоявшим у истоков рево­люции, строительства нового общества. Но для полно­го осмысления личности и творчества писателя не ме­нее важны и другие — ранние произведения Горького, исполненные философской романтики.

«Романтика живет не в светских гостиных... Ро­мантику надо искать... среди великой и могучей при­роды,... хотя и не только там... Ибо родина ее в челове­ческих сердцах,., которые... бьются в груди у людей, жаждущих Свободы и Любви», — эти слова Майн Рида с полной уверенностью можно отнести к благо­родным вольнолюбивым героям раннего творчества Горького.

«Несогласие» с «бескрылым» существованием, не­совместимым с «духом смятенным», резкое порица­ние духовной лени и трусости мещан, непривычный для настроений тех лет эмоциональный подъем отли­чает экзотические рассказы «Макар Чудра» и «Стару­ха Изергиль».

Горький всегда осуждал тех, кто не замечал красо­ты мира, тех, кто все подчинял мелким, суетным рас­четам. Всю свою жизнь он вел борьбу против обыва­тельского «антиромантизма», воплощая свои смелые мысли в рассказах, повестях и пьесах.

Своеобразный вызов мещанству, заключающийся в поэтизации кочевой стихии, мы видим в рассказе «Макар Чудра». Картинный цыганский мирок как бы противопоставлен серым обывательским будням. Удивительны и ярки образы героев, созданные авто­ром: колоритная фигура старого цыгана-философа Макара Чудры, его дочери — Нонки, лишь упомяну­той автором, но сделано это так мастерски, что Нонка воспринимается как вполне завершенный образ, уча­стник происходящих событий: «На ее смуглом, мато­вом лице замерла надменность царицы, а в подерну­тых какой-то тенью темно-карих глазах сверкало соз­нание неотразимости ее красоты и презрение ко всему, что не она сама». Но как ни прекрасна молодая цыганка, ей далеко до главной героини повествова­ния Макара — Радды, красоту которой «можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку как свою душу знает». Упоминание скрипки вызывает ас­социации с прекрасной, надрывной, плачущей мело­дией, неподвластной оценке, звучащей соло. Эта ху­дожественная деталь — скрипка в руках у Зобара, та­лантливого музыканта, колоритно выписанного Горьким: «Усы легли на плечи и смешались с кудря­ми, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка — целое солнце...». Красива и душа молодого цыгана: «нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было».

Яркие, почти нереальные персонажи. И чувства их — страстные, обжигающие, не имеют ничего обще­го с чувствами обыкновенных людей. Но для их горя­чей крови мало земной любви: «Волю-то, Лойко, я люблю больше тебя», — говорит красавица Радда сво­ему возлюбленному. Но как ни мила прекрасная цы­ганка Зобару, и для него воля — единственное, ради чего стоит жить. А если «два камня друг на друга ка­тятся, становиться между ними нельзя — изувечат».


Не обрели земное счастье Лойко с Раддой, предпо­читая умереть, чем потерять вольную жизнь.

Погибли молодые герои, но память о них перероди­лась в легенды, передаваемые из уст в уста, как свиде­тельство неискоренимого духа свободы, живущего в человеке.

Дух цыганской свободы, непостижимость бушую­щих в сердцах молодых цыган страстей создают ощу­щение бесконечного простора, бескрайнего простран­ства. Вторят этому и описанные писателем картины природы: «слева — безграничная степь, справа — бес­конечное море». «Месяц серебром всю степь залил, и далеко все видно», а море распевает «мрачный и тор­жественный гимн гордой паре красавцев-цыган».

История их любви, вроде бы случайно рассказан­ная старым цыганом, воспринимается как один из от­ветов на те вопросы, которыми задается Макар Чудра в начале рассказа: в чем смысл человеческой жизни? Кому нужен человек? Надо ли «прощать людей и лю­бить их»?

На первый взгляд, кажется, что вольнолюбивый старик восхищается выбором Радды и Зобара, незави­симость которых не смогла победить даже любовь, но с другой стороны, «...Идешь ты, ну и иди своим путем, не сворачивая в сторону. Прямо и иди. Может, и не за­гниешь даром».

Другие сочинения по этому произведению


Герои ранней романтической прозы М.Горького Проблема любви и свободы в рассказе М. Горького «Макар Чудра» Романтические произведения М. Горького Художественные особенности рассказа М. Горького «Макар Чудра» Сюжеты и герои ранней романтической прозы М. Горького (По рассказу «Макар Чудра») Анализ рассказа М. Горького “Макар Чудра” Сочинение по рассказу Горького «Макар Чудра» Макар Чудра Своеобразие проблематики ранней прозы М.Горького. (На примере одного из рассказов.) Тема свободы в рассказе М. Горького «Макар Чудра» Вопросы и ответы в рассказе М. Горького «Макар Чудра» Рецензия на рассказ М. Горького "Макар Чудра" Своеобразие проблематики ранней прозы М.Горького на примере одного из рассказов ("Макар Чудра") Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах "Макар Чудра" и "Старуха Изергнль" «Макар Чудра» открыл читателям России нового писателя Автор и рассказчик в повествовании (по ранним рассказам "Макар Чудра", "Старуха Изергиль", "Песня о буревестнике") Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» Рассказ «Макар Чудра» — утверждение идеала личной свободы Через красоту к правде («Макар Чудра», «Старуха Изергиль»)