«Ранняя проза М. Горького (по рассказу "Макар чудра")»
Сочинение
М. Горький известен нам в большей мере как «поэт пролетариата», «выразитель его коллективной души». Действительно, многие произведения этого писателя, ставшие образцом социалистического реализма, посвящены людям, стоявшим у истоков революции, строительства нового общества. Но для полного осмысления личности и творчества писателя не менее важны и другие — ранние произведения Горького, исполненные философской романтики.
«Романтика живет не в светских гостиных... Романтику надо искать... среди великой и могучей природы,... хотя и не только там... Ибо родина ее в человеческих сердцах,., которые... бьются в груди у людей, жаждущих Свободы и Любви», — эти слова Майн Рида с полной уверенностью можно отнести к благородным вольнолюбивым героям раннего творчества Горького.
«Несогласие» с «бескрылым» существованием, несовместимым с «духом смятенным», резкое порицание духовной лени и трусости мещан, непривычный для настроений тех лет эмоциональный подъем отличает экзотические рассказы «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль».
Горький всегда осуждал тех, кто не замечал красоты мира, тех, кто все подчинял мелким, суетным расчетам. Всю свою жизнь он вел борьбу против обывательского «антиромантизма», воплощая свои смелые мысли в рассказах, повестях и пьесах.
Своеобразный вызов мещанству, заключающийся в поэтизации кочевой стихии, мы видим в рассказе «Макар Чудра». Картинный цыганский мирок как бы противопоставлен серым обывательским будням. Удивительны и ярки образы героев, созданные автором: колоритная фигура старого цыгана-философа Макара Чудры, его дочери — Нонки, лишь упомянутой автором, но сделано это так мастерски, что Нонка воспринимается как вполне завершенный образ, участник происходящих событий: «На ее смуглом, матовом лице замерла надменность царицы, а в подернутых какой-то тенью темно-карих глазах сверкало сознание неотразимости ее красоты и презрение ко всему, что не она сама». Но как ни прекрасна молодая цыганка, ей далеко до главной героини повествования Макара — Радды, красоту которой «можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку как свою душу знает». Упоминание скрипки вызывает ассоциации с прекрасной, надрывной, плачущей мелодией, неподвластной оценке, звучащей соло. Эта художественная деталь — скрипка в руках у Зобара, талантливого музыканта, колоритно выписанного Горьким: «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка — целое солнце...». Красива и душа молодого цыгана: «нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было».
Яркие, почти нереальные персонажи. И чувства их — страстные, обжигающие, не имеют ничего общего с чувствами обыкновенных людей. Но для их горячей крови мало земной любви: «Волю-то, Лойко, я люблю больше тебя», — говорит красавица Радда своему возлюбленному. Но как ни мила прекрасная цыганка Зобару, и для него воля — единственное, ради чего стоит жить. А если «два камня друг на друга катятся, становиться между ними нельзя — изувечат».
Не обрели земное счастье Лойко с Раддой, предпочитая умереть, чем потерять вольную жизнь.
Погибли молодые герои, но память о них переродилась в легенды, передаваемые из уст в уста, как свидетельство неискоренимого духа свободы, живущего в человеке.
Дух цыганской свободы, непостижимость бушующих в сердцах молодых цыган страстей создают ощущение бесконечного простора, бескрайнего пространства. Вторят этому и описанные писателем картины природы: «слева — безграничная степь, справа — бесконечное море». «Месяц серебром всю степь залил, и далеко все видно», а море распевает «мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев-цыган».
История их любви, вроде бы случайно рассказанная старым цыганом, воспринимается как один из ответов на те вопросы, которыми задается Макар Чудра в начале рассказа: в чем смысл человеческой жизни? Кому нужен человек? Надо ли «прощать людей и любить их»?
На первый взгляд, кажется, что вольнолюбивый старик восхищается выбором Радды и Зобара, независимость которых не смогла победить даже любовь, но с другой стороны, «...Идешь ты, ну и иди своим путем, не сворачивая в сторону. Прямо и иди. Может, и не загниешь даром».
«Романтика живет не в светских гостиных... Романтику надо искать... среди великой и могучей природы,... хотя и не только там... Ибо родина ее в человеческих сердцах,., которые... бьются в груди у людей, жаждущих Свободы и Любви», — эти слова Майн Рида с полной уверенностью можно отнести к благородным вольнолюбивым героям раннего творчества Горького.
«Несогласие» с «бескрылым» существованием, несовместимым с «духом смятенным», резкое порицание духовной лени и трусости мещан, непривычный для настроений тех лет эмоциональный подъем отличает экзотические рассказы «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль».
Горький всегда осуждал тех, кто не замечал красоты мира, тех, кто все подчинял мелким, суетным расчетам. Всю свою жизнь он вел борьбу против обывательского «антиромантизма», воплощая свои смелые мысли в рассказах, повестях и пьесах.
Своеобразный вызов мещанству, заключающийся в поэтизации кочевой стихии, мы видим в рассказе «Макар Чудра». Картинный цыганский мирок как бы противопоставлен серым обывательским будням. Удивительны и ярки образы героев, созданные автором: колоритная фигура старого цыгана-философа Макара Чудры, его дочери — Нонки, лишь упомянутой автором, но сделано это так мастерски, что Нонка воспринимается как вполне завершенный образ, участник происходящих событий: «На ее смуглом, матовом лице замерла надменность царицы, а в подернутых какой-то тенью темно-карих глазах сверкало сознание неотразимости ее красоты и презрение ко всему, что не она сама». Но как ни прекрасна молодая цыганка, ей далеко до главной героини повествования Макара — Радды, красоту которой «можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку как свою душу знает». Упоминание скрипки вызывает ассоциации с прекрасной, надрывной, плачущей мелодией, неподвластной оценке, звучащей соло. Эта художественная деталь — скрипка в руках у Зобара, талантливого музыканта, колоритно выписанного Горьким: «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка — целое солнце...». Красива и душа молодого цыгана: «нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было».
Яркие, почти нереальные персонажи. И чувства их — страстные, обжигающие, не имеют ничего общего с чувствами обыкновенных людей. Но для их горячей крови мало земной любви: «Волю-то, Лойко, я люблю больше тебя», — говорит красавица Радда своему возлюбленному. Но как ни мила прекрасная цыганка Зобару, и для него воля — единственное, ради чего стоит жить. А если «два камня друг на друга катятся, становиться между ними нельзя — изувечат».
Не обрели земное счастье Лойко с Раддой, предпочитая умереть, чем потерять вольную жизнь.
Погибли молодые герои, но память о них переродилась в легенды, передаваемые из уст в уста, как свидетельство неискоренимого духа свободы, живущего в человеке.
Дух цыганской свободы, непостижимость бушующих в сердцах молодых цыган страстей создают ощущение бесконечного простора, бескрайнего пространства. Вторят этому и описанные писателем картины природы: «слева — безграничная степь, справа — бесконечное море». «Месяц серебром всю степь залил, и далеко все видно», а море распевает «мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев-цыган».
История их любви, вроде бы случайно рассказанная старым цыганом, воспринимается как один из ответов на те вопросы, которыми задается Макар Чудра в начале рассказа: в чем смысл человеческой жизни? Кому нужен человек? Надо ли «прощать людей и любить их»?
На первый взгляд, кажется, что вольнолюбивый старик восхищается выбором Радды и Зобара, независимость которых не смогла победить даже любовь, но с другой стороны, «...Идешь ты, ну и иди своим путем, не сворачивая в сторону. Прямо и иди. Может, и не загниешь даром».
Другие сочинения по этому произведению
Герои ранней романтической прозы М.Горького Проблема любви и свободы в рассказе М. Горького «Макар Чудра» Романтические произведения М. Горького Художественные особенности рассказа М. Горького «Макар Чудра» Сюжеты и герои ранней романтической прозы М. Горького (По рассказу «Макар Чудра») Анализ рассказа М. Горького “Макар Чудра” Сочинение по рассказу Горького «Макар Чудра» Макар Чудра Своеобразие проблематики ранней прозы М.Горького. (На примере одного из рассказов.) Тема свободы в рассказе М. Горького «Макар Чудра» Вопросы и ответы в рассказе М. Горького «Макар Чудра» Рецензия на рассказ М. Горького "Макар Чудра" Своеобразие проблематики ранней прозы М.Горького на примере одного из рассказов ("Макар Чудра") Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах "Макар Чудра" и "Старуха Изергнль" «Макар Чудра» открыл читателям России нового писателя Автор и рассказчик в повествовании (по ранним рассказам "Макар Чудра", "Старуха Изергиль", "Песня о буревестнике") Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» Рассказ «Макар Чудра» — утверждение идеала личной свободы Через красоту к правде («Макар Чудра», «Старуха Изергиль»)