Мастер и Маргарита

Михаил Афанасьевич Булгаков


Краткое изложение
Читается примерно за 12 минут
Сочинения
563 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Воланд в романе «Мастер и Маргарита»»

Сочинение

Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» — многомерное и многослойное произведение. Книга состоит из двух романов — романа о мастере, где действие происходит в Москве 30-х годов, и романа, написанного мастером, где действие происходит в древнем Ершалаиме. Посредником между этими двумя мирами является Воланд. По сути, именно Воланд в романе является двигателем сюжета: все события в «московском пласте» происходят по его инициативе, он же вводит сюжет о Христе. Воланд в булгаковском повествовании уравновешивает реальное и нереальное. Воланд — это мир фантастики, иронии, сомнения и отрицания.

Воланд в романе — прежде всего, исследователь. Он изучает реальный мир, цель его — узнать, изменились ли люди в Москве. С позиции наблюдателя Воланд не вмешивается в естественный ход событий, не устраивает революции и не утверждает царства справедливости на земле. Все московские безобразия происходят объединенными усилиями многих людей, свита же Воланда лишь провоцирует их. Со своей стороны Воланд проводит с людьми «индивидуальную воспитательную работу» — тем или иным способом предупреждает их о дальнейшей судьбе. Люди по-разному реагируют на эти предупреждения: Берлиоз не принимает во внимание, буфетчик Соков бежит к врачу. Некоторые после столкновения с непостижимым в корне меняют свою жизнь, как Иван Бездомный, но для многих она продолжает протекать в том же русле.

Воланд в романе прежде всего проясняет внутреннюю природу реального мира. Интересно, что никто, кроме мастера и Маргариты, не опознает в Воланде Сатану. Почему? Ряд людей не допускает существования в мире чего-либо сверхъестественного. И в этом, возможно, причина массового безумия, вызванного появлением Воланда. От сумасшествия Ивана Бездомного цепочка тянется дальше, и в конце концов целое управление организованно отправляется в клинику Стравинского. Они просто не в состоянии вместить в себя мысль о существовании дьявола. Но если есть дьявол — есть Бог. Таким образом, чертовщина, которую творит Воланд в Москве 30-х годов, является способом доказательства существования Бога «от противного».

Воланд в романе — не носитель всемирного зла, скорее он воздает по заслугам, вершит справедливость. Он наказывает пороки: директора варьете Лиходеева — за пьянство, Никанора Босого — за взятки и доносительство.

Воланд не только наказывает настоящее зло, но и дарует свободу тем, кто достаточно настрадался. Он явно не враг того Бога, которому подвластны недоступные для мастера области света. При внимательном чтении романа обнаруживается, что Воланд, обладая властью над землей, со всеми ее бьющими в глаза несправедливостями и злом, не в силах решить, когда обрываться человеческой жизни. И последнее слово в решении судьбы мастера и Маргариты тоже принадлежит не ему — даже если они и отправляются в подвластные ему области. Да и Пилату приносит свободу заступничество Иешуа. Отсюда, кстати, ясно, что Иешуа — не Бог, ибо как бы он мог ходатайствовать перед самим собой? При всех своих надмирных качествах Иешуа все-таки не Вседержитель.

Иешуа — не традиционный Иисус. Но и Воланд далек от традиционного Мефистофеля, веселого и злорадного искусителя. При всех явных перекличках с образами, созданными Гете и Гуно, Воланд куда величественнее. Сарказм, а не ирония — вот его основная черта. Это и в самом деле падший ангел, главный грех которого составляла гордыня. «Отец лжи» выступает в «Мастере и Маргарите» защитником истины.

Однако, в отличие от Мефистофеля, если Воланд и испытывает людей, если и расставляет для них ловушки, то всегда дает искушенным возможность выбора между добром и злом, шанс использовать свою добрую волю! Поэтому он и не оставляет, подобно Мефистофелю, впечатления существа, стремящегося творить зло, а Добро совершающего лишь невольно.

Всего на три дня появляется Воланд в Москве со своей свитой, но исчезает рутина жизни, спадает покров с серой повседневности. Мир предстает в своей истинной и неизменной, хотя и вечно меняющейся сущности. В этом значение образа Воланда в романе «Мастер и Маргарита».

Роман «Мастер и Маргарита» посвящен истории мастера — творческой личности, противостоящей окружающему миру. История мастера неразрывно связана с историей его возлюбленной. Во второй части романа автор обещает показать «настоящую, верную, вечную любовь». Любовь мастера и Маргариты была именно такой.

Что значит, по М. Булгакову, «настоящая любовь»? Встреча Мастера и Маргариты была случайной, но не случайным было чувство, связавшее их до конца их дней. Не зря они узнают друг друга по «глубокому одиночеству» во взгляде. Это значит, что даже не зная друг друга, они испытывали друг в друге огромную потребность. Именно поэтому и совершилось чудо — они встретились.

«Любовь поразила сразу нас обоих», — говорит мастер. Настоящая любовь властно вторгается в жизнь любящих и преображает ее! Все будничное, обыденное становится ярким и значительным. Когда Маргарита появилась в подвальчике мастера, все мелочи его скудного быта начинали как будто бы светиться изнутри, и все меркло, когда она уходила.

Настоящая любовь — это любовь бескорыстная. До встречи с мастером у Маргариты было все, что нужно женщине для счастья: красивый, добрый, обожавший свою жену муж, роскошный особняк, деньги. «Словом... она была счастлива? — задается вопросом писатель. — Ни одной минуты!.. Что же нужно было этой женщине?., ей нужен был он, мастер, о вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги». Все материальные блага оказываются ничтожными по сравнению с возможностью быть рядом с любимым человеком. Когда у Маргариты не было любви, она готова была даже покончить с собой. Но при этом она не хочет причинить зла своему мужу и, приняв решение, поступает честно: оставляет ему прощальную записку, где все объясняет.

Истинная любовь, следовательно, не может причинить зла никому, она не будет строить свое счастье за счет несчастья другого человека.

Истинная любовь самоотверженна. Маргарита способна принимать интересы и устремления своего возлюбленного как свои, живет его жизнью, помогает ему во всем. Мастер пишет роман — и это становится содержанием жизни Маргариты. Она переписывает набело готовые главы, старается, чтобы мастер был спокоен и счастлив, и в этом видит смысл своей жизни.

Что же такое «верная любовь»? Это определение раскрывается во второй части романа, когда Маргарита остается одна и не имеет никаких известий о мастере. Она вся погружена в ожидание, она буквально не находит себе места. При этом она не просто верна своему чувству, но и не теряет надежды на встречу. И для нее совершенно безразлично, на каком свете эта встреча произойдет.

«Вечной» любовь становится тогда, когда Маргарита проходит испытание встречей с потусторонними силами. Маргарита борется за мастера. Посещая Великий бал полнолуния, Маргарита при помощи Воланда возвращает его. Рядом с возлюбленным она не боится смерти, и за смертной чертой она остается с ним. «Я буду беречь твой сон», — говорит она.

Но как ни переполнена Маргарита любовью и тревогой за мастера, когда настает время просить, она просит не за себя — за Фриду. И не только потому, что Воланд советует ничего не просить у власть имущих. Любовь к мастеру органично соединена в ней с любовью к людям, тяжесть собственных страданий — со стремлением избавить от страданий других.

Любовь связана с творчеством. Судьба любви переплетена с судьбой романа. По мере того, как крепнет любовь, создается роман, и потому произведение — плод любви, и роман одинаково дорог и мастеру, и Маргарите. И если мастер отказывается от борьбы, то Маргарита устраивает разгром в квартире критика Латунского.

Но любовь и творчество существуют среди людей, которые не знают ни того, ни другого. Поэтому они обречены на трагедию. В конце романа мастер и Маргарита уходят из общества, где нет места высоким духовным побуждениям. Мастеру и Маргарите смерть дается как покой и отдых, как свобода от земных мытарств, горя и мучений. Можно ее воспринимать и как награду. Здесь боль самого писателя, боль времени, боль жизни.

Роман М. Булгакова, пережив десятилетия забвения, и сегодня обращен к нам, в наше время. «Настоящая, верная и вечная любовь» — вот главная сущность, отстаиваемая романом.

Другие сочинения по этому произведению


"Люди как люди..." (Быт и нравы Москвы в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".) “Рукописи не горят” (По роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”) «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Мережковский Д.С.) (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») «Ведомство тьмы» и «ведомство света» в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?..» (По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») «Раздвоение Ивана» (анализ 11 главы романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») «Раздвоение Ивана» (анализ главы 11 первой части романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») «Рукописи не горят» (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита») «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» «Я погибаю вместе с тобой» (роль истории Мастера и Маргариты в одноименном романе Булгакова) Анализ 13 главы романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Анализ 19 главы второй части романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Анализ 19-й главы второй части романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Анализ главы «Бал у сатаны» Анализ главы «Великий бал у Сатаны» романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Анализ четвертой главы из первой части романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Анализ эпизода «Великий бал у сатаны» (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»). Анализ эпизода «Разговор Воланда с Левием Матвеем» (глава 29) Анализ эпизода «Великий бал у Сатаны» (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Анализ эпизода допроса Иешуа в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Анализ эпизода допроса Иешуа Га-Ноцри Понтием Пилатом в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Анализ эпизода романа «Мастер и Маргарита»: полет Маргариты над Москвой. Бессмертные нравственные ценности в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Библейская тематика в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Борьба добра и зла в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" Борьба добра и зла. “Мастер и Маргарита” М. Булгакова Булгаков — мистик в кавычках Булгаковская Москва в романе Мастер и Маргарита Булгаковская Москва. Быт и нравы Москвы 30-х годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» В чём проблема нравственного выбора в романе «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова. В чем проявляется булгаковский сарказм в 12-ой главе романа «Мастер и Маргарита» Вечные вопросы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Вечный спор Иешуа с Пилатом (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Воланд и его свита (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Воланд и его свита в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд и его свита в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Все, кружась, исчезает во мгле Всепобеждающая сила любви и творчества в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Выбор Мастера и Маргариты в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Генезис образа Воланда Герой-интеллигент в прозе Булгакова(По роману «Мастер и Маргарита») Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» Добро и Зло в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Допрос во дворце Ирода великого (анализ из главы 2 части 1 романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Допрос во дворце Ирода Великого (анализ эпизода из главы 2, части 1) по роману Булгакова «Мастер и Маргарита» Допрос во дворце Ирода Великого (анализ эпизода из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»). Допрос во дворце Ирода Великого (анализ эпизода романа М.А. БУлгакова «Мастер и Маргарита») Евангельские мотивы в русской литературе XX века Евангельский сюжет в трактовке М. А. Булгакова Есть ли положительные герои в романе «Мастер и Маргарита»? Знакомство Берлиоза и Бездомного с «иностранцем» (анализ главы 1, части 1 романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Знакомство Ивана Бездомного с Мастером (анализ главы 13 «Явление героя» части 1 романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»). Иван Бездомный как один из главных героев в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Идейное значение ершалаимских сцен романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Идея Дома в пьесе М. А. Булгакова «Дни Турбиных» Идея справедливости и её воплощение в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Иешуа и Пилат спор об истине — спор о человеке (роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Изображение мира искусства в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Истинные и мнимые ценности в романе А. М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Истинные и мнимые ценности в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» История любви Мастера и Маргариты по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Как в прозе Булгакова раскрывается тема нравственного выбора человека? (по роману «Мастер и Маргарита») Как отразились в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» идеи справедливости и милосердия? Как я понимаю основную идею романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Как, с точки зрения Булгакова, выстраивается судьба человеческой личности? (по роману «Мастер и Маргарита») Какие темы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» связаны с образом Понтия Пилата? Какую роль в раскрытии идейного смысла романа играет мотив ученичества? Композиция романа «Мастер и Маргарита». Концепция личности в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Кто из героев романа Булгакова «Мастер и Маргарита» становится жертвой свиты Воланда и почему? Литературный мир 20-30-х годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Любовь есть Бог или Дьявол? (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Мастер в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Мастер и Маргарита Мастер и Маргарита (По роману М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита") Мастер и Маргарита в одноименном романе М. А. Булгакова Мое впечатление о романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Мое впечатление от романа Булгакова «Мастер и Маргарита» Мое впечатление от романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Можно ли считать итоговый роман М. А. Булгакова автобиографическим? Мои впечатления после прочтения романа Москва 30-х годов в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Москва в изображении М. Булгакова Москва и москвичи в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Москва М. А. Булгакова Нетрадиционность образа сатаны в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Новозаветная история в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Нравственные эксперименты Воланда в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Нравственные эксперименты Воланда в романе М. А. Булгакова. Образ времени в одном из произведений русской литературы XX века. (М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита».) Образ Маргариты в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Образ Маргариты в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Образ Понтия Пилата в романе М. А. Булгакова Образ Понтия Пилата в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Образ Понтия Пилата и проблема совести (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Образ Понтия Пилата и проблема совести в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" Обыватели тридцатых годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Оригинальные философские трактовки в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Основные темы и проблемы в романе «Мастер и Маргарита» Первое прочтение романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Писательская трагедия Мастера в романе Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” Писательская трагедия Мастера Поиски истины (по роману М. Булгакова “Мастер и Маргарита”) Почему автор выбрал название «Мастер и Маргарита»? Почему в Москву явился Воланд (Роль потусторонних сил в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Почему Мастер в романе «Мастер и Маргарита» заслужил покой, а не свет, а Понтий Пилат заслужил свет? Почему Мастер в финале романа был награждён не светом, а покоем? (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Почему Мастер в финале романа был награжден не светом, а покоем? (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита») Приемы создания портрета героя в одном из произведений русской литературы XX века. (М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита».) Проблема выбора и ее решение в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Проблема нравственного выбора в прозе Булгакова (По романам «Мастер и Маргарита» или «Белая гвардия») Проблема нравственного выбора в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Проблема одиночества в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Проблема счастья в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Проблема художника и власти в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Проблематика и сюжетно-тематические особенности романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Проблематика романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Проблемы творчества и творческой личности в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Пространственно-временная структура романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Пространственно-временная структура романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Путь к истине (по творчеству М. А. Булгакова) Разговор Пилата с Афранием (Анализ эпизода из главы 25 части 2 романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Размышления о романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита Реальное и ирреальное в произведениях М. А. Булгакова «Собачье сердце» и «Мастер и Маргарита». Реальное и фантастическое в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" Роль эпиграфа в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман «Мастер и Маргарита» — итоговое произведение М. А. Булгакова Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» — роман о жизни и о человеке Роман о дьяволе Рукописи не горят… (эссе по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Сатира в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Сатира в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Сатирические образы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Сатирический «роман» Булгакова в «Мастере и Маргарите» Сатирическое изображение Москвы и москвичей в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Сатирическое мастерство М. А. Булгакова Силы добра и зла в «Мастере и Маргарите» Символика лунного света в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Смысл названия одного из произведений русской литературы XX века. Смысл названия романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Смысл эпиграфа в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Советую прочитать (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Страшное и смешное в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Судьба художника в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Судьба Художника в тоталитарном государстве (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита) Судьба художника и тема искусства в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита Судьба человека (на примере романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и поэмы В. Гете «Фауст») Сюжетно-композиционное своеобразие романа «Мастер и Маргарита» Тема бессмертия и воскресения души в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита" Тема Добра и Зла в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема добра и зла в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема добра и милосердия в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема любви в прозе М. А. Булгакова (по роману «Мастер и Маргарита» или «Белая гвардия») Тема любви в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Тема любви и прощения в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема одиночества в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема ответственности в произведениях Булгакова Тема ответственности в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема ответственности в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема ответственности в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Тема свободы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема свободы и ее отражение в одном из произведений русской литературы (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита») Тема творчества в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Только человек ответственен за добро и зло (По роману М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита") Трагедия Мастера (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита») Трагедия Мастера: гений в положении «маленького человека» (роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Трагическая любовь героя в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Трагическая любовь Мастера и Маргариты в конфликте с окружающей пошлостью (по роману М. Булгакова “Мастер и Маргарита”) Три мира в романе Булгакова «Мастер и маргарита» Фантастические образы в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" Фаустовская тема в романе Булгакова “Мастер и Маргарита” Фаустовская тема в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита Христианские мотивы в прозе М. А. Булгакова (по роману «Мастер и Маргарита») Христианские мотивы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Художественное своеобразие романа «Мастер и Маргарита» Художественное своеобразие романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита" Человек и власть в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Чем похож и непохож булгаковский дьявол на своих литературных предшественников Что в мире и человеке открыл мне роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»? Что есть истина? (по страницам романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Что я узнал нового о жизни и о человеке, прочитав роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Эссе о романе М. Булгакова Я хочу рассказать… (о романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Любовь в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова Почему роман «Мастер и Маргарита» назван именно так Основные темы и проблемы в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Книга, которая оставила сильное впечатление. Проблема нравственного выбора в прозе М.А. Булгакова Образ Иешуа в романе «Мастер и Маргарита» Как в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» доказано утверждение: «трусость — самый страшный порок» Образ Мастера Рукописи не горят Проблема одиночества в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Гоголевские традиции Тема творчества в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" Фантастический реализм в романе «Мастер и Маргарита» Композиция и система образов в романе «Мастер и Маргарита» "Все, кружась, исчезает во мгле - неподвижно лишь солнце любви" (В. Соловьев) М. А. БУЛГАКОВ. СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА МИХАИЛА БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА" СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА МИХАИЛА БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА" Художественное своеобразие романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»(2) Азазелло 1 Воланд 2 Сюжетное построение романа Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема власти в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» «Квартирный вопрос» в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Мой любимый роман «Мастер и Маргарита» Наказание за грехи в романе «Мастер и Маргарита» Мотивы создания романа «Мастер и Маргарита» Кто из героев романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» становится жертвой свиты Воланда и почему Характеристика образа Римского Григория Даниловича Характеристика образа Иешуа Га-Ноцри Анализ главы 11 романа Булгакова «Мастер и Маргарита» Таинственные события в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Художественное мастерство (поэтика) Михаила Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» Особенности системы образов в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Особенности композиции романа М/ Булгакова «Мастер и Маргарита» Путь «от мщения к прощению» Кольцо внутреннего монолога и образ Мастера «Книга для каждого освещает наше личное движение к истине». М.Пришвин. (По одному из произведений русской литературы.) Разговор Пилата с Афранием. (Анализ эпизода из главы 25 части 2 романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".) СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА" Характер героя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века Допрос во дворце Ирода Великого (Анализ эпизода из главы 2, части 1 романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".) Вера в человека и ее воплощение в одном из произведении русской литературы. Лукавый обманщик Воланд (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита») Художественное своеобразие романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (1) Разговор с Мастером И судимы были мертвые по написанному в книгах. М. Булгаков Азазелло 2 Любовь и творчество в "Мастере и Маргарите" Изображение Воланда и его свиты Путь мщения (По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») «Мастер и Маргарита», как двойной роман Мастер и Маргарит Почему мне понравился роман «Мастер и Маргарита» Троемирие романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман «Мастер и Маргарита» Анализ 13-ой главы 1-ой части романа М Булгакова «Мастер и Маргарита» Как же создан образ Маргариты «Творческий союз» МАССОЛИТ Христианские мотивы в творчестве Булгакова История создания и анализ романа "Мастер и Маргарита" Булгакова М.А. Значение финала в романе "Мастер и Маргарита" Булгакова М.А. Характеристика образа Степы Характеристика образа Воланда Замысел романа М А Булгакова «Мастер и Маргарита» Сатирические мотивы в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита» Мотив прощения в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита» Фантастика и реальность в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита» «Свет» и «покой» в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита» Размышления над прочитанной книгой (по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита») Что же представляет собой мир в котором живет Мастер и Воланд Встреча Афрания с Пилатом. Обсуждение Пилатом и Афранием Истинная натура москвичей в романе М.Булгакова Фантастические образы в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Пространственно временная структура романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Черный маг" или "Копыто инженера Приемы создания портрета героя в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Гелла в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита» Отрицание поверженной действительности в романе «Мастер и Маргарита» Анализ главы «Как прокуратор пытался спасти Иуду из Карифа» Духовные традиции в романе романа «Мастер и Маргарита» Мастер «вечный скиталец» Сатирическое изображение Москвы 30-х годов в романе М. Булгакова(2) Обыватели тридцатых годов в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» СТРАШНОЕ И СМЕШНОЕ В РОМАНЕ "МАСТЕР И МАРГАРИТА" Философская проблематика в одном из произведений русской литературы двадцатого века Тема любви и прощения в романе «Мастер и Маргарита» Истинная и ложная свобода в романе М А Булгакова "Мастер и Маргарита" Три мира в романе М А Булгакова "Мастер и Маргарита" Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?.." (По роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".) Бегемот 1 Бегемот 2 Коровьев 2 Борьба добра и зла Мастер и Маргарита: Проблема творчества и любви Раздвоение Ивана (Анализ 11 главы романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Центральный персонаж романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» Размышление о дружбе и любви Сочинение по произведениям М. А. Булгакова Евангельская идея божественного в романе «Мастер и Маргарита» Великий бал у Сатаны в романе «Мастер и Маргарита» Анализ главы 1 части первой из романа Булгакова «Мастер и Маргарита» Дьявол и его свита в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Религия в романе «Мастер и Маргарита» Свита Воланда Путь «от мщения к прощению» (по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита») Вечный спор Иешуа с Пилатом Образ времени в одном из произведений русской литературы XX века «Мастер и Маргарита» — итоговое произведение М. А. Булгакова «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?..» Сцена в варьете Проблема творчества в романе "Мастер и Маргарита" Булгакова М.А. Функции образа Воланда Проблема нравственного выбора в романе Мне кажется «Мастер и Маргарита» бессмертное произведение Герой интеллигент в прозе Булгакова (По роману «Мастер и Маргарита») «Настанет время когда не будет власти кесарей ни какой либо иной власти» (М Булгаков) (Тема власти в романе «Мастер и Маргарита») Идейно композиционная роль сцены в театре варьете (по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита») Анализ эпизода из романа Булгакова «Мастер и Маргарита» глава 25-я часть 2-я Проблема свободы и ответственности в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Последние строки романа «Мастер и Маргарита» Основные проблемы в романе Образ Понтия Пилата наказание за трусость Зачем в романе "Мастер и Маргарита" чередуются сцены из московской и ершалаимской жизни «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?..» (По роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита») 3 Борьба добра и зла в романе "Мастер и Маргарита" Кита для каждого освещает наше личное движение к истине". М.Пришвин. (По одному из произведений русской литературы.) «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?..» (По роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») 2 Приемы создания портрета героя в романе «Мастер и Маргарита» Миры романа М А Булгакова "Мастер и Маргарита" Писательская трагедия Мастера 1 Понтий Пилат и Иешуа на «лунной дороге» Кто сказал, что нет любви? Писатель в России - всегда пророк (по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита") Бегемот 3 Воланд 1 Воланд 3 Гелла 2 Коровьев 1 Образ Маргариты Тема внутренней свободы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Мастер и массолит. Две концепции литературного творчества в произведении М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Значение эпиграфа в романе «Мастер и Маргарита» Любовь, прощение в романе «Мастер и Маргарита» Анализ эпизода «Последние похождения Коровьева и Бегемота» в романе «Мастер и Маргарита» О нравственных идеалах романа Булгакова «Мастер и Маргарита» Дьявольский соблазн ума Что я понял прочитав роман «Мастер и Маргарита» Знакомство Берлиоза и Бездомного с «иностранцем» 1 Сочинение по эпизоду романа «Последние похождения Коровьева и Бегемота» Иешуа и Понтий Пилат в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Сатирическое начало в романе М.Булгакова Добро и зло в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 3 Размышления о любви в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Характеристика образа Геллы Мастер и Иешуа Га Ноцри в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита» Мастер и МАССОЛИТ. Две концепции литературного творчества в произведении Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Характеристика образа Бегемота Временная и пространственно смысловая структура романа "Мастер и Маргарита" Проблемы творчества и творческой личности Из памяти не исчезнет пятый прокуратор Иудеи всадник «Иуда Искариот» апокриф Сочинение на тему евангельский и демонический миры в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Роковой выбор Понтия Пилата в романе М Булгакова «Мастер и Маргарита» Сатирическое изображение московского общества в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Фрида детоубийца спасенная Маргаритой из романа "Мастер и Маргарита" Рецензия романа "Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова Мастер и его время в творчестве Булгакова Философское кредо «Мастера и Маргариты» Булгакова и учение Сковороды Что в мире и человеке открыл мне роман «Мастер и Маргарита» Фрида детоубийца спасенная Маргаритой Чем же был необычен Иешуа Коровьев Фагот в романе «Мастер и Маргарита» Судьба художника и тема искусства в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Миры романа "Мастер и Маргарита" "Мастер и Маргарита", тема любви и прощения в романе «Мастер и Маргарита» 1 Знакомство Ивана Бездомного с Мастером (Анализ главы 13 \"Явление героя\" части I романа М.А.Булгакова \"Мастер и Маргарита\") 1 «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?..» (По роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») 1 Добро и зло в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 2 Тема греха и покаяния в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» Вторая и третья квадры в романе М Булгакова "Мастер и Маргарита" Добро и зло в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 1 Новозаветная история в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” 1 Роль фантастики в романе М А Булгакова "Мастер и Маргарита" Писательская трагедия Мастера 2 «Женщина, которая просто прекрасна» (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита») Азазелло - характеристика литературного героя (персонажа) Азазелло 3 Гелла 1 Воланд 4 Тема добра и зла в романе “Мастер и Маргарита” М. Булгакова Тема любви в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Анализ эпизода «Сеанс черной магии в Варьете» Моральный суд над Пилатом в романе «Мастер и Маргарита» Героиня романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» О силе и слабости любви (по роману М. .А Булгакова «Мастер и Маргарита») Понтий Пилат — диалектика недеяния в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема греха и покаяния в романе «Мастер и Маргарита» Бегемот в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Портрет Воланда Мастер и Маргарита: Книга, которая оставила сильное впечатление Булгаковская Москва 2 Также Булгаков говорит о том, что силы добра и зла неразрывно Знакомство Ивана Бездомного с Мастером Образа Варенухи Ивана Савельевича Характеристика образа Азазелло Характеристика образа Левия Матвея Характеристика образа Понтий Пилата Обыватель в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита» Нравственные эксперименты Воланда Вечна душа Мастера в романе «Мастер и Маргарита» Современное звучание романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Стремление к истине и добру в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита» «Кто любит должен разделить участьтого кого он любит» «Сильные люди всегда просты» (По роману Булгакова «Мастер и Маргарита») «Мастер и Маргарита» Булгакова «роман в романе» «Их воскресила любовь» (по роман «Мастер и Маргарита») Христианские мотивы в прозе М. Булгакова (по роману «Мастер и Маргарита») Нравственно философская проблематика романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Временные пространства в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Ирония и гротеск в изображении столкновенья демонических сил с действительностью Мастеру дарован покой (сочинение Булгаков «Мастер и Маргарита») Тревога за судьбу человечества в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Булгаков и Мастер одна общая трагедия Булгаков — воинствующий архаик в своих пристрастиях «Ведомство» Воланда Почему в романе «Мастер и Маргарита» утверждается что трусость — один из самых главных человеческих пороков Женские образы в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Судьба романа «Мастер и Маргарита» Книга правды любви и добра Мастер и его ученик в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Литературный мир 20 30 х годов в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" Роман «Мастер и Маргарита» известнейшее произведение Булгакова Роковая любовь Мастера и Маргариты Проблема выбора корни и истоки в романе «Мастер и Маргарита» Анализ 4-oй главы 1-ой части романа Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема власти в романе «Мастер и Маргарита» Почему Мастер заслужил «покой», а не «свет» Шизофрения болезнь или смена реальности (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») «Их воскресила любовь» (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Автор романа о Понтии Пилате является двойником Булгакова Почему Булгаков изменил варианты названий романа «Явление героя» в романе «Мастер и Маргарита» Тема добра и милосердия в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Допрос во дворце Ирода Великого По страницам романа М А Булгакова "Мастер и Маргарита" Тема свободы и ее отражение в одном из произведений русской литературы Чему нас учат книги Булгакова (по роману "Мастер и Маргарита") Роман Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" Новозаветная история в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” 2 Прощение и вечный приют (библейские главы романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита») Люди как люди... Мастер 1 Знакомство Берлиоза и Бездомного с «иностранцем» 2 Сочинение рассказ о Понтийском Пилате «Мастер и Маргарита» Моменты истины Символика лунного света Фаустовская тема в романе «Мастер и Маргарита» «Мастер и Маргарита» 2 История создания романа «Мастер и Маргарита» Коровьев-Фагот в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Сюжетные линии Мастера и Маргариты в конфликте Евангельский и демонический миры в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Допрос во дворце Ирода Великого (анализ эпизода из романа М..Булгакова «Мастер и Маргарита») Мастер главный герой романа «Мастер и Маргарита» Мастер и его время (по роману Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита") Cкрытая интрига романа Мастер и Маргарита Тема выбора в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" Из истории создания романа «Мастер и Маргарита» Я хочу рассказать вам о книге (по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита") Размышляя над страницами романа «Мастер и Маргарита» Разговор Пилата с Афранием в романе «Мастер и Маргарита» Анализ 19 главы 2 части из романа Булгакова «Мастер и Маргарита» Мир и человек сквозь призму романа М А Булгакова «Мастер и Маргарита» Философия Григория Сковороды и ее воплощение в романе «Мастер и Маргарита» «Великое счастье свободы не должно быть омрачаемо преступлениями против личности иначе — мы убьем свободу своими же руками…» Тема религии в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Евангельские мотивы в русской литературе XX века (по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита») История любви Мастера и Маргариты Полифония романа «Мастер и Маргарита» Анализ эпизода "Разговор Воланда с Левием Матвеем" Тема прощения в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема уничтожения личности в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Почему же именно Воланду автор предоставляет право казнить и миловать Сюжетные линии Мастера и Маргариты в конфликте с окружающей Всепобеждающая сила любви и творчества в романе «Мастер и Маргарита» То что создано гением убить нельзя Зло которое творит Воланд и зло москвичей Тема сочинения Писательская трагедия Мастера Перенесемся в далекий Ершалаим во дворец прокуратора Иудеи Азазелло в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Что есть истина (по страницам романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита") Коровьев ,Фагот в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита» Трехмирность «Мастера и Маргариты» Синтез библейской конкретно исторической и гротескно фантастической образности в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Анализ главы 2 части 1 романа Булгакова «Мастер и Маргарита» Мастер и его время Судьба художника в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман «Мастер и Маргарита» — произведение и сатирическое Сочинение размышление о романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” Прощение и вечный приют (по библейским главам романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Событийное своеобразие романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Гоголевские традиции в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Сюжеты борьбы добра со злом в романе «Мастер и Маргарита» «Литература и революция» в творчестве Булгакова Анализ 12 главы романа "Мастер и Маргарита" Силы зла будут уничтожены самим злом Знакомство Ивана Бездомного с Мастером. (Анализ главы 13 «Явление героя» части I романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») 2 Судьба художника в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Что такое истина? (по роману «Мастер и Маргарита») Герой романа Булгакова «Мастер и Маргарита» Авторская позиция в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" Люди как люди…” (Быт и нравы Москвы в романе М. А.Булгакова “Мастер и Маргарита”.) За что М.А. Булгаков казнил М.А. Берлиоза Характеристика образа Коровьева (Фагота) Характеристика образа Берлиоза Михаила Александровича Размышления о дружбе и любви (по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита») В самом деле что значит в применении к Воланду слова Философская проблематика одного из произведений русской литературы XX века (на примере романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») «Принадлежит вечности»(По роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Христианские мотивы в прозе М.Булгакова (по роману «Мастер и Маргарита») Анализ 11 главы романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Евангельский и демонический миры в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема прощения в романе «Мастер и Маргарита» Деградация душевной природы человека в романе Аналогии романа М Булгакова "Мастер и Маргарита" Личность Булгакова «Мастер и Маргарита» Комическое и трагическое в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Все побеждающая сила любви и творчества в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Гектор Берлиоз Воланд и Берлиоз в романе «Мастер и Маргарита» Анализ сцены «черной магии» в романе Тема добра и милосердия Роль главы «Раздвоение Ивана» в понимании идейного смысла романа М А Булгакова «Мастер и Маргарита» Библейские сюжеты в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Как взаимодействуют добро и зло в художественном мире Философское содержание романа Булгакова "Мастер и Маргарита" Краткий обзор романа «Мастер и Маргарита» Смысл авторского замысла Булгакова «Мастер и Маргарита» Тайны романа «Мастер и Маргарита» Книга правды любви и добра (по роману «Мастер и Маргарита») Сатирическое изображение Москвы 30-х годов в романе М. Булгакова (1) Булгаковская Москва 1 Любовь на страницах романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» «Мастер и Маргарита» Булгаков - Дьявол и его литературные предшественники Люди как люди только квартирный вопрос их испортил (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Что же обеспечило роману «Мастер и Маргарита» успех Иешуа и Воланд Иешуа Га-Ноцри в воображении Мастера Что несут Воланд и его спутники миру :зло или добро Только человек ответственен за добро и зло Здесь Бог с дьяволом борется, а поле битвы – сердца людей Критика по роману "Мастер и Маргарита" Булгакова М.А. Характеристика образа Варенухи Ивана Савельевича Сатирические образы и роль их в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Особенности сатиры в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Соотношение добра и зла в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Свита Воланда в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Ершалаимские главы у Булгакова Сон Понтия Пилата как олицетворение победы человека над самим собой (М.Булгаков "Мастер и Маргарита") Главные мотивы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» как выражение «своего времени и времени вообще» Смысл эпиграфа романа Мастер и Маргарита Эссе о романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" Жанровые особенности романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» «Давайте поклоняться доброте...» (1) Мастер 2 Тема религии в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Почему, на ваш взгляд. Мастер «не заслужил света, он заслужил покой» Мир вечных человеческих ценностей Мастера Маргарита и Воланд Трагическая любовь Мастера и Маргариты в конфликте с окружающей пошлостью Тема счастья в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита» «Искусство стремится непременно к добру…» (По роману Булгакова «Мастер и Маргарита») Роль эпизода «сеанс черной магии» и тема милосердия в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Что это Евангелие от Булкагова или от Мастера или Евангелие от Воланда Как решается проблема учителя и лжеучителя в романе "Мастер и Маргарита" Пространственно временная структура романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"