Александр Исаевич Солженицын.


Биография
Биография писателя
Произведения
7 произведений
Сочинения
62 сочинения

«Размышление над произведениями А. И. Солженицына»

Сочинение



Творческий путь Александра Солженицына чрезвычайно сложный. Его фамилия возникла в конце 60-х, во время хрущевской «оттепели», вспыхнуло, испугав сторонников «негласности» времен «застоя», и исчезла на долгие годы. Солженицын состоялся как писатель, когда ему было больше сорока: в 1962 году в «Новом мире» была напечатана повесть «Один день Ивана Денисовича». Его восхождение проходило очень трудно. Повесть вызвало большое количество критики. Его даже обвиняли в очернительстве советской власти и распространении антигероя. И только с помощью немаловажного мнения А.Т.Твардовского, главного редактора журнала «Новый мир», повесть напечатали, таким образом, она заняла надлежащую ей нишу в литературе тех времен. “Жизненный материл, положенный в основу повести А. Солженицына, - писал А. Твардовский, - необычен в советской литературе. Он несет отзвук тех болезненных явлений в нашем развитии, связанных с периодом развенчанного и отвергнутого партией культа личности, которые по времени, хотя и отстоят от нас не так далеко, представляются нам далеким прошлым. Но прошлое, каким бы оно ни было, никогда не становится безразличным для настоящего. Залог полного и бесповоротного разрыва со всем тем в прошлом, чем оно было омрачено, - в правдивом и мужественном постижении до конца его последствий”.

Солженицын описал в повести один день из лагерной жизни «заключенного» Ивана Денисовича Шухова, причем, по его словам, это сравнительно удачный день. Жизнь «заключенного» писатель описывает не как зритель, а изнутри, подробно показывая мелочи быта людей, что живут за колючей проволокой. Автор точно указывает дату событий - январь 1951 года.

Кем же был Иван Денисович? До военных лет он жил в деревне Телпенево, работал в колхозе, кормил жену и детей. Он был ранен в годы Великой Отечественной Войны, а когда возвращался из Медсанбата в часть, он попадает в плен. Ему удалось бежать, из последних сил он добирается до своих, но его обвиняют в предательстве, говорят, что он помогал вражеской разведке. “Какое же задание - ни Шухов сам не мог придумать, ни следователь. Так и оставили просто - задание”.




* “В самом же деле знал Шухов, что если не подпишет - расстреляют, и хотя можно представить себе, что он в те минуты пережил, как внутри горевал, удивлялся, протестовал, но после долгих лет лагеря он мог вспомнить об этом лишь со слабой усмешкой: на то, чтоб всякий раз возмущаться и удивляться, не хватило бы никаких сил человеческих… Умирать ни за что ни про что глупо, бессмысленно, противоестественно. Шухов выбрал жизнь - хоть лагерную, скудную, мучительную, но жизнь, и тут задачей его стало не просто выжить как-нибудь, любой ценой выжить, но вынести это испытание так, чтобы за себя не было совестно, чтобы сохранить уважение к себе”.


Тем ни менее, он никогда и ни при каких условиях не изменил своему характеру, как и прежде он оставался трудолюбивым, совестливым. Но не только Иван Денисович пострадал. Так же как и он были несправедливо осуждены и брошены за колючую проволоку. Это и капитан второго ранга Буйновский, и Сенька Кловшин, совершивший побег из Бухенвальда, готовивший там восстание против фашистов, и многие другие. Их попытки добиться справедливости были тщетны. Многие стали понимать, что это не просто ошибка, а хорошо работающая система репрессий. Не удивительно, что у многих возникал вопрос: кто же виноват в этом?

* ? “У иного мелькала дерзкая догадка о “батьке усатом”, другой гнал от себя, наверное, эти крамольные мысли и не находил ответа. Не в том ли и была для Ивана Денисовича и его товарищей главная беда, что на вопрос о причинах их несчастья ответа не было”.

Таким образом, в трагедии одной судьбы отразилась трагедия целого народа. Поэт призывал людей не забывать, тех, кто был замучен в лагерях, и осудить тех, кто был виновен в этом. В повести «Один день Ивана Денисовича» рассказывается о верности жизненной правде, о глубокой человечности, о достоинстве и духовных силах человека.