««Макар Чудра» открыл читателям России нового писателя»
Сочинение
Необычна жизненная и творческая судьба Максима Горького (Алексея Максимовича Пешкова). Родился он 16(28) марта 1868 года в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика. Рано лишившись родителей, Максим Горький провел детство в мещанской семье деда Каширина, испытал тяжелую жизнь «в людях», много странствовал по Руси. Он узнал быт босяков, безработных, тяжелый труд рабочих и беспросветную нищету, которая с ещё большей силой раскрыла перед будущим писателем противоречия жизни. Чтобы заработать на пропитание, ему пришлось быть и грузчиком, и пекарем, и садовником, и хористом. Все это дало ему такое знание быта низов, которым не обладал в то время ни один писатель. Впечатления этих лет он воплотил позже в трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты».
В 1892 году первый рассказ Горького - «Макар Чудра» открыл читателям России нового писателя. А двухтомный сборник очерков и рассказов, вышедший в 1898 году, принес ему широкую известность. Было что-то удивительное в той быстроте, с которой его имя разнеслось по всем уголкам России. Молодой писатель, в тёмной косоворотке, подпоясанный тонким ремешком, с угловатым лицом, на котором выделялись неуступчиво горящие глаза, выступил в литературе как провозвестник нового мира. Пусть на первых порах он сам ещё отчётливо не сознавал, что это будет за мир, но каждая строчка его рассказов призывала бороться против «свинцовых мерзостей жизни». Необычайная популярность начинающего писателя в России и далеко за её пределами объясняется главным образом тем, что в произведениях раннего Горького выведен новый герой - герой-боец, герой-бунтарь. Для творчества молодого Горького характерны настойчивые поиски героического в жизни: «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике», поэма «Человек».
Беспредельная и гордая вера в человека, способного на высшее самопожертвование, составляет одно из важнейших свойств гуманизма писателя. «В жизни… всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя,- те просто лентяи или трусы или не понимают жизни…» - писал Горький («Старуха Изергиль»). Передовая молодёжь России восторженно встретила эти гордые горьковские слова. Вот что рассказывает рабочий Пётр Заломов, прототип Павла Власова в романе Максима Горького «Мать», об огромной силе революционного воздействия горьковских романтических образов: «Песня о Соколе» была для нас ценнее десятков прокламаций… Разве только мёртвый или неизмеримо низкий, трусливый раб мог от неё не проснуться, не загореться гневом и жаждой борьбы». В эти же годы писатель, рисуя людей из народа, раскрывал их неудовлетворённость жизнью и неосознанное стремление изменить её (рассказы «Челкаш», «Супруги Орловы», «Мальва», «Емельян Пиляй», «Коновалов»). В 1902 году Горький пишет пьесу «На дне». Она проникнута протестом против социальных порядков капиталистического общества и страстным призывом к справедливой и свободной жизни. «Свобода во что бы то ни стало! - вот её духовная сущность». Так определил идею пьесы К. С. Станиславский, поставивший её на сцене МОСАТа.
Мрачный быт костылевской ночлежки изображён Горьким как воплощение социального зла. Судьба обитателей «дна» - грозный обвинительный акт против капиталистического строя. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, - жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестаёт быть человеком, и обречён влачить жалкое существование. Обитатели «дна» выброшены из жизни в силу волчьих законов, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, ему грозит «дно», неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Умерла Анна, кончает с собой Актёр, да и остальные изломаны и изуродованы жизнью. Но под тёмными и угрюмыми сводами ночлежного дома, среди жалких и искалеченных, несчастных и бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о Человеке, о его призвании, о его силе и красоте. «Человек - вот это правда! Всё - в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное - дело его рук и его мозга! Чело-век! Это великолепно! Это звучит… гордо!» если человек в своей сущности прекрасен и только буржуазный строй низводит его до такого состояния, то, следовательно, нужно сделать всё для того, чтобы этот строй уничтожить революционным путём и создать условия, при которых человек станет поистине свободным и прекрасным.
В пьесе «Мещане» (1901) главный герой рабочий Нил при первом появлении на сцене сразу приковывает к себе внимание зрителей. Он сильнее, умнее и добрее других персонажей, выведенных в «Мещанах». По отзыву Чехова, Нил - самая интересная фигура в пьесе. Горький подчёркивал в своём герое целеустремлённую силу, твёрдое убеждение, что «права не дают» - «права берут», веру Нила в то, что человек в силах делать жизнь прекрасной. Горький понимал, что осуществить мечту Нила может только пролетариат и только революционной борьбой. Поэтому писатель подчинил и своё творчество, и общественную деятельность служению революции. Он писал прокламации, издавал марксистскую литературу. За участие в революции 1905 года Горького арестовали и заключили в Петропавловскую крепость. И тогда в защиту писателя со всех концов Земли полетели гневные письма. «Люди просвещенные, люди науки России, Германии, Италии, Франции, соединимся. Дело Горького - дело наше общее. Такой талант, как Горький, принадлежит всему миру.
Весь мир заинтересован в его освобождении», - писал в своём протесте крупнейший французский писатель Анатоль Франс. Царскому правительству пришлось освободить Горького. По выражению писателя Леонида Андреева, Горький в своих произведениях не только предсказывал грядущую бурю, он «бурю звал за собой». В этом и состоял его подвиг в литературе. История Павла Власова («Мать», 1906) показывает сознательное вступление молодого рабочего в революционную борьбу. В борьбе с самодержавием мужает характер Павла, крепнут сознательность, сила воли, настойчивость. Горький первым в литературе вывел рабочего-революционера как героическую личность, чья жизнь - пример для подражания.
Не менее примечателен жизненный путь матери Павла. Из робкой, забитой нуждой женщины, смиренно верующей в бога, Ниловна превратилась в сознательного участника революционного движения, свободного от суеверия и предрассудков, сознающего свое человеческое достоинство. «Собирай, народ, силы свои во единую силу!» - с этими словами обращается Ниловна во время ареста к людям, призывая новых бойцов под знамя революции. Устремленность в будущее, поэтизация героической личности сочетаются в романе «Мать» с реальными событиями и реальными бойцами за светлое будущее. Так в романе полностью раскрывался новый метод изображения жизни - метод социалистического реализма. В первые годы после революции Максим Горький публикует ряд литературных портретов своих современников, воспоминаний, рассказов «о великих людях и благородных сердцах». Перед нами словно оживает галерея русских писателей: Лев Толстой, «самый сложный человек 19 века», Короленко, Чехов, Леонид Андреев… Рассказывая о них, Горький находит точные, живописные, неповторимые краски, раскрывает и своеобразие писательского таланта, и характер каждого из этих выдающихся людей.
Другие сочинения по этому произведению
Герои ранней романтической прозы М.Горького Проблема любви и свободы в рассказе М. Горького «Макар Чудра» Романтические произведения М. Горького Художественные особенности рассказа М. Горького «Макар Чудра» Сюжеты и герои ранней романтической прозы М. Горького (По рассказу «Макар Чудра») Анализ рассказа М. Горького “Макар Чудра” Сочинение по рассказу Горького «Макар Чудра» Макар Чудра Своеобразие проблематики ранней прозы М.Горького. (На примере одного из рассказов.) Тема свободы в рассказе М. Горького «Макар Чудра» Вопросы и ответы в рассказе М. Горького «Макар Чудра» Рецензия на рассказ М. Горького "Макар Чудра" Своеобразие проблематики ранней прозы М.Горького на примере одного из рассказов ("Макар Чудра") Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах "Макар Чудра" и "Старуха Изергнль" Автор и рассказчик в повествовании (по ранним рассказам "Макар Чудра", "Старуха Изергиль", "Песня о буревестнике") Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» Рассказ «Макар Чудра» — утверждение идеала личной свободы Через красоту к правде («Макар Чудра», «Старуха Изергиль») Ранняя проза М. Горького (по рассказу "Макар чудра")